Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Что мешает развитию украинской авиации


18 мая 2012 года Алексей Бобриков, ДЕЛО.ua


До сих пор Украина не ратифицировала Кейптаунскую Конвенцию. Эксперт Центра анализа и прогнозирования Алексей Бобриков увереят: это не дает возможности украинским авиакомпаниям обновить свой воздушный флот и снижает их инвестиционную привлекательность.

Необходимость существенной модернизации парка воздушных судов украинских авиакомпаний давно назрела. Это связано и с безопасностью полетов, и с необходимостью поддерживать высокий уровень конкурентоспособности в борьбе с сильными и агрессивными иностранными авиаперевозчиками. Но такая модернизация требует огромных капитальных вложений, тем более что идет постоянное удорожание авиационной техники и рост стоимости заемных средств, необходимых для ее покупки или лизинга. Отсюда рост расходов авиакомпаний на амортизационные отчисления и выплату процентов на привлеченный заемный капитал.

В такой ситуации подспорьем для авиаперевозчиков могла стать Конвенция "О международных гарантиях в отношении подвижного оборудования". Подписана она была 16 ноября 2001 года на дипломатической конференции в Кейптауне (ЮАР), из-за чего получила название "Кейптаунская Конвенция", вступила в силу 1 апреля 2004 года. На сегодняшний день Конвенцию ратифицировали более 40-а государств и региональных экономических организаций. В чем главная суть этого документа, одного из важнейших во всей авиационной отрасли?

Как известно, авиакомпании либо приобретают самолеты, либо, чаще всего, берут их в лизинг (долгосрочная аренда с последующим правом выкупа, обладающая некоторыми налоговыми льготами). Стоимость воздушных судов крупнейших производителей находится в пределах 50-100 миллионов долларов, поэтому едва ли не все сделки в сфере авиационного финансирования реализуются через механизмы кредитования или лизинга. Значит, необходимо привлекать кредиторов (в основном — крупные международные банки), страховые компании и т.д., права которых порой тоже нуждаются в защите. Например, в случае осложнения финансового положения компании-авиаперевозчика, которая брала кредиты. Возникающие риски и различные трудности ведут к значительному увеличению ставок по кредитам и страхованию для покрытия кредиторами и страховщиками своих возможных потерь от сделок купли-продажи или лизинга самолетов.

Кейптаунская конвенция как раз и является унифицированной надежной системой защиты прав кредиторов. Она включает в себя ряд средств правовой защиты при нарушении авиакомпанией взятых на себя обязательств или в случае начала процедуры ее банкротства. Кроме того, имеется возможность отслеживать через Международный регистр наличие либо отсутствие международных или национальных гарантий на воздушное судно, являющееся предметом сделки. Проще говоря, в случае, скажем, банкротства авиаперевозчика владелец самолета может беспрепятственно забрать его из страны, не опасаясь ареста в обеспечение возможных претензий других кредиторов. Таким образом, сфера авиационного финансирования становится более прозрачной и, соответственно, у производителей авиационной техники и кредиторов появляются гарантии защиты своих прав, что приводит к уменьшению процентных ставок по кредитам и способствует большей доступности авиационного финансирования. В кругах экспертов по авиационному праву эта система получила название "кейптаунская скидка".

Наглядный пример. В начале прошлого года российская авиакомпания "ЮТэйр" вела переговоры о приобретении 20-ти новых самолетов "Боинг" с опционом еще на 20 машин, и надеялась получить "кейптаунскую скидку". Это позволило бы сэкономить авиаперевозчику не менее 20 млн. долл. (4–5% на ежемесячном лизинговом платеже, или 10–15 тыс. долл. с каждого самолета), вдобавок ЭКСИМбанк США предоставлял гарантию в размере 30% от первоначального взноса, оговоренного в контракте. Сделка тогда сорвалась, поскольку Россия хоть и ратифицировала Кейптаунскую Конвенцию, но без всех предусмотренных Конвенцией дополнительных условий (оговорок), то есть чисто формально.

В Украине же и до ратификации дело не дошло: наша страна подписала Конвенцию еще в 2004 году, однако так ее и не ратифицировала. Еще хуже (не подписано и не ратифицировано) ситуация с "Римской Конвенцией об унификации некоторых принципов предупредительного ареста воздушных судов", "Женевской Конвенцией о международном признании прав на воздушные судна", многими другими международными документами, крайне насущно необходимыми для отечественных авиаперевозчиков для качественного устойчивого развития.

Из-за не ратификации Кейптаунской Конвенции украинские авиакомпании при покупке нового самолета лишены возможности получить скидку от кредитно-рейтинговых агентств, что ощутимо повышает стоимость сделки. При лизинге же нового самолета зарубежные контрагенты устанавливают более жесткие условия договоров, включая повышенные лизинговые ставки, стремясь максимально компенсировать потенциальные риски. Прибавим сюда тот факт, что авиационные власти Украины, несмотря на многочисленные просьбы авиаперевозчиков, не спешат инициировать законодательное снятие налоговых и регуляторных ограничений, которые усложняют обновление самолетных парков. Наличие импортного НДС ведет к автоматическому удорожанию самолета на 20%, в целом же, ввезти его в Украину выйдет в 1,5 раза дороже, чем в большинство стран ЕС. Кстати, в большинстве стран, членов Евросоюза, ставка НДС на импорт самолетов и запасных частей к ним установлена на нулевом уровне.

Вот и имеем повышение стоимости летного часа при эксплуатации самолета, рост себестоимость пассажирского кресла, а с ней и цены на авиабилет. Это в том случае, если удалось найти источники финансирования или способы снизить плату за пользование самолетом. Но украинские авиакомпании не могут позволить себе нынешние высокие ставки кредитов, поэтому их воздушный флот требует значительного обновления, особенно на внутренних авиарейсах. Сделать это в нынешнем неблагоприятном инвестиционно-налоговом климате почти невозможно.

Если государство не хочет принести отечественную отрасль авиаперевозок в жертву иностранным конкурентам, оно должно решить вопрос с введением нулевых ставок НДС и таможенной ставки, и наконец-то ратифицировать Кейптаунскую Конвенцию, тем самым, дав возможность украинским авиакомпаниям развиваться.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer