Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Смена поколений


20 апреля 2012 года Василий Сычев, Lenta.ru


Командование авиационных систем ВМС США обнародовало запрос на информацию о перспективном палубном самолете, который заменит истребители F/A-18E/F Super Hornet и самолеты радиоэлектронной борьбы E/A-18G Growler в 2030 году. Новый истребитель должен будет превосходить по своим характеристикам все имеющиеся самолеты, но быть доступным по стоимости закупки и технического обслуживания. Фактор стоимости будет решающим при рассмотрении предложений американских компаний.

"Основной целью этого запроса является получение информации о перспективных самолетах, базирующихся на атомных авианосцах и способных обеспечивать превосходство в воздухе и решать ряд других задач в пространстве с ограничением и воспрещением доступа и маневра (A2/AD, anti-access/area denied operational environment). Список основных задач, выполняемых самолетами, включает в себя ведение воздушного боя, нанесение наземных ударов, противокорабельную борьбу и непосредственную поддержку с воздуха", - цитирует Flightglobal текст запроса, обнародованного ВМС.

Кроме того, новый истребитель должен будет обладать возможностями и современных самолетов, как то: возможность дозаправки в воздухе, тактическая рекогносцировка, наблюдение и захват целей, а также радиоэлектронное подавление. Военные будут принимать для оценки проекты, разработанные с нуля или на базе уже имеющихся самолетов, а также проекты инновационных технологий, которые могут быть использованы в перспективных истребителях. При этом сам самолет, получивший обозначение F/A-XX, может быть пилотируемым, опционально пилотируемым или вовсе беспилотным.

Новый боевой самолет для ВМС должен быть предназначен для базирования на авианосцах типа "Нимиц" и "Джеральд Форд". При этом он должен будет работать в одном палубном звене с истребителями F-35C Lightning II и беспилотными летательными аппаратами с возможностью разведки, рекогносцировки, наблюдения и нанесения высокоточных наземных ударов. Принятие истребителя на вооружение, как уточняет Jane's, не должно потребовать существенного изменения палубы авианосцев, посадочного оборудования и систем, а также применения других летательных аппаратов.

Технологическая готовность F/A-XX должна быть достигнута уже к 2020 году, а начальная боевая готовность (поступление первых самолетов на флот) предварительно намечена на 2030 год. Последний параметр может быть пересмотрен в зависимости от стоимости и сложности проекта после проведения оценки рисков его реализации. Между тем, первая половина 2030 годов - крайний срок, когда новый самолет должен начать поступать на вооружение американских ВМС. Дело в том, что в этот период закончится ресурс наиболее современных истребителей F/A-18E/F Super Hornet.

Других требований к перспективному самолету ВМС США пока не назвали. По словам начальника подразделения тактической авиации Командования авиационных систем ВМС США контр-адмирала Дональда Гэддиса (Donald Gaddis), не исключено, что в перспективе Пентагон потребует от военно-морских сил кооперации с ВВС в вопросе разработки нового истребителя. В ближайшие несколько лет ВВС США объявят запрос на информацию о перспективном истребителе F-X шестого поколения, который должен будет заменить устаревшие F-22 Raptor.

По словам Гэддиса, кооперация с ВВС может вестись по двум направлениям. В первом случае, для военно-воздушных и военно-морских сил могут быть разработаны самолеты с общим бортовым оборудованием и во многом одинаковыми системами, однако с абсолютно разными планерами. Во-втором, разработка может вестись по типу F-35, когда на базе одного самолета создаются три версии для ВВС, ВМС и Морской пехоты США. В настоящее время с высокой долей уверенности можно сказать, что F/A-XX и F-X будут иметь общие авиадвигатели.

По данным военных, на F/A-XX будет использоваться новая силовая установка, а не одна из уже существующих. "Двигатели дают массу преимуществ; они - своего рода важный путь к новым разработкам", - заявил начальник отдела N98 (планирование воздушных операций и стратегии боевого применения авиации) ВМС США контр-адмирал Уильям Моран (William Moran). За счет новых силовых установок можно будет значительно увеличить дальность перспективного самолета, а также нарастить массу вооружения.

За счет новых двигателей F/A-XX должен будет суметь преодолеть большое расстояние за как можно меньшее время, а затем еще действовать в условиях A2/AD. По словам Морана, фактически истребитель должен будет "беречь топливо, если он не работает на пределе своих боевых возможностей". F/A-XX, отметил Гэддис, должен будет обладать и значительно лучшими кинематическими свойствами. Одновременно силовая установка должна быть унифицирована с двигателями на других палубных летательных аппаратах ВМС США хотя бы в части поставок запчастей и подготовки технического персонала.

В целом F/A-XX, как боевой комплекс, будет создаваться с учетом прогноза, согласно которому количество мест с A2/AD в мире будет только увеличиваться. Самолеты должны будут уметь работать в таких пространствах максимально эффективно. Под термином A2/AD США понимают не только противодействие систем противовоздушной обороны противника и его авиации, но также и условия, в которых поставка запчастей и провизии сильно затруднена или вовсе невозможна. Сюда же относится отсутствие политического и финансового влияния в регионе.

Оценку предложений ВМС США будут производить по 64 параметрам, разделенным на 14 категорий: общие параметры (в частности, масса, геометрия планера с раскрытыми и сложенными крыльями, максимальная взлетная масса, полезная нагрузка), летные характеристики, силовые установки (количество, тяга, форсажная камера, дополнительное энергетическое обеспечение), вооружение, сенсоры, системы радиоэлектронной борьбы, топливная система, обслуживание, применимость на авианосцах (обеспечение, посадка, взлет), живучесть, взаимодействие с другими летательными аппаратами, техническая и начальная операционная готовность и текущий статус разработки (проект, технологический демонстратор, набор технологий).

На основе полученных предложений ВМС США будут формировать окончательный список требований к F/A-XX. В случае, если какая-либо технология, указанная американскими компаниями в заявке, военным понравится, возможность ее применения на самолете будет оцениваться на основании стоимости закупки и эксплуатации. Предпочтение будет отдаваться эффективным, но недорогим решениям.

В настоящее время разработкой перспективного палубного истребителя занимается только американский авиастроительный концерн Boeing, основной поставщик боевых самолетов для ВМС США. Проектирование боевого самолета началось в 2009 году, а в мае 2010 года концерн на конференции Военно-морской лиги США показал две концепции перспективного истребителя. Некоторые эксперты тогда предположили, что проект самолета отчасти основан на проекте палубного бомбардировщика A-12 Avenger, разработка которого безрезультатно завершилась в 1991 году.

Boeing намерен построить свой вариант F/A-XX (по неподтвержденным данным, в концерне истребитель получил обозначение F/A-50) по схеме "бесхвостка". Опционально пилотируемый самолет будет двухдвигательным с возможностью крейсерского режима полета на сверхзвуке. Планер F/A-XX будет сконструирован с применением технологий малозаметности.

Сформировав окончательный список требований к перспективному истребителю ВМС США объявят тендер на создание и поставку F/A-XX. Конкурентом Boeing в этом тендере станет американская компания Northrop Grumman, в настоящее время разрабатывающая палубный ударный беспилотный летательный аппарат X-47B UCAS-D для ВМС США. По данным Flightglobal, компания предложит военным этот аппарат или беспилотник с расширенной функциональностью, созданный на базе X-47B. Наверняка к тендеру присоединится и Lockheed Martin, создавшая истребители F-22 для ВВС США и разрабатывающая F-35.

С января 2011 года ВВС и ВМС США ведут совместную разработку требований к истребителю шестого поколения, который планируется принять на вооружение в 2025-2030 году. Подробности об этом проекте пока неизвестны. Предположительно, новый самолет будет опционально пилотируемым и способным осуществлять полеты на гиперзвуке. Как ожидается, финансирование проекта разработки истребителя шестого поколения начнется в 2015 году.

Как согласуется подготовка требований для F/A-XX с этим проектом, пока не ясно. Возможность слияния программ F-X и F/A-XX, о которой говорил Гэддис, вносит в этот вопрос дополнительную путаницу, которая усугубляется заявлением о том, что новый истребитель для ВМС должен будет заменить F/A-18E/F. Проект разработки и закупки истребителя F-35 подразумевает, что этот самолет должен стать заменой всем F/A-18 Hornet и Super Hornet.

Теперь же не понятно, каким будет будущее палубной авиации ВМС США. С одной стороны, возможно, что F-35 заменят устаревшие истребители семейства Hornet, а перспективный F/A-XX будет выполнять задачи Lightning II. С другой - вероятно, что F/A-XX заменит F/A-18 и будет использоваться одновременно с F-35, которые в перспективе будут замещены новым истребителем шестого поколения. Ясно одно, командование ВМС США намерено в будущем использовать два типа боевых многофункциональных самолетов; каких именно, будет понятно лет через десять.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer