Возможно, причиной крушения российского суперлайнера Sukhoi Superjet 100 под Джакартой стал легкомысленный маневр пилота. Катастрофа означает провал экспортных амбиций Кремля.
Едва пассажирский лайнер Sukhoj Superjet 100 (SSJ 100), совершавший рекламный тур, вошел в воздушное пространство Индонезии, как в кабине пилота показался обнаженный до пояса пассажир с серебристым трезубцем, поблескивающим в руке. Блогер Сергей Доля, пишущий о путешествиях, обнажил торс, приклеил седую бороду и водрузил на голову корону из серебристой бумаги.
39-летний Доля выступил в амплуа бога Нептуна. «На высоте 10 тыс. метров я разыграл «морское крещение» — ритуал при пересечении экватора, — рассказывает он. — Вообще-то это чисто морская традиция».
Так блогер решил отметить первый рейс самолета типа SSJ 100 в южные широты. С этим пассажирским лайнером связаны все надежды российского авиастроения. Superjet — детище авиаконцерна «Сухой», на протяжении 80 лет выпускавшего военные самолеты.
Ожидалось, что рекламный тур откроет для SSJ 100 динамичный азиатский рынок. Во время промежуточной посадки в Астане самолет осмотрел президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. И теперь российские авиаторы должны были произвести впечатление на индонезийских заказчиков.
Атмосфера на борту была превосходной. «Подавали шампанское», — рассказывает Доля. В кабине второй пилот сфотографировал лже-Нептуна на камеру мобильника.Индонезийские стюардессы позировали в туфлях на высоких каблуках и в коротеньких юбочках.
Несколькими днями позднее российский экипаж самолета и все его пассажиры погибли. 45 человек. Похоже, капитан корабля Александр Яблонцев в ходе демонстрационного полета вечером 9 мая слишком проникся общим приподнятым настроением.
Вообще говоря, 57-летний ветеран авиации подходил для осуществления демонстрационного полета в Джакарте, как никто другой. Друзья вспоминают, что за штурвалом он всегда сохранял благоразумие. Яблонцев налетал свыше 10 тыс. часов на более чем 80 различных самолетах. И именно Яблонцев впервые поднял лайнер в небо в мае 2008 года.
Марина Лысцева тоже не может сказать о нем ничего плохого. Молодой москвичке, подруге Сергея Доли, по-настоящему повезло: в первой половине дня она сделала достаточное количество снимков и после обеда осталась на земле. Капитана Яблонцева она знала давно. Он любил Superjet, утверждает она: «Яблонцев всей душой хотел, чтобы этот самолет имел успех».
Многое говорит о том, что это и погубило самого пилота и его пассажиров. На миссию Superjet возлагались слишком большие надежды. Не далее как в феврале Владимир Путин, тогда еще занимавший пост премьера, утвердил программу стоимостью 43 млрд евро. Благодаря мегаинвестициям к 2025 году на долю российского авиапрома должно приходиться 10% мирового рынка пассажирских самолетов. Сегодня этот показатель недотягивает до 1%.
До сих пор концерн «Сухой» продавал SSJ 100 российскому «Аэрофлоту» по специальной цене — 15 млн евро за лайнер. Но в Кремле рассчитывают, что в будущем SSJ 100 составит на мировом рынке конкуренцию самолетам, которые стоят в два раза дороже, в частности, канадскому Bombardier CRJ и бразильскому Embraer 190.
Многие эксперты сомневаются, что Sukhoi Superjet 100 сможет закрепиться на высококонкурентном рынке. То, что случилось в Джакарте, еще больше омрачает его перспективы. Теперь важно как можно быстрее выяснить причину крушения. Что это – отказ техники или вина экипажа? «Конечно, наиболее благоприятным исходом для концерна «Сухой» было бы заключение об ошибке пилота», — говорит Уильям Восс из Фонда безопасности полетов в США.
Во всяком случае косвенные признаки указывают именно на эту причину, хотя выход из строя техники пока тоже не исключается. Маршрут полета, восстановленный по показаниям радаров, наводит на мысль, что в ходе последнего рейса команда хотела устроить для потенциальных покупателей недорогого регионального самолета как можно более красочное авиашоу.
Как только самолет второй раз за день взмыл в воздух, ветеран авиации Яблонцев взял курс на юг, пролетел над городом Богор и сделал первый круг вокруг вулкана, на склонах которого вскоре после этого полет трагически оборвался. Почему экипаж вообще запросил разрешение на снижение до 1800 м, остается загадкой. «Разумному пилоту на такой высоте в гористой местности просто нечего делать», — убежден эксперт в области авиации Восс.
Но Яблонцев направил самолет прямо к вулкану Салак, который в Индонезии считается кладбищем самолетов: на его склонах разбилось не одно воздушное судно. В июне 2008 году здесь потерпел крушение военный самолет, погибли 18 человек.
Увы, именно здесь Яблонцев собирался продемонстрировать летные качества своего SSJ 100. И, увы, в тот день в районе горы Салак была сильная облачность. Недаром местные жители считают этот регион Индонезии самым дождливым, здесь часты грозы.
Отвесные склоны, влажные тропические леса, хаотичные воздушные потоки — в силу этих факторов сближение с вулканом таит непредсказуемый риск. Предположительно, самолет несся над испещренным расселинами ландшафтом со скоростью 130 м/сек.
В таких условиях безопасное управление рейсовыми самолетами практически невозможно уже в силу того, что их двигатели, в отличие от военных, реагируют на действия пилота с задержкой. Поэтому для пассажирских самолетов при полетах в гористой местности безопасным считается запас высоты в 1000 м — очевидно, что капитан Яблонцев это правило нарушил. «Данная катастрофа проливает свет на менталитет российских авиаторов», — считает гамбургский эксперт Хайнрих Гросбонгардт. В любой западной авиакомпании подобные действия считаются отчаянным безрассудством.
По фотографиям места падения можно понять, что в момент столкновения с горой Superjet шел с креном вправо. Возможно, это свидетельствует о последней попытке Яблонцева поднять самолет выше горной гряды. «Пилот был абсолютно не знаком с топографическими особенностями местности», — подчеркивает гамбургский эксперт в области безопасности полетов Ян Рихтер.
Переоценка собственных возможностей неоднократно приводила к фатальным последствиям во время демонстрационных полетов. Пожалуй, самым известным инцидентом такого рода было крушение самолета Airbus A320 в 1988 году на авиашоу в небе над эльзасским городком Хабсхейм: пролетая над взлетно-посадочной полосой, лайнер стал терять высоту и упал в близлежайшем лесу. Годом позже Airbus A300 потерпел крушение во время тренировочного полета в окрестностях египетского города Луксор. А в 1994 году катастрофой закончился испытательный полет самолета Airbus A330 в Тулузе. И поэтому в концерне Boeing существует железное правило: во время авиавыставок пилотам категорически запрещено выполнять рискованные маневры, как бы им ни хотелось произвести впечатление на потенциальных заказчиков.
Для концерна «Сухой» падение SSJ 100 может привести к усугублению кризиса, который и так намечался. Уже поступили заказы на более чем 200 самолетов нового типа. Но из-за нехватки квалифицированного персонала и опыта серийного производства рейсы пока совершают только семь лайнеров «Аэрофлота» и один SSJ 100 авиакомпании «Армавиа».
Однако и эти заказчики недовольны. Заместитель главного инженера департамента авиационно-технического обеспечения авиакомпании «Аэрофлот» Константин Мохна в марте публично раскритиковал концерн «Сухой», посетовав на технические проблемы и задержки с поставкой запчастей. Специалист подкрепил свои слова неприятной цифрой: вместо 8-9 часов — стандартного показателя для региональной техники — суточный налет SSJ 100 составил всего 3,9 часа. «Для потенциальных заказчиков это еще более тревожная информация, чем катастрофа в Индонезии», — говорит нью-йоркский аналитик в области авиации Ричард Абулафия.
Тем временем в Джакарте Сергей Доля, еще недавно перевоплощавшийся в Нептуна, и фотограф Марина Лысцева в трансе бродят по городу. Они все еще не могут осознать случившееся. «Мы были на волоске от того, чтобы тоже лежать мертвыми на этом ужасном склоне, — говорит фотограф. И чуть слышно добавляет: — Это как второе рождение».
А российскому авиапрому, похоже, своего второго рождения придется еще подождать.