Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пилоты не знали, как спасти обледеневший самолет


13 апреля 2012 года Герман Петелин, Елизавета Маетная, Известия


Расшифровка «черных ящиков» разбившего в Тюмени самолета ATR-72 показала, что молодой экипаж запаниковал.

Обнародованы записи последних минут переговоров пилотов самолета ATR-72,  разбившегося 2 апреля под Тюменью. Запись однозначно подтверждает основную версию крушения лайнера из-за обледенения и указывает на то, что молодым пилотам в этой ситуации не хватило опыта и знаний, чтобы спасти самолет.

Эксперты завершили расшифровку записей бортовых самописцев ATR-72 и восстановили картину трагедии. Как выяснилось, внештатная ситуация на борту самолета началась сразу же после взлета. 28-летний командир экипажа Сергей Анцин попытался включить автопилот и убрать закрылки, но лайнер начало трясти. Пилоты снова перешли в режим ручного управления, однако взять под контроль самолет так и не смогли. Сначала  ATR-72 накренился на 35 градусов вправо, затем начался левый крен, достигший более 50 градусов в момент столкновения с землей. Что происходило в этот момент, летчики так и не поняли.

На записи слышно, как Сергей Анцин кричит 23-летнему второму пилоту Никите Чехлову: «Что такое? Доложи!» Чехлов: «Что доложить-то? Что за отказ?» Анцин: «UTair, 120-й. Падаем!»  Однако доклад командира о падении так и не прозвучал в эфире. Первый пилот, по-видимому, так и не нажал радиокнопку.

Эксперты считают, что в этой ситуации молодому экипажу попросту не хватило опыта и знаний.

— Такая ситуация даже для опытных пилотов является критической, а уж что говорить о молодых. Выход из этой ситуации был: пилоту нужно было отдать штурвал от себя, увеличить режим работы двигателей и тут же прекратить уборку закрылок. Однако, к сожалению, этому не учат, — рассказал «Известиям» летчик–испытатель, специалист по безопасности полетов Владимир Герасимов.

Кстати на ATR-72 есть два показателя скорости на которых можно убирать закрылки, так называемое «белая» и «красная» метки. На белой метке, при скорости 134 узла, закрылки убираются в нормальных условиях, на красной метке — 161 узел — в условиях возможного обледенения.

Однако, по словам летчика, сваливать всю вину на экипаж нельзя. Необходимо разобраться, как была поставлена работа в компании с обучением пилотов.

Три самолета ATR-72 были закуплены в Финляндии в 2008 году. По контракту при закупке лайнеров продавец обязан обучить и летный состав покупателя. На практике отправляют на учебу не больше 2–3 экипажей, как правило, самых опытных. Выпускник летного училища 2008 года Сергей Анцин попасть на эти курсы не мог. Обучали его российские инструкторы.

За время работы в компании Сергей Анцин налетал  2,5 тыс. часов. У второго погибшего пилота — 23-летнего Никиты Чехлова был налет — 1,7 тыс. часов. Оба пилота недавно проходили переподготовку и обучение на тренажерах. Однако «Известия» выяснили, что у «ЮТэйр» в Тюмени плоты проходят подготовку пока только на процедурным тренажере ATR, на котором можно отрабатывать не все ситуации.  Поэтому два раза в год пилоты должны проходить подготовку на тренажерах более высокого класса — комплексных.  В авиакомпании «ЮТэйр» до сих пор не предоставили официальных сведений, где и когда погибший экипаж последний раз проходил плановую переподготовку.

Основной версией крушения самолета остается обледенение элеронов. Этот элемент крепится к концу крыла с небольшим зазором. Этот зазор необходим для того, чтобы в полете не случились завихрения и элерон не потерял эффективность.

Бывшие сотрудники авиакомпании «ЮТэйр» утверждают, что импортные самолеты частенько поднимаются в воздух без обработки противообледеняющей жидкостью (ПОЖ).

— В компании всегда был спор, кто ответственен за обработку — командир самолета или техники, — рассказывает Криволапов. — В итоге самолеты взлетали без обработки.

По данным «Известий»,  техники «ЮТэйр», дежурившие в тот день в «Рощино», в своих показаниях написали, что Сергей Анцин отказался от облива самолета. 

— Как обычно все происходит: смахнут снег метелкой с крыла, проведут рукой — вроде все в порядке, крыло не обледеневшее, а что делается в этих щелях-зазорах, никто внимания не обращает, — объясняет источник «Известий».

По его словам, если закупорить эти щели, эффективность элеронов резко снижается.



комментарии (4):

Алекс77      15/04/2012 [16:46:34]#1
Плохо, что не знали, как спасти самолет. Со времен развала СССР, была разрушена вся система поэтапного обучения летного состава гражданской авиации. Раньше выпускника летного училища ГА СССР вопрос инструктора при пилотировании ЯК-18Т: « что за тряска возникла на штурвале ?», врасплох курсанта не застал бы по определению, ответ: «сваливание». Следующая команда инструктора курсанту: «действуй». В летных училищах в воздухе отрабатывались на ЯК-18Т: взлеты, посадки, сваливания, штопоры, отказы и так далее. Алгоритм обучения был прост: от простого к сложному. От освоения легкой авиатехнике к переходу на более сложную авиатехнику. Путь в авиацию и мастерство начиналось с авиаклубов, планеров. С ЯК-18 Т, на Ан-24, ТУ-134, ТУ-154, ИЛ-62. Посмотрите статистику авиакатастроф : сухими из воды и героями, как говорится, (на Гудзоне, в Канаде, в Ленинграде), выходили те пилоты, которые проходили поэтапное обучение и начинали с азов авиации. Пилот в кабину самолета должен заходить обученным к действиям в любых внештатных ситуациях и не быть застигнутым врасплох, чтобы пилот мог управлять самолетом в любых ситуациях, а не самолет пилотом. Сейчас авиатехника стала проще, загрузил в компьютер данные, включил автопилот, и кури бамбук в полете. С АН-2 сразу пересел вторым пилотом на АТР либо Боинг. Если все это начинает отказывать, то следует достать из портфеля в кабине авиационный букварь и смотреть в нем, как надо действовать, хотя реально для этого уже времени нет, счет пошел на секунды. У настоящего профессионала, весь алгоритм действий, должен быть в мозгах, памяти, и опыте, а не в авиационном букваре из портфеля в кабине самолета. Система обучения сейчас напоминает одну песню Л.Утесова где есть такие слова: «Все хорошо прекрасная маркиза, и хороши у нас дела, за исключением мелкого сюрприза, за исключением пустяка».

aviaguy      15/04/2012 [23:26:28]#2
Во-первых, и сейчас в летных училищах на тех же Як-18Т продолжают делать штопора. Во-вторых, в Донецке разбился как раз опытный экипаж (если не брать второго пилота-стажера), который в свое время обучался по той же советской системе. К ним можно добавить экипаж Ту-134, разбившегося в Самаре в 2007-м, дагестанского Ту-154 в Домодедово в 2010-м, А320 в Сочи в 2006-м. Были и другие случаи, список можно продолжать.

Дело в том, что система обучения действительно деградирует, причем ужасающе. Но, к сожалению, это не единственная проблема, поэтому даже очень опытный и хорошо обученный экипаж может попасть в сложную ситуацию, не только из-за самой специфики летной деятельности (т.е. сама работа предполагает возможность возникновения особых случаев), но и из-за того, как она вся организована. Фактически, куда не посмотришь там что-то требует серьезных системных изменений, но этим сейчас было бы крайне тяжело, долго и абсолютно убыточно заниматься, поэтому продолжаем летать, закрывая на многое глаза.

rad123      16/04/2012 [05:40:46]#3
Сейчас самое главное чтобы техники ходили в разноцветных жилетках с удавками на шее (бейджики), а пилоты чтобы только с заданием на полёт и то только до самолёта и обратно. Об издевательствах над пассажирами и говорить не приходиться. О какой безопасности полётов можно говорить когда все брошено на пресечение актов терроризма! Безопасников возле самолёта больше чем членов экипажа вместе с техниками.
Интересно каким будет следующее задание "гаранта"!? Аварийные маяки мы уже поставили (АРМ-406), мелкие аэропорты на деньги развели (требования по сертификации АБ аэропортов), Ан-24, Як-40 из эксплуатации вывели, оставшиеся самолёты доработаны под TCAS и EEPWS.
Как вариант могу предложить:
- запретить пить и курить в самолёте и в здании аэровокзала
- перед посадкой в самолёт у пассажиров и членов экипажа забирать обувь и верхнюю одежду
- все самолёты перекрасить в красный цвет (чтобы искать было удобнее)
- поменять местами зелёные и красные АНО (запретили же красные поворотники на автомобилях)
- руководство по производству полётов переименовать в полётное руководство
- переименовать шасси ВС в колёсные пары и выдать техникам маслёнки и молоточки
Да много чего ещё можно придумать, чтобы не заморачиваясь создать видимость работы.....

grant      17/04/2012 [10:01:36]#4
Aviaguy
Во-первых, и сейчас в летных училищах на тех же Як-18Т продолжают делать штопора. Во-вторых, в Донецке разбился как раз опытный экипаж (если не брать второго пилота-стажера), который в свое время обучался по той же советской системе. К ним можно добавить экипаж Ту-134, разбившегося в Самаре в 2007-м, дагестанского Ту-154 в Домодедово в 2010-м, А320 в Сочи в 2006-м. Были и другие случаи, список можно продолжать.

Под Донецком Ту-154М загнали в штор люди никогда не попадавшие в подобные ситуации. Залезть на 12 тыс. при грозовом фронте 14 тыс., потерять скорость, пространственную ориентацию и размышлять "какую дать ногу" и куда тянуть штурвал. Проверка тренажерной подготовки экипажей в Пулково показала её полную несостоятельность. А уж дагистанский экипаж - это отдельная песня.















Материалы рубрики

Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun



Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer