Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Жизнь вопреки


12 апреля 2012 года Ирина Якутенко, Lenta.ru


Прошедший год, хотя и был юбилейным для российской космонавтики, оказался для отрасли на редкость неудачным. В феврале ракета-носитель "Рокот" не смогла вывести на орбиту геодезический спутник "Гео-ИК-2", а в ноябре неудачей, причем на самом первом этапе, закончилась попытка запустить первую за долгое время межпланетную станцию "Фобос-Грунт". Незадолго до этих печальных событий Россия потеряла три спутника ГЛОНАСС, научный аппарат для изучения Солнца "Коронас-Фотон" и спутник связи "Меридиан-2". В преддверии 12 апреля сотрудники одного из ведущих РАНовских институтов, занимающегося космическими разработками, решили рассказать о том, какие достижения все-таки есть у страны на этом поприще.

В советские времена все связанные с космосом работы выполняли многочисленные КБ и НИИ, в большей или меньшей степени засекреченные. После распада Союза в 1992 году было образовано Федеральное космическое агентство, которое курирует космическую политику России и заведует всем, что связано с запуском любых аппаратов за пределы Земли. Научные же разработки по-прежнему в немалой степени остались в ведении институтов. Первое десятилетие после развала СССР поставило практически все НИИ страны на грань выживания, так что никаких по-настоящему сложных приборов их сотрудники не создавали.
 
В 2000-х жизнь в институтах стала чуть полегче, и в них начали поступать какие-никакие средства на реализацию задумок исследователей и инженеров. Более или менее оправиться от системного кризиса и продолжить работу удалось институту космических исследований РАН (ИКИ РАН) - головному академическому институту по исследованию и использованию космического пространства в интересах фундаментальных наук. Именно его сотрудники решили рассказать журналистам о том, чего удалось добиться российским разработчикам космической отрасли в последние годы. В пресс-конференции участвовали директор ИКИ РАН Лев Зеленый, руководитель отдела физики космической плазмы института Анатолий Петрукович, руководитель отдела планет и малых тел Солнечной системы Олег Кораблев и ведущий научный сотрудник отдела астрофизики высоких энергий, лауреат премии президента для молодых ученых Михаил Ревнивцев.
 
В основном ученые говорили о разработках, выполненных в их собственном институте, однако можно предположить, что общие тенденции в ИКИ РАН не сильно отличаются от того, как живут другие НИИ, связанные с космосом. Их деятельность можно условно разделить на три направления: создание аппаратов для околоземных исследований, работа над межпланетными миссиями и участие в проектах по изучению дальнего космоса.

Рядом с Землей

Основной постулат пресс-конференции заключался в том, что российская космическая отрасль существует не только в будущем времени - "мы запустим", что у нее есть достижения, которые можно, в буквальном смысле, пощупать руками. Одним из главных "околоземных" достижений ИКИ стал микроспутник "Чибис-М" для изучения молний. Этот аппарат может изучать грозовые разряды в очень широком диапазоне: от радио- и оптического до ультрафиолетового, рентгеновского и гамма-излучения. Микроспутником "Чибис" называют за его габариты: масса аппарата составляет всего 40 килограммов, из которых 12 килограммов приходится на приборы. Микро- и еще меньшие наноспутники (они весят всего несколько килограммов) могут изготавливать не только крупные промышленные предприятия, но и сами институты.
 
Специально разработанный транспортно-пусковой контейнер для "Чибиса" и подобных ему аппаратов устанавливают в космический грузовик "Прогресс", который отправляется на МКС. После того как космонавты достанут необходимые грузы и "Прогресс" отделится от станции, спутник "выталкивается" в космос. "Чибис-М" работает на орбите с 25 января 2012 года. Предполагается, что спутник будет передавать на Землю данные как минимум два года. Одна из основных задач "Чибиса" - отработка технологии максимально быстрого реагирования и сбора данных о грозовых разрядах: эти события длятся доли секунды, а зарегистрировать необходимо сразу очень много параметров.

На других планетах и в далеком космосе

Самостоятельно подготовить межпланетную миссию российские институты (да и вся космическая отрасль в целом) пока не могут - последний частично удачный запуск КА к другому небесному телу был осуществлен в 1988 году. Тогда автоматические станции "Фобос 1" и "Фобос 2" отправились к марсианскому спутнику - правда, долететь до него удалось только второму "Фобосу", но зато он проработал на орбите Марса целых 57 дней, прежде чем связь с аппаратом была потеряна. Предполагалось, что станции доставят на спутник спускаемые аппараты, однако эта цель не была выполнена.
 
Следующим к нашему соседу по Солнечной системе должен был отправиться аппарат "Марс-96". Это был очень амбициозный проект: предполагалось, что станция доставит к Марсу орбитальный аппарат, два нашпигованных всевозможными приборами посадочных модуля и пару зондов, которые должны были воткнуться в поверхность аж на шесть метров и как следует изучить марсианский грунт. Но претенциозные планы так и не были реализованы: из-за неполадок в разгонном блоке станция не вышла на необходимую траекторию и сгорела в атмосфере 16 ноября 1996 года.
 
Последней неудачей стал "Фобос-Грунт", который должен был получить образцы породы марсианского спутника, но вместо этого долго и мучительно умирал на орбите Земли. Череда аварий привела к очевидному практическому выводу: пока российских научных и производственных мощностей не хватает на создание целой миссии, имеет смысл поставлять отдельные приборы на КА других стран. И с этой задачей отечественные ученые справляются вполне успешно: созданная в ИКИ аппаратура установлена на таких "знаменитых" аппаратах, как американский LRO (Lunar Reconnaissance Orbiter, который собрал беспрецедентно большое количество данных о Луне и, в частности, был одним из зондов, подтвердивших наличие на земном спутнике воды), "Марс Одисси", а также европейских "Марс-Экспресс" и "Венера-Экспресс", которые исправно работают уже девять и семь лет соответственно.
 
Российские приборы анализируют марсианскую атмосферу, в частности, определяют ее плотность в зонах, где происходят аэрозахват и аэроторможение КА - процессы, параметры которых критически важны для расчета траектории посадки аппаратов. Кроме того, созданные в ИКИ РАН приборы определяют характеристики водяных паров на Марсе, изучают озоновый слой и авроральные свечения - аналог земных полярных сияний, которые на Марсе появляются, в основном, на экваторе, где наблюдаются магнитные аномалии. Наконец, "русские" приборы помогли подтвердить одно из самых интригующих открытий последнего времени - наличие в марсианской атмосфере метана (кстати, первым с таким предположением выступил когда-то российский, а теперь американский астроном Владимир Краснопольский).
 
На зонде "Венера-Экспресс" установлены три российских прибора, один из которых, правда, не работает, как объяснил Кораблев, "не по нашей вине". Аппаратура изучает суперротацию венерианской атмосферы - этим термином обозначают слишком быстрое вращение верхних слоев атмосферы, которые обгоняют вращение самой планеты. Кроме того, российские приборы исследуют окна прозрачности - просветы в чрезвычайно плотной венерианской атмосфере, сквозь которые можно "подглядывать" за планетой. Еще одна задача отечественной техники (и анализирующих полученные ею результаты ученых) на борту "Венеры-Экспресс" - понять, почему на планете совсем не осталось воды, хотя когда-то там плескались такие же океаны, как на Земле.
 
В изучении дальнего космоса Россия все же заметно уступает Западу, и ее участие нередко ограничивается предоставлением транспорта. Например, космическая обсерватория "Интеграл", "видящая" Вселенную в жестком рентгеновском и гамма-диапазоне, отправилась на орбиту на ракете-носителе "Протон". В обмен на услугу Россия получила право на 25 процентов всего наблюдательного времени обсерватории, а наблюдает она, прежде всего, нейтронные звезды, черные дыры, так называемые активные ядра галактик (сверхмассивные черные дыры в их центрах) и белые карлики.

Планы

Планов на будущее у специалистов ИКИ РАН много. Одна из основных задач - компенсировать неудачу "Фобос Грунта". Как рассказал директор института Лев Зеленый, в академии наук большая часть людей полагают, что миссию необходимо повторить. Но прежде чем вновь пытаться покорять Марс, необходимо отработать соответствующие технологии на более простом объекте - Луне. Создаваемые ИКИ совместно с НПО имени Лавочкина небольшие аппараты будут не столько изучать земной спутник (хотя и это тоже), сколько "тренироваться" садиться на внеземные тела и работать на них.
 
Первый "пробник" должен отправиться на Луну уже в 2015 году - это будет посадочный модуль "Луна-Глоб". Прилуниться аппарат должен в районе южного полюса, где недавно были обнаружены залежи водяного льда. В 2016 году к земному спутнику отправится орбитальный аппарат миссии "Луна-Глоб", а в 2017 - более "серьезная" станция "Луна-Ресурс", которая, возможно, будет оснащена бурильной установкой. Однако ученые не слишком уверены, что им удастся реализовать все эти планы вовремя - старт посадочного модуля "Луна-Глоб" уже был отодвинут на один год, и специалисты не исключают, что это не последний перенос сроков.
 
Различные компоненты миссии ExoMars глазами художника. Изображение ESA

Еще один ближайший проект - это ExoMars. Россия "по-настоящему" участвует в разработке марсианской миссии, состоящей из орбитального аппарата Trace Gas Orbiter, метеорологического зонда и ровера, совсем недавно - с апреля 2012 года. В феврале того же года из совместного европейско-американского проекта неожиданно вышли США, и Европейское космическое агентство было вынуждено проводить экстренные переговоры с Роскосмосом. Надо думать, неофициально стороны договорились о сотрудничестве раньше, так как, по словам директора ИКИ, где создаются два российских прибора для "Экзомарс", в настоящее время их изготовление вошло в стадию "обсуждения, где сверлить дырки для болтов". Не исключено, что Россия будет разрабатывать еще какую-то аппаратуру, однако полной ясности, что именно удастся создать, нет, так как сроки крайне ограничены. Один из обсуждаемых вариантов - установка на метеорологическую платформу EDM радиоизотопной батареи, которая превратит зонд из игрушки в полноценный научный прибор.
 
Среди других проектов можно назвать создание второго микроспутника "Чибис-2", участие в разработке обсерватории "Спектр-РГ", которая должна провести обзор неба в рентгеновском и гамма-диапазонах с рекордной точностью, и запуск четырех небольших спутников для изучения космической плазмы.
 
Частично необходимые детали и приборы для этих и уже запущенных проектов собираются в самом ИКИ, где есть монтажный участок, а создание самых сложных компонентов ученые отдают небольшим частным компаниям. Оптику специалисты заказывают на нескольких сохранившихся заводах - в Красногорске, Лыткарино, Сосновом Бору и других.
 
По сравнению с другими "космическими" институтами ИКИ чувствует себя неплохо: там работают 900 человек и около 35 процентов из них не старше 37 лет. Новые сотрудники приходят в институт из МФТИ, МИФИ и МГУ, иногда из МАИ и Бауманки. Руководство умудряется поддерживать зарплату на более или менее приличном уровне: хотя официальная ставка младшего научного сотрудника со степенью вертится вокруг цифры 13 тысяч, прибавка идет за счет так называемых мягких, или гибких, денег (от английского soft money) - средств, перечисляемых с грантов, заказов и контрактов. Кроме того, немалая часть сотрудников большую часть года проводят за рубежом, хотя по-прежнему числятся в ИКИ. Коллаборации с иностранными коллегами вообще здорово выручают отечественных специалистов космической отрасли - даже если у них нет работы по российским проектам (из-за отсутствия проектов), они всегда могут подвизаться за рубежом. Наконец, институт во многом кормится за счет госзаказов - они позволяют ИКИ выживать при катастрофически скудном бюджетном финансировании. В других институтах и особенно на космических производствах ситуация заметно хуже.
 
Но, тем не менее, денег все равно не хватает, и особенно остро это ощущают теоретики, не имеющие подпитки от пресловутых госзаказов. По этой причине обработка результатов, полученных тем же "Интегралом", идет в несколько раз медленнее, чем у коллег за границей. "В Штатах десятки институтов сражаются за право первыми обработать данные наблюдений, а в России теоретики если не прозябают, то, по крайней мере, чувствуют себя очень неуютно", - обрисовывает ситуацию Олег Кораблев.
 
Таким образом, охарактеризовать положение дел в российской космической отрасли эпитетом "катастрофическое" было бы, наверно, не совсем справедливо, но и называть его "радужным" или хотя бы "нормальным" язык тоже не поворачивается. Академическая научная космонавтика держится на отдельных энтузиастах, которые готовы делать что-то если и не совсем за голую идею, то уж точно не ради обогащения. То есть, фактически, они действуют вопреки существующей системе. Можно только восхищаться мужеством и упорством таких людей, но эффективным такой способ организации научных и прикладных работ точно не назовешь.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9xkf
Смотрите: http://perevozki.youdo.com/cars/minivan/, выбирай нас!
Установка наличников на двери по ссылке http://remont.youdo.com/doors/architraves/.
Вскрытие замков - на http://remont.youdo.com/unblock/lock/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer