Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиаперевозки – это очень сложный бизнес


7 марта 2012 года Ольга Кудрина, КоммерсантЪ - Казань


Национальный перевозчик авиакомпания «Татарстан» переходит в собственность «Ак барс холдинга». Вчера президент Татарстана Рустам Минниханов заявил, что республика не намерена оставаться в этом бизнесе. Предполагается, что холдинг присоединит новый актив к собственной авиакомпании «Ак барс аэро». Эксперты затруднились назвать сумму сделки, отметив, что вместе с авиакомпанией «Татарстан» ее новый владелец приобретает большие долги.

Вчера президент Татарстана Рустам Минниханов на пресс-конференции сообщил, что правительство республики не станет акционером «Ак барс аэро» по итогам присоединения к ней авиакомпании «Татарстан», которой республика владеет через татарстано-болгарское СП «Тат-Аэро». «Авиаперевозки — это очень сложный бизнес… Мы сказали, что правительство в этом больше участвовать не будет. Мы и так потеряли много денег (на 1 января 2011 года убытки авиакомпании „Татарстан“ составили 10,5 млн руб.—„Ъ“)»,— заявил глава республики. Он предположил, что и болгарские партнеры, четыре года назад привлеченные в качестве стратегического инвестора, «в ближайшее время выйдут из этого бизнеса».

В конце ноября власти Татарстана приняли рекомендацию Росавиации объединить двух перевозчиков «Ак барс аэро» и «Татарстан», чтобы «создать сильного перевозчика в регионе» (см. „Ъ“ от 24 ноября 2011 года). Однако схема объединения на тот момент не была ясна из-за неоднозначной структуры собственников компаний. Так, 99,99% акций авиакомпании «Татарстан» с 4 июля прошлого года владеет ЗАО «Тат-Аэро», учрежденное в марте 2011 года на паритетных началах государственным ОАО «Татарстан-Аэро» и болгарским холдингом «Химимпорт» в лице компаний Bulgaria air и «ТехноИмпортЭкспорт». 97,16% акций «Ак барс аэро» владеет ОАО «Ак барс холдинг» (в совокупности 46,13% акций ОАО принадлежит республике).

Однако позднее министр транспорта и дорожного хозяйства республики Ленар Сафин уточнил, что до конца 2012 года объединение перевозчиков состоится (см. „Ъ“ от 14 февраля). Предполагалось, что авиакомпания «Татарстан» присоединится к «Ак барс аэро». При этом уставный капитал последней увеличится с 3 млрд руб. до 5 млрд руб., в котором болгарской стороне будет принадлежать до 15%, Татарстану — 10-13%, остальное — холдингу «Ак барс».

Вчера „Ъ“ не удалось получить комментарий болгарской стороны в связи с заявлением Рустама Минниханова. Мобильный телефон представителя Bulgaria air, члена совета директоров авиакомпании «Татарстан» Пламена Атанасова отвечал, что «абонент временно недоступен». Между тем в «Тат-Аэро» „Ъ“ сообщили, что болгарские партнеры не оплатили свои 50% акций в СП, а потому фактически не являются совладельцами ЗАО. «Процесс был приостановлен. Болгарская сторона должна выйти из этого общества»,— сказали в компании на условиях анонимности.

Исходя из того, а также из заявления властей республики об отказе участвовать в капитале объединенного авиаперевозчика, можно предположить, что его единственным собственником станет «Ак барс холдинг». Когда состоится сделка по передаче ему авиакомпании «Татарстан» и об ее условиях, вчера стороны предпочли не говорить. Руководитель пресс-службы холдинга Денис Шишканов сказал, что компания пока не дает комментарии на эту тему. Между тем в «Ак барс аэро» „Ъ“ дали понять, что «Ак барс холдинг» фактически уже владеет акциями обоих авиаперевозчиков. Ведущий специалист по маркетингу «Ак барс аэро» Ильгиза Ишимбаева сказала, что компании уже начали консолидацию бизнеса — с начала марта у обеих АК единая справочная служба. Однако на весенне-летнюю навигацию «Татарстан» и «Ак барс аэро» «заявили новые рейсы под своими кодами — У9 и БГ соответственно», отметила она.

Эксперты затруднились назвать стоимость покупки «Ак барс холдингом» авиакомпании «Татарстан». Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов оценил «Татарстан» «в диапазоне от 650 млн до 1 млрд рублей». Но при этом он убежден, что речь идет не о продаже, а о слиянии. «Стоимость продажи оценить нельзя, потому что не известны точные условия сделки между сторонами. Потом, речь идет не о продаже, а о слиянии двух авиакомпаний, и это также важно. Кроме того, у компании имеется задолженность, что также будет оказывать влияние на процесс слияния в целом и на финансовые параметры в частности»,— сказал эксперт.

Некоторые участники рынка предположили, что «справедливой» можно считать цену, по которой 99,99% акций авиакомпании Татарстана перешли в собственность «Тат-Аэро» — ими были оплачены акции ЗАО номинальной стоимостью 680 млн руб. Один из представителей местных авиаперевозчиков сказал, что «и за копейку не купил авиакомпанию „Татарстан“ в том виде, в котором она сейчас,— у нее долгов больше, чем активов» (на 1 января 2011 года ее кредиторская задолженность составляла 649,3 млн руб., все активы — 2,15 млрд, в том числе основные средства – 287,5 млн руб.).

Генеральный директор Ка- занского авиапредприятия Магомед Закаржаев полагает, что собственнику объединенной авиакомпании в первую очередь необходимо выстроить четкую концепцию, чтобы вписаться в российский рынок авиаперевозок. «И начинать надо с определения ниши. Сетевым перевозчиком — типа „Аэрофлота“ или „Сибири“—„Ак барс аэро“ вряд ли может стать даже в отдаленной перспективе. Ей, скорее всего, надо позиционировать себя как регионального перевозчика, выполняющего также чартерные рейсы, интересные для туристических фирм, и активно сотрудничающего с другими авиакомпаниями на основе взаимовыгодных соглашений»,— считает господин Закаржаев.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer