Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Что мешает развитию украинской авиации


18 мая 2012 года Алексей Бобриков, ДЕЛО.ua


До сих пор Украина не ратифицировала Кейптаунскую Конвенцию. Эксперт Центра анализа и прогнозирования Алексей Бобриков увереят: это не дает возможности украинским авиакомпаниям обновить свой воздушный флот и снижает их инвестиционную привлекательность.

Необходимость существенной модернизации парка воздушных судов украинских авиакомпаний давно назрела. Это связано и с безопасностью полетов, и с необходимостью поддерживать высокий уровень конкурентоспособности в борьбе с сильными и агрессивными иностранными авиаперевозчиками. Но такая модернизация требует огромных капитальных вложений, тем более что идет постоянное удорожание авиационной техники и рост стоимости заемных средств, необходимых для ее покупки или лизинга. Отсюда рост расходов авиакомпаний на амортизационные отчисления и выплату процентов на привлеченный заемный капитал.

В такой ситуации подспорьем для авиаперевозчиков могла стать Конвенция "О международных гарантиях в отношении подвижного оборудования". Подписана она была 16 ноября 2001 года на дипломатической конференции в Кейптауне (ЮАР), из-за чего получила название "Кейптаунская Конвенция", вступила в силу 1 апреля 2004 года. На сегодняшний день Конвенцию ратифицировали более 40-а государств и региональных экономических организаций. В чем главная суть этого документа, одного из важнейших во всей авиационной отрасли?

Как известно, авиакомпании либо приобретают самолеты, либо, чаще всего, берут их в лизинг (долгосрочная аренда с последующим правом выкупа, обладающая некоторыми налоговыми льготами). Стоимость воздушных судов крупнейших производителей находится в пределах 50-100 миллионов долларов, поэтому едва ли не все сделки в сфере авиационного финансирования реализуются через механизмы кредитования или лизинга. Значит, необходимо привлекать кредиторов (в основном — крупные международные банки), страховые компании и т.д., права которых порой тоже нуждаются в защите. Например, в случае осложнения финансового положения компании-авиаперевозчика, которая брала кредиты. Возникающие риски и различные трудности ведут к значительному увеличению ставок по кредитам и страхованию для покрытия кредиторами и страховщиками своих возможных потерь от сделок купли-продажи или лизинга самолетов.

Кейптаунская конвенция как раз и является унифицированной надежной системой защиты прав кредиторов. Она включает в себя ряд средств правовой защиты при нарушении авиакомпанией взятых на себя обязательств или в случае начала процедуры ее банкротства. Кроме того, имеется возможность отслеживать через Международный регистр наличие либо отсутствие международных или национальных гарантий на воздушное судно, являющееся предметом сделки. Проще говоря, в случае, скажем, банкротства авиаперевозчика владелец самолета может беспрепятственно забрать его из страны, не опасаясь ареста в обеспечение возможных претензий других кредиторов. Таким образом, сфера авиационного финансирования становится более прозрачной и, соответственно, у производителей авиационной техники и кредиторов появляются гарантии защиты своих прав, что приводит к уменьшению процентных ставок по кредитам и способствует большей доступности авиационного финансирования. В кругах экспертов по авиационному праву эта система получила название "кейптаунская скидка".

Наглядный пример. В начале прошлого года российская авиакомпания "ЮТэйр" вела переговоры о приобретении 20-ти новых самолетов "Боинг" с опционом еще на 20 машин, и надеялась получить "кейптаунскую скидку". Это позволило бы сэкономить авиаперевозчику не менее 20 млн. долл. (4–5% на ежемесячном лизинговом платеже, или 10–15 тыс. долл. с каждого самолета), вдобавок ЭКСИМбанк США предоставлял гарантию в размере 30% от первоначального взноса, оговоренного в контракте. Сделка тогда сорвалась, поскольку Россия хоть и ратифицировала Кейптаунскую Конвенцию, но без всех предусмотренных Конвенцией дополнительных условий (оговорок), то есть чисто формально.

В Украине же и до ратификации дело не дошло: наша страна подписала Конвенцию еще в 2004 году, однако так ее и не ратифицировала. Еще хуже (не подписано и не ратифицировано) ситуация с "Римской Конвенцией об унификации некоторых принципов предупредительного ареста воздушных судов", "Женевской Конвенцией о международном признании прав на воздушные судна", многими другими международными документами, крайне насущно необходимыми для отечественных авиаперевозчиков для качественного устойчивого развития.

Из-за не ратификации Кейптаунской Конвенции украинские авиакомпании при покупке нового самолета лишены возможности получить скидку от кредитно-рейтинговых агентств, что ощутимо повышает стоимость сделки. При лизинге же нового самолета зарубежные контрагенты устанавливают более жесткие условия договоров, включая повышенные лизинговые ставки, стремясь максимально компенсировать потенциальные риски. Прибавим сюда тот факт, что авиационные власти Украины, несмотря на многочисленные просьбы авиаперевозчиков, не спешат инициировать законодательное снятие налоговых и регуляторных ограничений, которые усложняют обновление самолетных парков. Наличие импортного НДС ведет к автоматическому удорожанию самолета на 20%, в целом же, ввезти его в Украину выйдет в 1,5 раза дороже, чем в большинство стран ЕС. Кстати, в большинстве стран, членов Евросоюза, ставка НДС на импорт самолетов и запасных частей к ним установлена на нулевом уровне.

Вот и имеем повышение стоимости летного часа при эксплуатации самолета, рост себестоимость пассажирского кресла, а с ней и цены на авиабилет. Это в том случае, если удалось найти источники финансирования или способы снизить плату за пользование самолетом. Но украинские авиакомпании не могут позволить себе нынешние высокие ставки кредитов, поэтому их воздушный флот требует значительного обновления, особенно на внутренних авиарейсах. Сделать это в нынешнем неблагоприятном инвестиционно-налоговом климате почти невозможно.

Если государство не хочет принести отечественную отрасль авиаперевозок в жертву иностранным конкурентам, оно должно решить вопрос с введением нулевых ставок НДС и таможенной ставки, и наконец-то ратифицировать Кейптаунскую Конвенцию, тем самым, дав возможность украинским авиакомпаниям развиваться.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer