Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиасалон в Сингапуре


6 марта 2012 года Николай Новичков, ВПК


Авиасалон в Сингапуре, проходящий в феврале каждого четного года, никогда не был в числе «сверхприоритетов» российского авиастроения. И не потому, что военно-технического сотрудничества с этой страной у России фактически нет, а потому, что наши предприятия предпочитают «выстреливать» по нечетным годам на декабрьских салонах «ЛИМА» в Малайзии (остров Лангкави), а затем в марте по четным годам – на индийских салонах «ДИФЭКСПО» в Дели и на «ФИДАЕ» в Чили. К тому же в этом году все разом засобирались в индийский Хайдорабад, где в середине марта проводится авиасалон «Индия Авиэйшн». А Индия, как известно, наш стратегический партнер.

 

Но тем не менее российское авиастроение в очередной раз использовало сингапурскую площадку для маркетинга своих наиболее приоритетных проектов и программ, а руководство Объединенной авиастроительной корпорации нашло возможность проинформировать в Сингапуре о ближайших перспективах ОАК.
 
Гражданских машин больше, военных меньше
 
По словам президента ОАК Михаила Погосяна, корпорация планирует с 2014 года производить ежегодно более 200 самолетов. Если в 2010-м предприятия ОАК построили всего 74 воздушных судна, то по итогам 2011-го объем производства вырос до 102 машин, а в 2012 году, как ожидается, будет изготовлено 119 самолетов. В 2013-м корпорация поставит 166 самолетов, а в 2014-м – 200. Всего же за трехлетний период (2012–2014 годы) планируется поставить 485 летательных аппаратов, причем доля самолетов коммерческой авиации (включая коммерческие, транспортные и специальные самолеты) достигнет 36 процентов.
 
Как подчеркнул Погосян, в общем объеме производства ОАК сокращение военной составляющей будет происходить за счет увеличения выпуска гражданской техники. Так, если в 2011 году доля военных самолетов в общем производстве корпорации составила 80 процентов, коммерческих самолетов – 10, транспортных самолетов – 5 и самолетов специального назначения – 5, то к 2014-му эти показатели будут выглядеть следующим образом: военные самолеты – 58 процентов, коммерческие – 27, транспортные – 8 и специального назначения – 7.
 
“ В общем объеме производства ОАК сокращение военной составляющей будет происходить за счет увеличения выпуска гражданской техники ”
В ближайшей перспективе объем выпускаемых ОАК военных самолетов будет снижен до 35 процентов, в то время как объем производства коммерческих летательных аппаратов возрастет до 40, а транспортных – до 25 процентов.
 
В Сингапуре Россия в отличие от многих других экспонентов сделала ставку на гражданскую авиатехнику. В стратегии развития отечественного авиастроения перенос акцента на коммерческие летательные аппараты вполне обоснован. Президент ОАК считает, что у российской гражданской авиатехники высокие перспективы на рынке Юго-Восточной Азии, а наработанный опыт сотрудничества в области военной авиации сегодня необходимо переносить в гражданскую сферу. В этой связи Погосян подчеркнул, что у российских самолетов «Сухой Суперджет 100» и МС-21 хорошие перспективы. С учетом объемов азиатского рынка побеждать будут те, кто создает в регионе совместные предприятия, сервисные центры, развивает инфраструктуру, полагает президент ОАК.
 
«Мы уже имеем заказы из Лаоса, Индонезии. Очень хорошие позиции во Вьетнаме. Индия – наш традиционный партнер, есть перспективы поставок самолетов в Китай», – отметил он. В целом, по словам Погосяна, потребность азиатского рынка в самолетах типа «Сухой Суперджет» составляет 150 машин.
 
Президент ОАК также особо отметил, что получение самолетом «Сухой Суперджет 100» сертификата Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) создало хорошие возможности для продвижения машины на международный рынок.
 
Особым событием на салоне стала презентация самолета МС-21, которую провела корпорация «Иркут» в специальном павильоне. Здесь был представлен натурный макет кабины авиалайнера, ранее демонстрировавшийся на салонах в Ле Бурже, Фарнборо и «МАКС-2011».
 
Как отметил Михаил Погосян, программа МС-21 является важнейшей программой ОАК по гражданским самолетам. В 2011 году было завершено предварительное проектирование машины, и МС-21 наряду с самолетом «Сухой Суперджет 100» интегрированы в одну линейку гражданских воздушных судов, производимых ОАК. Это означает, что при разработке МС-21 опыт, наработанный по программе «Сухой Суперджет 100», был гармонизирован с новыми техническими решениями для МС-21. Для обоих самолетов будет единое послепродажное обслуживание. «Сухой Суперджет 100» создаст базу для продвижения МС-21 на мировой рынок.
 
Как сообщил президент корпорации «Иркут» Алексей Федоров, МС-21 планируется производить в трех вариантах: МС-21-200 – для перевозки 150 пассажиров на расстояние до 3,5 тысячи километров, МС-21-300 – для перевозки 180 пассажиров на расстояние до 5 тысяч километров и МС-21-400 – для перевозки 212 пассажиров при одноклассной компоновке салона на расстояние до 5,5 тысячи километров.
 
По словам Федорова, анализ существующих контрактов показал необходимость начать производство самолета с варианта МС-21-300.
 
В настоящее время выбор основных поставщиков по МС-21 завершен, идет оформление контрактов на поставку комплектующих узлов и деталей.
 
Определена окончательная конфигурация и конструкция самолета, началось рабочее проектирование, и рабочие чертежи в электронном виде передаются на завод-изготовитель в Иркутск, где ведется подготовка производства.
 
Сейчас имеется 235 заказов на МС-21, включая твердые заказы и опционы. Многие авиакомпании заинтересованы в приобретении МС-21 и анализируют эффективность его эксплуатации. Лайнер должен в перспективе заменить эксплуатируемые сейчас среднемагистральные самолеты Ту-154 и Ту-204.
 
Федоров напомнил основные этапы программы МС-21: первый полет – в 2014 году, получение сертификата Межгосударственного авиационного комитета – конец 2016-го, получение международного сертификата EASA или FAA – 2017-й. Первый серийный самолет должен быть выпущен в 2017 году.
 
Рынок для МС-21 оценивается в 1000 машин, включая страны СНГ и Юго-Восточной Азии.
 
Еще одним российским экспонатом в Сингапуре стал самолет-амфибия Бе-200, имеющий перспективы для продвижения на рынок стран ЮВА.
 
Демонстрация Бе-200 в Сингапуре должна была привлечь внимание потенциальных покупателей стран региона к этой машине, принятой в эксплуатацию и эффективно применяемой Министерством по чрезвычайным ситуациям России.
 
Сегодня в составе авиапарка МЧС имеется шесть Бе-200ЧС. Четыре самолета были получены до 2010 года. В 2010-м правительство РФ приняло решение закупить для министерства еще восемь Бе-200ЧС, два из которых были поставлены заказчику в 2011 году. Остальные шесть Бе-200ЧС будут переданы ведомству в течение 2013–2014 годов. Еще один самолет в 2008-м был поставлен МЧС Азербайджана.
 
«В настоящее время ведутся переговоры о поставке Бе-200 ряду зарубежных стран. Иркутский авиационный завод передает производство Бе-200 в Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева. Это же предприятие, входящее в корпорацию «Иркут», занимается маркетингом самолета», – пояснил Федоров.
 
Вице-президент по международному развитию и маркетингу европейского концерна ЕАДС Лионель Шампо, который ныне возглавляет представительство ЕАДС в России, отметил, что после получения в сентябре 2010 года сертификата типа Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) концерн в сотрудничестве с российскими специалистами предпринимает дополнительные усилия по продвижению самолета на мировой рынок.
 
Многофункциональный самолет-амфибия Бе-200 предназначен для тушения пожаров, выполнения поисково-спасательных операций, патрулирования морских акваторий, экологического мониторинга, а также для грузопассажирских перевозок.
 
Американские «козыри»
 
Наиболее масштабную экспозицию на сингапурском салоне развернули Соединенные Штаты. Сокращение оборонного бюджета США в предстоящее 10-летие на 487 миллиардов долларов потребовало от Пентагона уточнения приоритетов в американской военной стратегии. Одним из них является Азиатско-Тихоокеанский регион, который и ранее входил в сферу пристального внимания командования вооруженных сил Соединенных Штатов, а теперь становится высокоприоритетной зоной их интересов.
 
В Сингапуре компания «Локхид Мартин» представила истребитель пятого поколения F-35, активный маркетинг которого ведется по всему миру. Накануне салона Япония в рамках тендера FX объявила о приобретении 42 самолетов F-35A с горизонтальными взлетом и посадкой. Эта машина одержала в конкурсе FX победу над F/A-18E/F «Супер Хорнет» производства «Боинга» и EF-2000 «Тайфун» производства «Еврофайтера».
 
По условиям тендера FX первые четыре F-35A для японцев будут собраны в США и поставлены в 2016 году. Они станут использоваться для обучения экипажей и технической наземной службы. Последующие 38 самолетов будут построены в Японии. Стоимость сделки – 8 миллиардов долларов.
 
F-35A предназначены для замены парка самолетов F-4EJ «Кай Фантом» производства компании «Мицубиси». В дальнейшем Япония может приобрести еще 100–120 F-35 для замены парка истребителей F-15J/DJ «Игл», также выпущенных «Мицубиси».
 
Сейчас решается вопрос об участии японской промышленности в производстве F-35A, поскольку восемь основных финансовых партнеров США в программе истребителя пятого поколения (Австралия, Канада, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Турция, Великобритания) инвестировали в его производство миллиарды долларов и участвуют в изготовлении ряда узлов и агрегатов. Пять стран из этих восьми приняли решение о закупке F-35.
 
В настоящее время F-35 участвует в ряде тендеров, проводимых странами региона. Южная Корея планирует приобрести 40–60 истребителей для замены F-4 и F-5 по программе F-X стоимостью 7,3 миллиарда долларов. Победитель тендера будет объявлен в октябре 2012 года, поставки планируется начать с 2016-го. Наряду с F-35 в тендере участвуют F-15SE и «Тайфун».
 
Тайвань планирует приобретение к 2020 году 60 F-35B короткого взлета и вертикальной посадки (КВВП) и 150 F-35A.
 
Сингапур рассматривает F-35 в качестве замены устаревающего истребительного парка в количестве 100 единиц.
 
Австралия планирует снять с вооружения в 2018–2020 годах 71 F/A-18A/B «Хорнет», а после 2021-го – еще 24 F/A-18F «Супер Хорнет». На замену парка из 100 машин будет выделено свыше 10 миллиардов долларов. Сейчас заказано 14 F-35, хотя приобретение 12 из них может быть задержано. Во втором транше планируется приобрести 58, а в третьем – 28 истребителей этого типа.
 
Как отметил директор развития международного бизнеса по программе F-35 Дейв Скотт, потенциальных заказчиков из стран АТР привлекает в этом самолете обеспечение полной интероперабельности с парком истребителей ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты США, который будет в ближайшей перспективе развернут в АТР.
 
«Возможности истребителя пятого поколения F-35 имеют важное значение для будущей безопасности и стабильности, – заявил Скотт. – В этом регионе в скором времени все три вида американских ВС будут иметь на вооружении F-35 – в Японии, Южной Корее и на Гуаме».
 
Представитель «Локхид Мартина» полагает, что поскольку Россия и Китай разрабатывают малозаметные самолеты J-20 и Т-50 ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), у стран региона формируется потребность в приобретении самолетов типа F-35, обладающих возможностью интеграции в систему ведения сетецентрических боевых действий и способных к сетевому взаимодействию.
 
В Сингапуре «Локхид Мартин» провел специальный брифинг, посвященный новому истребителю F-16V, который пополнил семейство машин «Файтинг Фалкон».
 
Истребитель F-16V имеет бортовую РЛС с активной фазированной антенной решеткой (БРЛС с АФАР), усовершенствованные бортовой компьютер и вычислительную архитектуру борта, усовершенствованную кабину летчика. Все нововведения сделаны по запросу ВВС США и некоторых зарубежных заказчиков.
 
F-16 является наиболее успешно продаваемым в мире боевым самолетом четвертого поколения. До настоящего времени продано почти 4500 машин, включая ВВС 26 стран мира. Программа «Файтинг Фалкон» охватывает различные варианты истребителя: легкий истребитель F-16A/B, F-16C/D, вариант «блок 50/52» и вариант «блок 60».
 
Как пояснили представители «Локхид Мартина», за счет интеграции всех нововведений, реализованных в семействе «Файтинг Фалкон», истребитель F-16V становится новым базовым вариантом семейства F-16. Эта машина представляет переходный вариант к истребителям пятого поколения F-22 и F-35 и может быть востребована странами АТР.
 
Укрепить свои позиции в регионе ЮВА намерена и компания «Нортроп Грумман», производитель бортовых РЛС (БРЛС). Она планирует предложить эксплуатантам истребителей F-16 компании «Локхид Мартин», оснащенных БРЛС с механически сканирующей антенной MSA (mechanically scanning array), провести модернизацию этих станций.
 
F-16 состоят на вооружении ВВС шести стран региона – Сингапура, Тайваня, Таиланда, Южной Кореи, Индонезии и Пакистана. Некоторые из них рассматривают возможность замены БРЛС типа MSA на истребителях F-16 «блок 50» последней модификации на БРЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) типа AESA (active electronic scanning array).
 
«Нортроп Грумман» предлагает для формируемого рынка БРЛС с АФАР в регионе ЮВА уменьшенную БРЛС с электронным сканированием луча SABR (Scalable Agile Beam Radar), которая была разработана на основе опыта проектирования нескольких предыдущих вариантов БРЛС AESA. В их числе БРЛС AN/APG-77 для истребителя пятого поколения F-22 «Рэптор» компании «Локхид Мартин», БРЛС AN/APG-80 для истребителей F-16E/F «блок 60» ВВС ОАЭ и БРЛС AN/APG-81 истребителя F-35. Эти станции были созданы «Нортроп Грумман» на протяжении предыдущих 20 лет и позволили сформировать научно-технический задел для создания БРЛС нового поколения.
 
Из потенциальных заказчиков модернизации БРЛС истребителей F-16 три страны наиболее близки к принятию окончательного решения. В их числе Тайвань, Республика Корея и Сингапур. Численность парка F-16 в этих странах, который может быть подвергнут модернизации своего бортового радиолокационного оборудования, составляет около 350 самолетов.
 
«Нортроп Грумман» имеет мощную производственную линию по выпуску разведывательных БРЛС, применяя в них технологию приемо-передающих модулей БРЛС с АФАР. Применение БРЛС с АФАР позволяет отказаться от традиционной конфигурации «вращающегося обтекателя» антенны РЛС, применяемой на разведывательных самолетах, и создать более надежную и эффективную радиолокационную платформу, обеспечивающую мгновенную передачу цифровых радиолокационных изображений различным пользователям.
 
Прежде всего это самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) E-2D «Усовершенствованный Хоукай» (Advanced Hawkeye). На этом самолете новая БРЛС с АФАР AN/APY-9 скомплексирована с комплектом датчиков, авионики, процессоров и программным обеспечением. Она обеспечивает улучшенное обнаружение и сопровождение целей над подстилающей поверхностью любой формы.
 
Компания поставила ВМС США семь самолетов E-2D. В 2012 году будут проведены войсковые испытания и оценка самолета, а его начальная боеготовность будет достигнута в 2015-м.
 
Большие перспективы на рынке АТР видят и другие американские производители. В частности, компания «Рейтеон» намерена продвинуть на рынок АТР усовершенствованные версии управляемых авиабомб (УАБ) AGM-154 JSOW и ракет AGM-65 «Мэйврик», предназначенных в основном для борьбы с надводными целями.
 
В Сингапуре демонстрировалась версия УАБ JSOW-ER с увеличенной дальностью полета до 400 километров и «Мэйврик» с лазерным наведением.
 
JSOW-ER – вариант УАБ JSOW C-1, снабженный двигателем. В этой системе применяется инерциальная навигационная система с коррекцией по сигналам спутниковой системы GPS. Что же касается ракет «Мэйврик», то хотя они и были сняты с производства почти 20 лет назад, «Рейтеон» возобновила их выпуск в варианте с лазерным наведением в интересах ВВС и ВМС США. В АТР боеприпасы JSOW имеются на вооружении ВВС Сингапура и Австралии, а «Мэйврик» – на вооружении ВВС нескольких стран региона.
 
Немаловажные факторы
Российские производители военной авиатехники рассматривают свои перспективы на рынке АТР с осторожным оптимизмом. Как полагает президент корпорации «Иркут» Алексей Федоров, положительные перспективы продвижения учебно-боевых самолетов (УБС) Як-130 на мировой рынок связаны с их поступлением на вооружение ВВС России в рамках гособоронзаказа.
 
«После подписания контракта на поставку ВВС России 55 Як-130 в период 2012–2015 годов мы почувствовали повышение интереса к нашему самолету за рубежом», – отметил Федоров. В числе потенциальных заказчиков самолета наряду со странами Африки, Ближнего Востока и Южной Америки глава «Иркута» также выделил Юго-Восточную Азию.
 
После поставки в 2011 году первых 16 Як-130 в Алжир «Иркут» рассчитывает расширить круг стран-импортеров этого самолета. В частности, возможность приобретения у России 10 Як-130 рассматривают ВВС Бангладеш, а 6–8 самолетов – ВВС Филиппин.
 
В Сингапуре итальянская компания «Аления Аэрмакки» демонстрировала два учебно-тренировочных самолета Т-346 из состава ВВС Италии. Эти машины представляют вариант УТС М-346, закупленный ВВС Сингапура в количестве 12 единиц. Сингапурский контракт стал первой зарубежной сделкой по М-346. Первый самолет будет поставлен заказчику в конце 2012 года.
 
Однако Алексей Федоров не опасается конкуренции на рынке с М-346, поскольку итальянская модель является чистым УТС, в то время как Як-130 представляет собой полноценный учебно-боевой самолет.
 
«Сейчас целый ряд стран разработал УТС для замены устаревающего парка самолетов этого типа, в числе которых Южная Корея, Китай и другие. Но рынок большой, а наша машина обеспечивает программирование цифровой системы управления для обучения летчиков любой страны. Кроме того, у Як-130 хорошее соотношение «цена – качество» и потенциал для наращивания боевых возможностей», – сказал Федоров.
 
Он также подчеркнул, что планируется оснастить самолет бортовым лазерным целеуказателем для расширения спектра применяемых авиационных средств поражения.
 
По оценке Федорова, на ближайшие 20 лет емкость мирового рынка для УТС и УБС может составить 2–2,5 тысячи машин. «Рассчитываем занять 20–25 процентов этого рынка», – сообщил глава корпорации «Иркут».
 
Учебно-боевой самолет нового поколения Як-130 разработан в ОКБ имени А. С. Яковлева. Это машина двойного применения – может использоваться как учебно-тренировочный, так и легкий ударный самолет. На девяти узлах внешней подвески он способен нести до трех тонн бомб и ракет и обеспечивает выполнение боевых задач с высокой эффективностью.
 
Для учебных целей Як-130 универсален, так как летчики, прошедшие обучение на нем, практически без подготовки могут управлять всеми типами истребителей как российского, так и иностранного производства.
 
Салон в Сингапуре в очередной раз продемонстрировал определенную озабоченность стран АТР быстрым ростом военной мощи Китая. По данным аналитиков лондонского военно-технического издательства «Джейнс», расходы Поднебесной на оборону к 2015 году составят 238,5 миллиарда долларов и превысят консолидированный оборонный бюджет 12 ближайших соседей Китайской Народной Республики (Японии, Индии, Южной Кореи, Австралии, Тайваня, Сингапура, Индонезии, Пакистана, Таиланда, Малайзии, Вьетнама и Новой Зеландии), который к этому времени будет только на уровне 232,5 миллиарда долларов.
 
С 2011 по 2015 год расходы КНР на оборону ежегодно будут возрастать на 18,75 процента, в то время как только у Тайваня темп роста оборонного бюджета составит 10,04 процента, а у остальных стран он будет существенно ниже. В частности, у Индии он составит 6,14 процента, у Японии – 2,48 процента.
 
В 2011 году оборонный бюджет Китая составил 119,8 миллиарда долларов. По этому показателю другие страны АТР расположились после Поднебесной в следующем порядке: Япония (60,344 млрд), Индия (35,383 млрд), Южная Корея (31,338 млрд), Австралия (23,618 млрд), Сингапур (10,01 млрд), Тайвань (9,2 млрд), Индонезия 6,3 млрд), Пакистан (5,7 млрд), Таиланд (5,4 млрд), Малайзия (4,2 млрд), Вьетнам (2,776 млрд), Новая Зеландия (1,969 млрд).
 
К 2015 году, прогнозируют аналитики «Джейнса», по расходам на оборону вышеперечисленные страны будут располагаться после Китая (238,5 млрд долл.) в таком же порядке, только Тайвань обойдет Сингапур: Япония (66,56 млрд), Индия (44,91 млрд), Южная Корея (35,48 млрд), Австралия (27,5 млрд), Тайвань (13,5 млрд), Сингапур (12,32 млрд), Индонезия (8,8 млрд), Пакистан (7,05 млрд), Таиланд (5,6 млрд), Малайзия (4,6 млрд), Вьетнам (3,9 млрд), Новая Зеландия (2,2 млрд).
 
Как видно из вышеприведенных цифр, Сингапур оказался в середине списка и уделяет большое внимание совершенствованию своих вооруженных сил. Однако, как сообщил руководитель российской делегации на салоне, заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) Михаил Петухов, военно-техническое сотрудничество России с Сингапуром находится на весьма низком уровне и требует перемен.
 
По мнению Петухова, прямые поставки отечественной продукции военного назначения в Сингапур маловероятны и от формы взаимоотношений «покупатель – продавец» надо переходить к более современным и взаимовыгодным формам, включающим, например, передачу технологий, проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer