Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Титаническая интрига


12 апреля 2012 года Константин Гурдин, Аргументы Недели


10 апреля для титанов аэрокосмической промышленности грянул гром. Невероятное оживление в индустрии вызвало сенсационное заявление оборонного детища российского правительства – госкорпорации «Ростехнологии». Компания С. Чемезова собирается пустить с молотка крупнейшего в мире и единственного в РФ производителя титана и магниевых сплавов – объединение ВСМПО-АВИСМА. За право обладания заводами, выпускающими космический металл, в мировой авиационной отрасли развернутся нешуточные «звёздные» войны.

Памятник эпохи

Для космической индустрии и самолётостроения титан то же – что брус для плотника, асфальт для дорожника. Основной строительный материал.  Например, в истребителях последнего поколения на титановые сплавы приходится до половины веса машины. В пассажирском лайнере – до трети. Скажем, в Боинге 777 – 59  т титана, в Аэробусе А380 – 146 т, включая 26 т в двигателях. От 40 до 60% этого металла – российского производства.
 
Что характерно, в гражданской промышленности, кроме авиационной, титан применяется не очень широко. Зато без него не работает оборонка. В советские времена даже придумали такую шутку. Мол, уникальный титановый памятник Юрию Гагарину высотой 42,5 м, установленный на одноимённой площади в Москве, это на самом деле – объект двойного назначения. При таких габаритах он – не только монумент великому человеку, но также – замаскированный стратегический титановый запас СССР.
 
Правда, впоследствии всплыли точные цифры объёмов производства советской титановой промышленности. Стало ясно – преувеличение изрядное. Единственный в мире титановый памятник весит 12 тонн. Как оказалось, такое количество звёздного металла в СССР выпускали каждый час! В рекордном 1989 г. один-единственный Верхнесалдинский металлообрабатывающий завод в Свердловской области выдал на-гора 100 тыс. т титановой заготовки. Это вдвое больше, чем в том же году выпустили США, Япония и Западная Европа, вместе взятые.
 
В общем, СССР титана хватало. Поэтому страна могла позволить себе проекты линкоров и подводных лодок с прочнейшими титановыми корпусами. Тогда как идеологический противник на такое только облизывался. Хотя главным получателем советского титана всегда была авиация. На неё приходилось 55% потребления металла. Ещё 15% – шло ракетчикам и космосу, четверть – корабелам. На всё остальное – отпускали только 5%.
 
Неудивительно, что с кончиной оборонного заказа спрос на звёздный металл упал до минимума. В 1993 г. выпуск рухнул на 70%. 25 тыс. рабочих в Верхней Салде остались без зарплат. Отрасль чудом выкарабкалась из кризиса. При этом – без малейшего участия государства. Тогдашнее правительство В. Черномырдина металось между закрытием стратегического производства и продажей за гроши иностранцам.
К счастью, предприятия оказались такими же прочными, как их основной продукт. Выжить помогли два обстоятельства. Во-первых, до 90% объёма российского производства титана отправилось на экспорт. С тех пор экспорт не опускался ниже 70%. Во-вторых, космический металл продавали по цене на треть ниже мировой. Кстати, титан и без того – не самый дорогой металл. Нынешняя цена на мировых биржах: 12,5 долл. (368 руб.) за килограмм лучшей титановой заготовки с содержанием металла 99,6%. Килограмм сырья для производства слитков – титановой губки – идёт по 7 долл. (200 руб.), титановую стружку отдают по 4,5 долл. (133 рубля).    
 
Сокрушитель олигархов
 
И всё-таки титан не зря называют звёздным. Даже заниженные расценки со временем превратили эту промышленность в одну из наиболее привлекательных отраслей. Уже к 2005 г. совладельцы ВСМПО-АВИСМА Владислав Тетюхин и Вячеслав Брешт входили в список 100 богатейших людей России. Всё – благодаря торговле звёздным металлом.
 
Нельзя сказать, что их миллиарды заработаны лёгким трудом. Например, В. Тетюхина считают самым успешным из бывших красных директоров. На Верхнесалдинском заводе он начинал в 1956 г. технологом и вырос до директора. Вероятно, поэтому – никогда не забывал о реальном производстве. В 1990-е гг. двум капитанам титановой крепости пришлось отбивать атаки враждебных олигархических империй – Вексельберга и Ходорковского! Хотя вокруг бушевали корпоративные баталии, на заводе постоянно обновляли оборудование.
 
Например, поставили первую в России машину непрерывного литья магниевых слитков. На ней – наладили выпуск магниевых панелей, листов и профилей, которые во много раз дороже сырья. Также – освоили выпуск титановых листов высшего качества. Такие умеют делать только три фирмы в мире. Заодно компания стала номером один в производстве титановых штамповок шасси для больших самолётов.
 
«Наш продукт – очень ответственного назначения. Производственные отношения в отрасли выстраиваются годами. Во времена кризисов мировые покупатели титана легче всего прощаются с самым простым продуктом, поскольку его можно получить без особых проблем. Но если продукция сложная, на освоение которой требуются многие месяцы и годы, с таким производителем прощаются в последнюю очередь», – объяснял В. Тетюхин.
 
Но главная заслуга – объединение двух предприятий. Удалось почти невозможное. Пока вокруг рушились производственные цепочки, титановый директор – создал новую. Исторически сложилось так. Завод в Верхней Салде – бывший советский «Завод №95» (впоследствии ВСМПО) – выпускает титановые слитки, штамповку и профили. То есть – продукцию высокого передела. Тогда как АВИСМА – титаново-магниевый комбинат в г. Березники – специализируется на блоках губчатого титана. То есть – полуфабрикате, из которого получают слитки.
Само собой, завод в Верхней Салде – остро нуждался в березниковском сырье. Но с 1993 г. по ту сторону производственной цепочки стояла группа «Менатеп», а председателем совета директоров АВИСМЫ числился её владелец. То есть не кто иной, как М. Ходорковский. Договориться с нефтяным олигархом об объединении заводов не получалось, каждая из сторон тянула одеяло на себя. Естественно, владелец ЮКОСа обладал подавляющей мощью.
 
Дела владельцев ВСМПО шли под гору, но тут помог неожиданный поворот событий. В 1999 г. всплыло: в ходе приватизации березниковской АВИСМЫ М. Ходорковский обязался перед правительством вложить в развитие комбината 36 млн. долларов. Договора не выполнил. После этого Федеральный фонд имущества потребовал от олигарха вернуть титановые акции. Тот отказался и быстро продал бумаги американскому миллиардеру Кеннету Дарту. После многолетних хождений по рукам эти акции выкупило ВСМПО. В 2004 г. объединение двух предприятий состоялось. Так появилась крупнейшая в мире титаново-магниевая корпорация.
 
Правда, праздник победивших объединителей продолжался только два года. В 2006 г. над титановым шатром навис колосс Ростехнологий. Ведомство С. Чемезова не скрывало огромного финансового интереса – в то время ожидали взрывного спроса на титан со стороны Китая, объявившего о начале грандиозной программы развития национального авиапрома. Аналитики в один голос предсказывали – цены на звёздный металл подскочат в 1,5–2 раза. Разумеется, надвигавшийся мировой кризис похоронит эти планы и отбросит цены на уровень 10-летней давности. Но тогда об этом никто не догадывался.
 
Ростехнологии запрягали недолго. Несмотря на бурное возмущение бывших владельцев, в 2007 г. контрольный пакет акций титанового концерна в добровольно-принудительном порядке отошёл Ростехнологиям. Правда, на переходный период В. Тетюхина оставили директором компании. Но уже в 2009 г. – отправили на пенсию, заменив 33-летним ставленником С. Чемезова (не имевшим сколько-нибудь значительного опыта работы в металлургии).
 
Оборонка в офшорах
 
Впоследствии всплыли захватывающие подробности металлургической сделки. Во-первых, оборонная корпорация забрала 70% акций крупнейшей в мире титановой компании. Как оказалось, 45% бумаг проделали извилистый путь и теперь формально принадлежат не напрямую Ростехнологиям, а двум неизвестным офшорным компаниям.
 
Во-вторых, ведомство С. Чемезова, разумеется, засекретило сумму, за которую выкупило долю В. Брешта и В. Тетюхина. По неофициальной информации, им заплатили 1,2 млрд. долларов. Хотя это было на треть меньше тогдашней реальной рыночной цены, у Ростехнологий всё равно не нашлось собственных денег. Средства взяли в кредит у коммерческих банков. Не просто так – под залог акций ВСМПО-АВИСМА!
 
В-третьих, долг висит до сих пор. К концу 2010 г. на него набежали проценты – более 100 млн. долларов. Что характерно, Ростехнологии попытались переложить свои долги на правительство. То есть – на федеральный бюджет. В декабре 2010 г. госкорпорация выжала из государства субсидию в 16,282 млрд. руб. – на выплаты по титановому кредиту.
 
В-четвёртых, финансовые игры госкорпорации ударили по титановому предприятию. В момент покупки было объявлено: после перехода в руки госкомпании ВСМПО-АВИСМА получит 30 млрд. руб. на развитие производства. Из-за долгов план отменили. Сначала масштабное обновление мощностей перенесли на 2012 г., затем передвинули на 2014 год.
 
Наконец, последний удар. Выданной правительством финансовой помощи не хватило. Поэтому в апреле 2012 г. Ростехнологии объявили о вынужденной распродаже титановых акций. Продать собираются – те самые 45%, принадлежащие двум офшорам! Самый интригующий вопрос – кто станет покупателем? Тут стоит призадуматься. Ещё в июне 2011 г. глава Ростехнологий С. Чемезов как бы случайно обронил – он не исключает возможной продажи акций титановой корпорации её основным заказчикам.
 
Надо сказать – это две авиакорпорации. Североамериканский «Боинг» и европейский «Эйрбас»! Обе давно положили глаз на дешёвый российский титан. При этом, закупая его в РФ, они не только не тратят, но – отлично зарабатывают. Суть комбинации: каждый раз, одновременно с подписанием долгосрочных контрактов на поставку титана, авиаконцерны выбивают из российского правительства обещания закупить крупные партии самолётов! Например, в апреле 2009 г. «Эйрбас» подписал с РФ долгосрочный титановый контракт на 4 млрд. долларов. Но одновременно – выбил себе квоту на участие в правительственной программе по субсидированию обновления российского авиафлота. Речь идёт о закупке 40 дальнемагистральных и 115 среднемагистральных лайнеров. Это больше, чем весь нынешний парк всех российских авиакомпаний, вместе взятых!
 
Что в итоге? Бывшие владельцы титановой корпорации, разумеется, вели себя не как агнцы божии. Но по крайней мере за 20 непростых лет – не разворовали и не погубили стратегически важное предприятие. Наоборот – держали на плаву, как могли. В результате – создали крупнейшую титановую компанию на планете.
 
Теперь она в руках новых хозяев. Якобы – ратующих за укрепление обороноспособности, отстаивающих государственные интересы и т.д. Итог их пятилетней деятельности – замороженные инвестиции и реальная перспектива перехода уникальной титановой корпорации в руки зарубежных авиаконцернов.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer