От винта
Летать так летать. Авиационные власти Белоруссии пошли навстречу Москве, требующей увеличить количество рейсов в страну для российских авиакомпаний, и при этом сумели "сохранить лицо". Воздушное сообщение между двумя столицами Союзного государства весной и летом 2012 года будет строиться на принципе равноправия: по пять полетов ежедневно.
За сговорчивость белорусы вознаграждены обещанием доступа к внутренним маршрутам России. Правда, по мнению экспертов, компании "Белавиа" для начала неплохо суметь бы осилить увеличенную регулярность. Но, как сказал после переговоров в Минске вице-премьер белорусского правительства Анатолий Калинин, отвечая на вопрос о рентабельности нового графика, "главное - это удобство пассажиров, и мы должны предоставить максимальную частоту рейсов для бизнеса, туристов". "Экономические вопросы вторичны", - неожиданно быстро подписался он под капитуляцией.
Все-таки в Минске умеют быть сговорчивыми. Хотя такой результат можно считать весьма неожиданным. По крайней мере, после того как Белоруссия внезапно отменила мартовское перемирие угрозой с 13 апреля отменить еще и все полеты российских авиакомпаний вообще, эксперты настраивались на продолжительную позиционную борьбу. Не исключали даже воздушную блокаду.
Опасения усилились накануне переговоров. Минск вновь настойчиво потребовал сократить количество воздушных рейсов и даже пригрозил судом Единому экономическому пространству. Впрочем, не исключено, что именно это и сыграло решающую роль.
Возможно, юристы ему объяснили, что именно суд и именно ЕврАзЭС будет не в его пользу именно потому, что предложения Москвы основаны именно на правилах Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Это его основной принцип - свобода перемещения товаров, услуг, финансового и человеческого капитала. А Москва, собственно, и предлагает либерализацию полетов между союзными столицами.
Иными словами, запахло политикой. Ведь это же можно было трактовать и так, что интеграции подрезают крылья. Хотя вряд ли Минск испугался обвинений в этом. Как бы то ни было, договорились о паритете, но на российских условиях. Новый график вступает в силу с 27 апреля.
Этот компромисс, с одной стороны, учитывает белорусское требование о соблюдении баланса и, таким образом, выглядит весьма корректно с дипломатической точки зрения. Однако, с другой стороны, он означает, что белорусская сторона отказалась от ограничения полетов по маршруту Минск - Москва.
Между тем именно это требование, за которым стоит коммерческий интерес "Белавиа", и подпитывал воздушный конфликт. Неслучайно в разгар противостояния Минск настаивал на сокращении даже до двух рейсов в день. Пока возобладала идея либерализации авиарынка. Больше это устраивает российские компании. Выгоды "Белавиа" как перевозчика, принадлежащего к гораздо более скромной весовой категории, не так очевидны.
Тем не менее российские транспортные чиновники обещали стимулировать партнеров доступом на внутренние авиаперевозки, куда обычно иностранцев не допускают. "Мы взяли себе в качестве домашнего задания проработку вопроса о либерализации воздушного сообщения", - сказал заместитель министра транспорта России Валерий Окулов. В сентябре снова переговоры.
Воздушный конфликт локализован. Быстро и без использования тяжелой артиллерии. Это хорошая новость. И, наверное, в наших отношениях даже прецедент. Причем, если вспомнить о небе, прецедент высокого уровня. Вместе с тем это все-таки еще и урок. Как бы ни был далек полет интеграционной мысли, все-таки пока рано слишком отрываться от земли.
Тему продолжит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Шейнкман: Можно ли этот компромисс назвать паритетом, но на российских условиях?
Гусаров: Я бы не сказал, что принятое решение базируется на российских предложениях. Несомненно, это компромисс. С одной стороны, Россия достигла некоторых уступок с белорусской стороны, и будет выполняться пять рейсов, как и предлагалось с российской стороны.
Но, с другой стороны, Белоруссия защитила свое право выполнять перелеты между Россией и Белоруссией на старых условиях, то есть основываясь на том положении, что мы все-таки разные государства и регулировать полеты между двумя государствами должны межправсоглашения.
А значит, пока на данном этапе будет выполняться ограниченное число рейсов, то есть только те рейсы, которые прописаны в межправсоглашении, и только теми перевозчиками, которые там указаны.
Конечной целью РФ было снятие любых ограничений и применение к полетам между Россией и Белоруссией тех правил, которые установлены в России для внутренних перевозок. То есть любая авиакомпания может заявить о своем желании лететь в любом направлении. И федеральные контролирующие органы всего лишь подтверждают это право, но не имеют полномочий запретить выполнять эти рейсы, только если нет исключительного случая или очень весомых факторов.
Шейнкман: Но вместе с тем представитель России Валерий Окулов заявил о том, что домашним заданием будет отработка либерализации авиарынка. То есть к этому все равно намерены подойти, видимо, в сентябре.
Гусаров: Несомненно, это единственный путь, единственная цель, к которой надо стремиться. Другое дело, насколько сложным будет этот процесс переговоров. Мы знаем неуступчивость белорусской стороны по многим вопросам, в том числе это касается и авиации. Поэтому я думаю, что этот процесс переговоров будет очень долгим и сложным.
Но вода камень точит. Все равно рано или поздно предложения российской стороны будут приняты. Просто деваться некуда: весь мир идет по пути либерализации авиаперевозок, и мы не можем остаться на обочине прогресса.