Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Шампанское перед крушением


21 мая 2012 года Матиас Шепп, Геральд Трауфеттер (Журнал Der Spiegel), Профиль


Для концерна «Сухой» падение SSJ 100 может привести к усугублению кризиса, который и так намечался.

Возможно, причиной крушения российского суперлайнера Sukhoi Superjet 100 под Джакартой стал легкомысленный маневр пилота. Катастрофа означает провал экспортных амбиций Кремля.
 
  Едва пассажирский лайнер Sukhoj Superjet 100 (SSJ 100), совершавший рекламный тур, вошел в воздушное пространство Индонезии, как в кабине пилота показался обнаженный до пояса пассажир с серебристым трезубцем, поблескивающим в руке. Блогер Сергей Доля, пишущий о путешествиях, обнажил торс, приклеил седую бороду и водрузил на голову корону из серебристой бумаги.
 
  39-летний Доля выступил в амплуа бога Нептуна. «На высоте 10 тыс. метров я разыграл «морское крещение» — ритуал при пересечении экватора, — рассказывает он. — Вообще-то это чисто морская традиция».
 
  Так блогер решил отметить первый рейс самолета типа SSJ 100 в южные широты. С этим пассажирским лайнером связаны все надежды российского авиастроения. Superjet — детище авиаконцерна «Сухой», на протяжении 80 лет выпускавшего военные самолеты.

Ожидалось, что рекламный тур откроет для SSJ 100 динамичный азиатский рынок. Во время промежуточной посадки в Астане самолет осмотрел президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. И теперь российские авиаторы должны были произвести впечатление на индонезийских заказчиков.
 
  Атмосфера на борту была превосходной. «Подавали шампанское», — рассказывает Доля. В кабине второй пилот сфотографировал лже-Нептуна на камеру мобильника.Индонезийские стюардессы позировали в туфлях на высоких каблуках и в коротеньких юбочках.
 
  Несколькими днями позднее российский экипаж самолета и все его пассажиры погибли. 45 человек. Похоже, капитан корабля Александр Яблонцев в ходе демонстрационного полета вечером 9 мая слишком проникся общим приподнятым настроением.

Вообще говоря, 57-летний ветеран авиации подходил для осуществления демонстрационного полета в Джакарте, как никто другой. Друзья вспоминают, что за штурвалом он всегда сохранял благоразумие. Яблонцев налетал свыше 10 тыс. часов на более чем 80 различных самолетах. И именно Яблонцев впервые поднял лайнер в небо в мае 2008 года.
 
  Марина Лысцева тоже не может сказать о нем ничего плохого. Молодой москвичке, подруге Сергея Доли, по-настоящему повезло: в первой половине дня она сделала достаточное количество снимков и после обеда осталась на земле. Капитана Яблонцева она знала давно. Он любил Superjet, утверждает она: «Яблонцев всей душой хотел, чтобы этот самолет имел успех».
 
  Многое говорит о том, что это и погубило самого пилота и его пассажиров. На миссию Superjet возлагались слишком большие надежды. Не далее как в феврале Владимир Путин, тогда еще занимавший пост премьера, утвердил программу стоимостью 43 млрд евро. Благодаря мегаинвестициям к 2025 году на долю российского авиапрома должно приходиться 10% мирового рынка пассажирских самолетов. Сегодня этот показатель недотягивает до 1%.
 
  До сих пор концерн «Сухой» продавал SSJ 100 российскому «Аэрофлоту» по специальной цене — 15 млн евро за лайнер. Но в Кремле рассчитывают, что в будущем SSJ 100 составит на мировом рынке конкуренцию самолетам, которые стоят в два раза дороже, в частности, канадскому Bombardier CRJ и бразильскому Embraer 190.
 
  Многие эксперты сомневаются, что Sukhoi Superjet 100 сможет закрепиться на высококонкурентном рынке. То, что случилось в Джакарте, еще больше омрачает его перспективы. Теперь важно как можно быстрее выяснить причину крушения. Что это – отказ техники или вина экипажа? «Конечно, наиболее благоприятным исходом для концерна «Сухой» было бы заключение об ошибке пилота», — говорит Уильям Восс из Фонда безопасности полетов в США.
 
  Во всяком случае косвенные признаки указывают именно на эту причину, хотя выход из строя техники пока тоже не исключается. Маршрут полета, восстановленный по показаниям радаров, наводит на мысль, что в ходе последнего рейса команда хотела устроить для потенциальных покупателей недорогого регионального самолета как можно более красочное авиашоу.

Как только самолет второй раз за день взмыл в воздух, ветеран авиации Яблонцев взял курс на юг, пролетел над городом Богор и сделал первый круг вокруг вулкана, на склонах которого вскоре после этого полет трагически оборвался. Почему экипаж вообще запросил разрешение на снижение до 1800 м, остается загадкой. «Разумному пилоту на такой высоте в гористой местности просто нечего делать», — убежден эксперт в области авиации Восс.
 
  Но Яблонцев направил самолет прямо к вулкану Салак, который в Индонезии считается кладбищем самолетов: на его склонах разбилось не одно воздушное судно. В июне 2008 году здесь потерпел крушение военный самолет, погибли 18 человек.
 
  Увы, именно здесь Яблонцев собирался продемонстрировать летные качества своего SSJ 100. И, увы, в тот день в районе горы Салак была сильная облачность. Недаром местные жители считают этот регион Индонезии самым дождливым, здесь часты грозы.

Отвесные склоны, влажные тропические леса, хаотичные воздушные потоки — в силу этих факторов сближение с вулканом таит непредсказуемый риск. Предположительно, самолет несся над испещренным расселинами ландшафтом со скоростью 130 м/сек.
 
  В таких условиях безопасное управление рейсовыми самолетами практически невозможно уже в силу того, что их двигатели, в отличие от военных, реагируют на действия пилота с задержкой. Поэтому для пассажирских самолетов при полетах в гористой местности безопасным считается запас высоты в 1000 м — очевидно, что капитан Яблонцев это правило нарушил. «Данная катастрофа проливает свет на менталитет российских авиаторов», — считает гамбургский эксперт Хайнрих Гросбонгардт. В любой западной авиакомпании подобные действия считаются отчаянным безрассудством.

По фотографиям места падения можно понять, что в момент столкновения с горой Superjet шел с креном вправо. Возможно, это свидетельствует о последней попытке Яблонцева поднять самолет выше горной гряды. «Пилот был абсолютно не знаком с топографическими особенностями местности», — подчеркивает гамбургский эксперт в области безопасности полетов Ян Рихтер.
 
  Переоценка собственных возможностей неоднократно приводила к фатальным последствиям во время демонстрационных полетов. Пожалуй, самым известным инцидентом такого рода было крушение самолета Airbus A320 в 1988 году на авиашоу в небе над эльзасским городком Хабсхейм: пролетая над взлетно-посадочной полосой, лайнер стал терять высоту и упал в близлежайшем лесу. Годом позже Airbus A300 потерпел крушение во время тренировочного полета в окрестностях египетского города Луксор. А в 1994 году катастрофой закончился испытательный полет самолета Airbus A330 в Тулузе. И поэтому в концерне Boeing существует железное правило: во время авиавыставок пилотам категорически запрещено выполнять рискованные маневры, как бы им ни хотелось произвести впечатление на потенциальных заказчиков.
 
  Для концерна «Сухой» падение SSJ 100 может привести к усугублению кризиса, который и так намечался. Уже поступили заказы на более чем 200 самолетов нового типа. Но из-за нехватки квалифицированного персонала и опыта серийного производства рейсы пока совершают только семь лайнеров «Аэрофлота» и один SSJ 100 авиакомпании «Армавиа».

Однако и эти заказчики недовольны. Заместитель главного инженера департамента авиационно-технического обеспечения авиакомпании «Аэрофлот» Константин Мохна в марте публично раскритиковал концерн «Сухой», посетовав на технические проблемы и задержки с поставкой запчастей. Специалист подкрепил свои слова неприятной цифрой: вместо 8-9 часов — стандартного показателя для региональной техники — суточный налет SSJ 100 составил всего 3,9 часа. «Для потенциальных заказчиков это еще более тревожная информация, чем катастрофа в Индонезии», — говорит нью-йоркский аналитик в области авиации Ричард Абулафия.
 
  Тем временем в Джакарте Сергей Доля, еще недавно перевоплощавшийся в Нептуна, и фотограф Марина Лысцева в трансе бродят по городу. Они все еще не могут осознать случившееся. «Мы были на волоске от того, чтобы тоже лежать мертвыми на этом ужасном склоне, — говорит фотограф. И чуть слышно добавляет: — Это как второе рождение».

А российскому авиапрому, похоже, своего второго рождения придется еще подождать.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer