Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Белорусские власти могут подрезать крылья российским авиакомпаниям


5 апреля 2012 года Мария Селиванова, РИА Новости


В российской прессе появились сообщения о возможном обострении авиаконфликта между Россией и Белоруссией. Очередное прекращение авиасообщения между Минском и Москвой, если оно случится, приведет к очень сложным переговорам, прогнозируют эксперты, в которых России, возможно, придется уступить.

С 26 марта стороны не могут договориться о количестве рейсов авиакомпаний двух стран между двумя столицами - Минск не хочет терять привилегированного положения своего авиаперевозчика "Белавиа". Белорусы стремятся сократить число российских перевозчиков и защитить свой рынок, а россияне же хотят расширить географию полетов своих авиакомпаний.

Между тем, по мнению экспертов, в условиях Союзного государства белорусским авиаперевозчикам вряд ли удастся сохранить самостоятельность и клиентов: они менее конкурентоспособны по сравнению с многочисленными российскими авиакомпаниями. Впрочем, Минск может стать удобным и рентабельным пересадочным узлом, оттянув часть пассажиров у той же Москвы.

Прерванный полет

По утверждению газеты "Коммерсант", белорусские власти уведомили Минтранс и Росавиацию, что с 13 апреля российские авиакомпании смогут выполнять в Минск только четыре рейса в день вместо пяти.

У какой именно компании забрать один рейс, решать будут российские власти. Все перевозчики, работающие на линии - "Аэрофлот" (три рейса в день), "Сибирь" и "ЮТэйр" (по одному рейсу), - уже получили предупредительные телеграммы.

Авиасообщение между Москвой и Минском уже прерывалось утром 26 марта из-за того, что стороны не договорились о количестве рейсов. Соглашение о воздушном сообщении между РФ и Белоруссией не предусматривает какого-либо регулирования по количеству полетов и количеству авиакомпаний. Число выполняемых рейсов зависит только от договоренностей сторон, которые необходимы для обеспечения рейсов оборудованием.

Дело в том, что белорусский авиаперевозчик "Белавиа" на лето 2012 года запланировал четыре ежедневных рейса между Минском и Москвой. Российские перевозчики также выполняли четыре рейса в день, но авиакомпания "Сибирь" стала пятым российским перевозчиком, начав с 26 марта летать из Москвы в Минск. Белорусов такая ситуация не устроила.
 
Позднее полеты были временно разрешены до 29 марта - дня проведения переговоров российских и белорусских авиавластей. Затем окончательное решение о количестве рейсов было снова отложено - до 10 мая 2012 года. Но передышки не получилось: конфликт разгорается с новой силой.

Авиасообщение прекращают перед войной

"Прекращение воздушного сообщения между РФ и Белоруссией не имеет никакого смысла: цена вопроса в денежном выражении составит 100 тысяч долларов в год. Это копейки, которые не стоят международного скандала", - заявил РИА Новости гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

Остановка воздушного сообщения между двумя странами бывает только в одном случае - перед началом войны, напоминает Рыбак. "Стандартная практика: отозвали послов, прекратили воздушное сообщение и объявили войну", - говорит он. Единственная страна, с которой у РФ было прекращено воздушное сообщение - это Грузия, поскольку между этими странами в 2008 году была война.

"Непропорциональное применение силы с той и другой стороны вызывает изумление", - подчеркивает эксперт. Прекращение авиасообщения - это последний аргумент в споре конфликтующих сторон. Свидетельство того, что договориться нет возможности.

Защита национального перевозчика

Минтранс РФ предлагает либерализовать межправительственное соглашение о воздушном сообщении между Россией и Белоруссией, чтобы не было ограничений для авиакомпаний ни по частоте полетов, ни по географии, ни по количеству рейсов, заявлял замминистра транспорта РФ Валерий Окулов. Снятие ограничений приведет к снижению стоимости авиабилетов, сообщила Росавиация.

Белорусы же не готовы пускать на свой рынок несколько российских авиакомпаний. "Мы выступаем за существование определенных рамок, - заявил замгендиректора "Белавиа" Игорь Чергинец. - Российская авиация гораздо сильнее, чем белорусская. У нас всего 17 коммерческих самолетов, у российских авиакомпаний, наверное, тысяча. Естественным образом произойдет перераспределение в сторону российских перевозчиков, и белорусский рынок будет принадлежать России".

По его словам, российская сторона добивается увеличения количества рейсов для того, чтобы убрать с этого направления авиакомпанию "Белавиа". Чергинец пояснил, что в настоящее время направление Минск-Москва уже загружено на 50-55%, и увеличение числа рейсов сделает невыгодными эти перевозки. "Это делается, чтобы выбить конкурентов, чтобы получить преимущество", - сказал он.

Также белорусы опасались, что увеличение количества рейсов в Минск российских компаний приведет к тому, что "Белавиа" закроет рейсы в страны ЕС, а ее пассажиры будут вынуждены летать туда через Москву.

Альянс, продажа или банкротство

"Белорусы пытаются защитить своего национального перевозчика, - говорит РИА Новости главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. - Они понимают, что "Белавиа" не выдержит конкуренции: это маленькая региональная компания, которая держится за счет сохранения монополии в аэропорту Минска".

"Белавиа" придется либо вступать в какой-то крупный авиаальянс, либо искать покупателя, либо банкротиться и уходить с рынка, прогнозирует он. "Самостоятельного пути развития у них нет", - категоричен эксперт.
 
Зато аэропорт Минска имеет неплохие перспективы транзитного узла, но пока он будет монополизирован "Белавиа", хаба, то есть крупного пересадочного узла, из него не получится.

"Минск находится на перекрестке путей: через него можно летать и на Восток, и на Запад, - говорит Роман Гусаров. - Только открыв этот аэропорт для многих перевозчиков, сформировав удобные стыковки и разнообразив маршруты, можно увеличить число пассажиров, которые будут использовать Минск как пункт удобной пересадки".

Можно было бы развивать аэропорт Минска так же, как развивали аэропорт Риги. "Сегодня через Ригу летает пассажиров в два раза больше, чем численность всего населения Латвии, - рассказал Гусаров. - В рижский аэропорт пустили ряд авиакомпаний, в том числе и дискаунтеров, и аэропорт стал популярным. Теперь многие россияне из РФ в Среднюю Азию летают через Ригу - им так удобнее и дешевле".

Авиационный бизнес менее рентабелен, чем бизнес, связанный с развитием аэропорта как крупного транспортного узла, говорит эксперт. "Белоруссия могла бы больше заработать на развитии аэропорта, чем на сохранении не очень прибыльной авиакомпании", - отметил он.
 
Неурегулированный вопрос

"В период согласования условий функционирования Союзного государства России и Белоруссии, а также Единого экономического пространства и Таможенного союза вопрос о правилах авиаперевозок внутри этих образований был упущен", - вспоминает Роман Гусаров. Но эти правила разные, например, в России и Белоруссии, что и привело к конфликту двух стран.

"В России любая авиакомпания может заявить Росавиации, что она начинает летать по такому-то направлению в РФ, затем нужно получить разрешения и можно летать - в том числе и в Минск", - рассказал эксперт. Ведь существует Союзное государство России и Белоруссии.

Белорусы возражают против таких правил и ссылаются на существующие межправительственные соглашения и договоренности о равном количестве перелетов авиакомпаний двух стран между столицами. "Они при этом исходят из того, что Россия и Белоруссия - разные государства", - объясняет Гусаров.

Поэтому сторонам нужно определиться: разные мы государства или все же единое: "Если государство единое, то нужно переходить к единым универсальным правилам. РФ предлагает снять ограничения на количество и географию полетов: вы летайте, куда хотите в РФ, но и российские авиакомпании будут летать в Белоруссию".

В едином государстве должен быть режим "открытого неба": кто хочет, тот и летает по маршруту, согласен Рыбак. С Казахстаном, который вместе с РФ и Белоруссией входит в Таможенный союз, "белорусских" проблем не возникает, потому что "азиатское направление - оно локальное, пассажиропоток туда стабилен, и бороться там за долю рынка незачем", - отметил Гусаров.

Без права на маневр

Переговоры между РФ и Белоруссией по урегулированию конфликта будут тяжелыми, прогнозируют эксперты. "Белоруссия - строптивый союзник, который пытается в конфликтной ситуации выторговать максимум возможного", - говорит Роман Гусаров.

"Белорусы в переговорах ведут себя жестко: если у них есть определенная установка от власти, то они стоят до последнего и вообще никуда не двигаются. Свободы маневра у исполнителей нет никакой, - соглашается Борис Рыбак. - Скорее российская сторона уступит в этом конфликте".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer