Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пилоты не знали, как спасти обледеневший самолет


13 апреля 2012 года Герман Петелин, Елизавета Маетная, Известия


Расшифровка «черных ящиков» разбившего в Тюмени самолета ATR-72 показала, что молодой экипаж запаниковал.

Обнародованы записи последних минут переговоров пилотов самолета ATR-72,  разбившегося 2 апреля под Тюменью. Запись однозначно подтверждает основную версию крушения лайнера из-за обледенения и указывает на то, что молодым пилотам в этой ситуации не хватило опыта и знаний, чтобы спасти самолет.

Эксперты завершили расшифровку записей бортовых самописцев ATR-72 и восстановили картину трагедии. Как выяснилось, внештатная ситуация на борту самолета началась сразу же после взлета. 28-летний командир экипажа Сергей Анцин попытался включить автопилот и убрать закрылки, но лайнер начало трясти. Пилоты снова перешли в режим ручного управления, однако взять под контроль самолет так и не смогли. Сначала  ATR-72 накренился на 35 градусов вправо, затем начался левый крен, достигший более 50 градусов в момент столкновения с землей. Что происходило в этот момент, летчики так и не поняли.

На записи слышно, как Сергей Анцин кричит 23-летнему второму пилоту Никите Чехлову: «Что такое? Доложи!» Чехлов: «Что доложить-то? Что за отказ?» Анцин: «UTair, 120-й. Падаем!»  Однако доклад командира о падении так и не прозвучал в эфире. Первый пилот, по-видимому, так и не нажал радиокнопку.

Эксперты считают, что в этой ситуации молодому экипажу попросту не хватило опыта и знаний.

— Такая ситуация даже для опытных пилотов является критической, а уж что говорить о молодых. Выход из этой ситуации был: пилоту нужно было отдать штурвал от себя, увеличить режим работы двигателей и тут же прекратить уборку закрылок. Однако, к сожалению, этому не учат, — рассказал «Известиям» летчик–испытатель, специалист по безопасности полетов Владимир Герасимов.

Кстати на ATR-72 есть два показателя скорости на которых можно убирать закрылки, так называемое «белая» и «красная» метки. На белой метке, при скорости 134 узла, закрылки убираются в нормальных условиях, на красной метке — 161 узел — в условиях возможного обледенения.

Однако, по словам летчика, сваливать всю вину на экипаж нельзя. Необходимо разобраться, как была поставлена работа в компании с обучением пилотов.

Три самолета ATR-72 были закуплены в Финляндии в 2008 году. По контракту при закупке лайнеров продавец обязан обучить и летный состав покупателя. На практике отправляют на учебу не больше 2–3 экипажей, как правило, самых опытных. Выпускник летного училища 2008 года Сергей Анцин попасть на эти курсы не мог. Обучали его российские инструкторы.

За время работы в компании Сергей Анцин налетал  2,5 тыс. часов. У второго погибшего пилота — 23-летнего Никиты Чехлова был налет — 1,7 тыс. часов. Оба пилота недавно проходили переподготовку и обучение на тренажерах. Однако «Известия» выяснили, что у «ЮТэйр» в Тюмени плоты проходят подготовку пока только на процедурным тренажере ATR, на котором можно отрабатывать не все ситуации.  Поэтому два раза в год пилоты должны проходить подготовку на тренажерах более высокого класса — комплексных.  В авиакомпании «ЮТэйр» до сих пор не предоставили официальных сведений, где и когда погибший экипаж последний раз проходил плановую переподготовку.

Основной версией крушения самолета остается обледенение элеронов. Этот элемент крепится к концу крыла с небольшим зазором. Этот зазор необходим для того, чтобы в полете не случились завихрения и элерон не потерял эффективность.

Бывшие сотрудники авиакомпании «ЮТэйр» утверждают, что импортные самолеты частенько поднимаются в воздух без обработки противообледеняющей жидкостью (ПОЖ).

— В компании всегда был спор, кто ответственен за обработку — командир самолета или техники, — рассказывает Криволапов. — В итоге самолеты взлетали без обработки.

По данным «Известий»,  техники «ЮТэйр», дежурившие в тот день в «Рощино», в своих показаниях написали, что Сергей Анцин отказался от облива самолета. 

— Как обычно все происходит: смахнут снег метелкой с крыла, проведут рукой — вроде все в порядке, крыло не обледеневшее, а что делается в этих щелях-зазорах, никто внимания не обращает, — объясняет источник «Известий».

По его словам, если закупорить эти щели, эффективность элеронов резко снижается.



комментарии (4):

Алекс77      15/04/2012 [16:46:34]#1
Плохо, что не знали, как спасти самолет. Со времен развала СССР, была разрушена вся система поэтапного обучения летного состава гражданской авиации. Раньше выпускника летного училища ГА СССР вопрос инструктора при пилотировании ЯК-18Т: « что за тряска возникла на штурвале ?», врасплох курсанта не застал бы по определению, ответ: «сваливание». Следующая команда инструктора курсанту: «действуй». В летных училищах в воздухе отрабатывались на ЯК-18Т: взлеты, посадки, сваливания, штопоры, отказы и так далее. Алгоритм обучения был прост: от простого к сложному. От освоения легкой авиатехнике к переходу на более сложную авиатехнику. Путь в авиацию и мастерство начиналось с авиаклубов, планеров. С ЯК-18 Т, на Ан-24, ТУ-134, ТУ-154, ИЛ-62. Посмотрите статистику авиакатастроф : сухими из воды и героями, как говорится, (на Гудзоне, в Канаде, в Ленинграде), выходили те пилоты, которые проходили поэтапное обучение и начинали с азов авиации. Пилот в кабину самолета должен заходить обученным к действиям в любых внештатных ситуациях и не быть застигнутым врасплох, чтобы пилот мог управлять самолетом в любых ситуациях, а не самолет пилотом. Сейчас авиатехника стала проще, загрузил в компьютер данные, включил автопилот, и кури бамбук в полете. С АН-2 сразу пересел вторым пилотом на АТР либо Боинг. Если все это начинает отказывать, то следует достать из портфеля в кабине авиационный букварь и смотреть в нем, как надо действовать, хотя реально для этого уже времени нет, счет пошел на секунды. У настоящего профессионала, весь алгоритм действий, должен быть в мозгах, памяти, и опыте, а не в авиационном букваре из портфеля в кабине самолета. Система обучения сейчас напоминает одну песню Л.Утесова где есть такие слова: «Все хорошо прекрасная маркиза, и хороши у нас дела, за исключением мелкого сюрприза, за исключением пустяка».

aviaguy      15/04/2012 [23:26:28]#2
Во-первых, и сейчас в летных училищах на тех же Як-18Т продолжают делать штопора. Во-вторых, в Донецке разбился как раз опытный экипаж (если не брать второго пилота-стажера), который в свое время обучался по той же советской системе. К ним можно добавить экипаж Ту-134, разбившегося в Самаре в 2007-м, дагестанского Ту-154 в Домодедово в 2010-м, А320 в Сочи в 2006-м. Были и другие случаи, список можно продолжать.

Дело в том, что система обучения действительно деградирует, причем ужасающе. Но, к сожалению, это не единственная проблема, поэтому даже очень опытный и хорошо обученный экипаж может попасть в сложную ситуацию, не только из-за самой специфики летной деятельности (т.е. сама работа предполагает возможность возникновения особых случаев), но и из-за того, как она вся организована. Фактически, куда не посмотришь там что-то требует серьезных системных изменений, но этим сейчас было бы крайне тяжело, долго и абсолютно убыточно заниматься, поэтому продолжаем летать, закрывая на многое глаза.

rad123      16/04/2012 [05:40:46]#3
Сейчас самое главное чтобы техники ходили в разноцветных жилетках с удавками на шее (бейджики), а пилоты чтобы только с заданием на полёт и то только до самолёта и обратно. Об издевательствах над пассажирами и говорить не приходиться. О какой безопасности полётов можно говорить когда все брошено на пресечение актов терроризма! Безопасников возле самолёта больше чем членов экипажа вместе с техниками.
Интересно каким будет следующее задание "гаранта"!? Аварийные маяки мы уже поставили (АРМ-406), мелкие аэропорты на деньги развели (требования по сертификации АБ аэропортов), Ан-24, Як-40 из эксплуатации вывели, оставшиеся самолёты доработаны под TCAS и EEPWS.
Как вариант могу предложить:
- запретить пить и курить в самолёте и в здании аэровокзала
- перед посадкой в самолёт у пассажиров и членов экипажа забирать обувь и верхнюю одежду
- все самолёты перекрасить в красный цвет (чтобы искать было удобнее)
- поменять местами зелёные и красные АНО (запретили же красные поворотники на автомобилях)
- руководство по производству полётов переименовать в полётное руководство
- переименовать шасси ВС в колёсные пары и выдать техникам маслёнки и молоточки
Да много чего ещё можно придумать, чтобы не заморачиваясь создать видимость работы.....

grant      17/04/2012 [10:01:36]#4
Aviaguy
Во-первых, и сейчас в летных училищах на тех же Як-18Т продолжают делать штопора. Во-вторых, в Донецке разбился как раз опытный экипаж (если не брать второго пилота-стажера), который в свое время обучался по той же советской системе. К ним можно добавить экипаж Ту-134, разбившегося в Самаре в 2007-м, дагестанского Ту-154 в Домодедово в 2010-м, А320 в Сочи в 2006-м. Были и другие случаи, список можно продолжать.

Под Донецком Ту-154М загнали в штор люди никогда не попадавшие в подобные ситуации. Залезть на 12 тыс. при грозовом фронте 14 тыс., потерять скорость, пространственную ориентацию и размышлять "какую дать ногу" и куда тянуть штурвал. Проверка тренажерной подготовки экипажей в Пулково показала её полную несостоятельность. А уж дагистанский экипаж - это отдельная песня.















Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer