Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Superjet не заметил гору


11 мая 2012 года Сергей Машкин, КоммерсантЪ


Вчера спасательные службы Индонезии обнаружили место катастрофы российского Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), выполнявшего демонстрационные полеты для потенциальных заказчиков и разбившегося в минувшую среду. Самолет на высокой скорости врезался в отвесный склон горы Салак на острове Ява. Никто из 48 пассажиров и членов экипажа не выжил. Коллеги опытнейшего командира SSJ-100 Александра Яблонцева говорят, что не могут понять его логику: имея на борту спутниковую навигацию с новейшей базой данных о рельефе местности, объединенную с автоматической системой раннего предупреждения об опасном сближении с землей, он тем не менее отправил машину в роковое пике.

Как рассказали "Ъ" коллеги погибших пилотов, в демонстрационном полете Superjet над западной частью острова Ява пассажирам, в числе которых были в основном индонезийские чиновники, бизнесмены и журналисты, предполагалось показать не только технические возможности машины, но и природные достопримечательности острова. Однако из-за погодных условий программу пришлось сократить: на отведенном SSJ-100 эшелоне в 10 тыс. футов (3 км) национальные парки и пляжи, которыми славится остров, оказались не видны из-за висящих на высоте около 2 км плотных облаков. Над ними, как говорят участники первого, удачного полета, возвышались только верхушки гор вулканического происхождения. Их осмотром и пришлось ограничиться.
 
Высадив пассажиров в аэропорту Джакарты, российский экипаж под руководством командира Александра Яблонцева снова поднялся в воздух. Второй полет, как рассказывают участники шоу, должен был стать копией первого с той лишь разницей, что возможности машины демонстрировались другой группе наблюдателей. Однако в этот раз, уже разворачивая машину на обратный курс, командир Яблонцев почему-то запросил у диспетчера снижение до 6 тыс. футов (1,8 км). Получив ответ "Approved" ("Подтверждено"), экипаж SSJ-100 начал энергичное снижение с правым разворотом, машина ушла в слой облачности, а еще через несколько секунд связь с летчиками оборвалась.
 
Как выяснилось вчера, машина, шедшая на скорости около 400 км/ч, врезалась в почти отвесный склон горы Салак и развалилась на фрагменты. Удар был такой силы, что, видимо, разрушился даже установленный на борту SSJ-100 аварийный радиомаяк АРМ-406. Во всяком случае, принять его сигнал так и не удалось.
 
Обломки обнаружили только вчера днем — индонезийские спасатели осмотрели их с вертолетов, придя к выводу о том, что все участники полета погибли. Власти страны уже сообщили, что их тела обязательно будут найдены и эвакуированы, однако подобраться к месту катастрофы пока невозможно. Вертолеты не могут сесть на крутые склоны Салака, а пешие группы альпинистов были вынуждены подниматься с самой нижней точки ущелья и смогли преодолеть лишь половину пути.
 
Отметим, что SSJ-100 — не первый самолет, разбившийся на склонах Салака. В июне 2008 года там же потерпел катастрофу во время испытаний нового аэрофотосъемочного оборудования легкий военно-транспортный самолет ВВС Индонезии — погибли 18 человек, включая нескольких иностранных специалистов. Согласно индонезийским источникам, на устойчивость самолета в полете тогда могли повлиять сильные восходящие потоки воздуха, характерные для данной местности.
 
Вопрос о причинах последней катастрофы пока остается открытым. "В технической исправности SSJ-100, тем более отправленного на международное road show, мы уверены на 100%,— рассказал "Ъ" один из участников испытаний этого самолета.— Квалификация Александра Яблонцева тоже не вызывает сомнений. Во всяком случае, по летной практике на Superjet он был без преувеличения первым номером в стране". Все российские эксперты, как объяснил собеседник "Ъ", сегодня пытаются выяснить, почему опытнейший командир принял "нелогичное" решение о снижении с безопасного эшелона, прекрасно понимая, что в этом случае ему придется маневрировать в облаках между горными вершинами, высота которых достигает 2,5 км.
 
Предположение о том, что командира могли уговорить снизиться авторитетные пассажиры из числа возможных покупателей самолета, эксперты отвергают. "Яблонцев был довольно жестким человеком и умел сказать "нет",— говорят его коллеги.— А кроме того, у пассажиров просто не могло быть интереса в снижении — в облаках все равно ничего не было видно".
 
Непонятным остается и явно запоздалая реакция экипажа на возникшее прямо по курсу препятствие. Как говорят участники подготовки SSJ-100 к международному турне, этот борт был оборудован самой совершенной на сегодня системой, оповещающей экипаж об опасном сближении машины с землей, так называемой Enhanced Ground Proximity Warning System (EGPWS). По мнению специалистов, первая версия этой системы, GPWS, была малоэффективна в горах, поскольку сигнал о приближении земли, получаемый с радиовысотомера самолета, поступал к пилотам слишком поздно и они не успевали среагировать. После усовершенствования устройство было объединено с GPS-навигатором и занесенной в его память подробной топографической картой местности. Предполагается, что автоматика, реагируя на опасности по курсу, заблаговременно подавала летчикам звуковые и световые сигналы. Почему их не услышали Александр Яблонцев и его коллеги, опять же остается загадкой.
 
"Буквально за пару дней до вылета SSJ-100 из Москвы в память его EGPWS была закачана последняя версия карт всех стран, над которыми планировались полеты,— пояснил "Ъ" один из участников подготовки самолета.— В том числе карты Явы с указанием всех высотных отметок острова".
 
Таким образом, версия об ошибке командира экипажа, по мнению специалистов, должна стать приоритетной в предстоящем расследовании. Косвенно подтвердил это предположение и следственный комитет России, возбудивший вчера уголовное дело по факту катастрофы: следствие квалифицировало произошедшее как нарушение правил эксплуатации транспорта (ст. 263 УК РФ). Следует отметить, что перспективы расследования этого ЧП экспертам представляются весьма туманными. Дело в том, что найти объяснение действиям командира можно будет, только обнаружив и расшифровав данные бортовых самописцев, однако их сохранность вызывает у специалистов большие сомнения.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer