2 апреля при взлете в аэропорту Рощино в 45 км от Тюмени разбился пассажирский самолет ATR-72 авиакомпании «ЮТэйр», выполнявший рейс Тюмень–Сургут. На борту находились 43 человека — четыре члена экипажа и 39 пассажиров. 32 человека погибли. В качестве приоритетных версий следствие рассматривает ошибки пилотов и наземных служб, а также технические неполадки самолета.
В 05.53 после взлета из аэропорта Рощино экипаж самолета не вышел на связь. Вскоре ATR-72 исчез с радаров. Персонал аэропорта видел, как самолет упал в 3 км от взлетно-посадочной стороны, в районе деревни Горьковка. Очевидцы сообщают, что перед столкновением с землей из обоих двигателей лайнера валил густой дым.
В авиакомпании утверждают, что самолет шел на вынужденную посадку. При ударе о землю ATR-72 развалился на несколько частей, а затем загорелся. Спасатели обнаружили на месте падения самолета живых людей — пострадавших с ожогами и тяжелыми травмами доставили в ближайшие больницы. Пятеро раненых находятся в крайне тяжелом состоянии. Подтверждена гибель 32 человек. Список находившихся на борту пассажиров и членов экипажа можно посмотреть здесь.
Версии
В качестве основных версий следствие рассматривает ошибку пилотов, ошибку наземных служб и техническую неисправность.
По информации Aviation Safety Network, с учетом авиакатастрофы в Тюмени за весь срок эксплуатации самолетов ATR-72 в мире произошло 14 авиационных происшествий. Погибли 185 человек. Основные причины ЧП связаны с обледенением и потерей управления, отказом двигателя, ошибкой экипажа. В России это первая авиакатастрофа с участием ATR-72.
Очевидцы утверждают, что незадолго до падения самолетов из его двигателей шел черный дым. По мнению летчика-испытателя Александра Акименкова, самолет также мог упасть из-за обледенения.
— Одна из проблем этого самолета — маломощная антиобледенительная система. На западной авиатехнике нет потребностей в более мощных системах, и они не проходят жестких испытаний, — объясняет Акименков. — Например, могло произойти обледенение не только крыла и фюзеляжа, но и двигателя. В этом случае лед идет в компрессор и турбину. Если отказала силовая установка, самолет летит уже в режиме планера.
Эксперт считает, что самолет частично сохранил управляемость и пилоты пытались его посадить.
— Судя по обломкам, на борту ничего не горело, — считает авиаэксперт Андрей Николаев. — Самолет мог упасть из-за обледенения. Например, его могли плохо обработать противообледенительной жидкостью или вообще не обработали.
Следствие сейчас проверяет заявку компании «ЮТэйр» к аэропорту на обслуживание самолета. По некоторым данным, перед полетом самолет не обрабатывался антиобледенительной жидкостью.
Обледенение стало причиной первой трагедии с ATR-72 в октябре 1994 года в США. Случилось это при заходе на посадку возле Роузлоуна, погибли все 68 человек. После расследования самолетам этого типа запретили летать зимой в холодных районах США.
Всего из-за обледенения разбилось три самолета этого типа в мире. Однако после этого, уверяли производители самолетов, дефект был устранен.
Обледенение как возможная причина катастрофы на взлете в Тюмени тоже обсуждается в авиационных кругах. В ее пользу говорят погодные условие — при взлете, по данным метеорологов, было ноль градусов, на взлете холоднее. Однако эксперт Владимир Грудин считает эту версию маловероятной.
— Обледенение маловероятно, — говорит Грудин «Известиям». — Взлет был не ночью, и за эти две минуты, которые прошли от отрыва от земли до падения, обледенеть он, конечно, не мог. Но могло быть препятствие в воздухе — например, пролетел другой самолет или стая птиц.
По словам Грудина, отказ техники на первых минутах после отрыва — довольно частое явление.
— Неожиданно возникает крен самолета, из-за чего экипаж и пошел на вынужденную посадку, — объясняет эксперт.
Акименков опасается, что виновниками трагедии могут вновь «назначить» экипаж.
— За последние 20 лет я не разу не слышал, чтобы кто-нибудь из контролирующих структур понес какую-то ответственность. Всю вину списывают на экипаж, — заявил эксперт «Известиям». — Хотя известно, что у летающего секонд-хенда, в том числе и у ATR, есть конструктивные недостатки.
По словам Акименкова, МАК выдает сертификат на использование данных типов самолетов в пределах Российской Федерации. В свою очередь, Агентство воздушного транспорта выдает сертификат на использование данного экземпляра самолета в России. Также есть ответственные за предполетную подготовку самолета и экипажа.
Самолет
ATR-72 — французский двухмоторный турбовинтовой самолет, предназначенный для среднемагистральных перелетов. Самолет рассчитан на 74 пассажира, управляется двумя пилотами. ATR-72 эксплуатируется с 1989 года. За все время производства выпущено более 400 машин.
Потерпевшему катастрофу под Тюменью самолету было около 20 лет. Авиакомпания «ЮТэйр» была четвертым хозяином лайнера ATR 72-200, ранее он эксплуатировался перевозчиками Transasia Airwais, Fainair и Aero Airlines. В собственность нынешнему владельцу воздушное судно перешло 23 июля 2008 года.
Помимо разбившегося ATR 72-200 у «ЮТэйр» есть еще два лайнера этой модели, а также 15 самолетов ATR 72-500, сообщает сайт перевозчика. Кроме авиакомпании, в России никто больше не использует самолеты ATR.
Производством лайнера занимается компания ATR, совместное предприятие Европейского аэрокосмического и оборонного концерна (EADS) и итальянской компании Finmecchanica.
В крушении самолета ATR 72 есть вина и авиакомпании, утверждает создатель альтернативного профсоюза «ЮТэйр» Александр Криволапов.
— Люди, которые обслуживают западную технику «ЮТэйр», не имеют официального допуска к работам. Хорошо, если на всю компанию наберется 3–4 человека с таким допуском. И то из них делают мальчиков для битья: непонятно, кто чинит, какое оборудование на борт ставят, а расписываются в журнале о проведении работ вот эти ребята с допуском, — заявил Александр Криволапов «Известиям».
По его словам, отсутствие подготовленных авиационных специалистов вполне укладывается в политику компании, направленную в первую очередь на максимальную экономию.
— Они не берут иностранную технику на баланс. Она зарегистрирована на бенефициара, располагающегося где-то в Неваде, в пустыне. В России она в лизинге, чтобы не платить за растаможку. А раз она зарегистрирована не у нас, то и наставления Минтранса по технике проведения ТО, и Воздушный кодекс на нее не распространяются. И сейчас, я уверен, они будут спешно убирать следы незаконной эксплуатации этой техники, — подытожил Александр Криволапов.
Оперативно ответить на вопросы «Известий» в авиакомпании «ЮТэйр» не смогли.
Пассажиры и экипаж
Командиру экипажа Сергею Анцину 3 апреля должно было исполниться 28 лет. В 2008 году он окончил Ульяновское высшее авиационное училище. Второму пилоту — Никите Чехлову — 23 года. ATR считается «учебной партой» для молодежи перед работой на Boeing.
Командир экипажа Сергей Анцин
Среди пассажиров, которые летели в Сургут по работе, была группа юристов крупной аудиторской кампании «РАСТАМ-Право» вместе с исполнительным директором Ольгой Курочкиной. Из трех человек удалось выжить только 28-летнему Камилу Баженову. Сейчас он находится в тюменской окружной клинической больнице № 2. У больничной палаты дежурят его родственники и друзья.
— Мы пока ничего не знаем о его состоянии, — сообщил «Известиям» один из друзей юриста Давид Каргинов.
Руководители фирмы, 36-летняя Ольга Курочкина и 34-летняя Оксана Жукова, погибли. В компании не исключили, что они будут подавать иск к компании «ЮТэйр», добиваясь компенсации за гибель коллег.
— Вопрос иска будет обязательно подниматься, — заявила «Известиям» сотрудница фирмы Зиниля Бакиева.
Список находившихся на борту пассажиров и членов экипажа можно посмотреть здесь.