Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


За бортом


25 мая 2012 года Ольга Кудрина, КоммерсантЪ - Казань


Авиакомпания «Татарстан» возвращает своему бывшему стратегическому инвестору — болгарскому холдингу «Химимпорт» самолеты Boeing, которые обходились ей в полмиллиарда рублей. Перевозчик во вторник досрочно расторг договор лизинга уже на второй самолет. Взамен авиакомпания рассчитывает пополнить свой парк Airbus. Участники рынка отмечают, что болгарские инвесторы, пополняя авиапарк «Татарстана» самолетами Boeing, «по сути, торговались где-то сами с собой».

Авиакомпания «Татарстан» досрочно расторгает договоры лизинга самолетов Boeing с компанией Bulgaria air, входящей в болгарский холдинг «Химимпорт», который с марта 2008 года являлся стратегическим партнером авиаперевозчика и участвовал в его управлении через своих представителей в правлении и совете директоров. Как писал „Ъ“ 7 марта, правительство Татарстана в начале текущего года приняло решение отказаться от сотрудничества с «Химимпортом» в области авиаперевозок и передавать авиакомпанию «Татарстан» в собственность ОАО «Холдинговая компания „Ак барс“» (при этом болгарский холдинг продолжает быть партнером правительства в аэропортовом бизнесе, являясь стратегическим партнером ОАО «Международный аэропорт „Казань“»).

Авиакомпания «Татарстан» в 2011 году перевезла 592,9 тыс. человек. Компания получила 3,2 млрд руб. выручки и 5,82 млн руб. убытка. Уставный капитал ОАО на 1 января составлял 480,15 млн руб., в котором 99,99% принадлежало татаро-болгарскому СП — ЗАО «Тат-аэро», 0,01% — ОАО «Центральный депозитарий РТ». В начале текущего года авиапарк АК составляли 11 самолетов, из которых пять Boeing-737 и по два Airbus-319, Ту-154 и Як-42.
 
Как рассказал „Ъ“ генеральный директор авиакомпании Аксан Гиниятуллин, АК «Татарстан» 22 мая вернула лизингодателю второй из пяти Boeing, находившихся в авиапарке перевозчика (первый был возвращен в марте). Перевозчик рассчитывает к началу 2013 года избавиться от всех подобных машин, хотя, по словам господина Гиниятуллина, срок действия последнего договора лизинга этих лайнеров истекает в 2015 году.

Первый Boeing-737-300 авиакомпания «Татарстан» получила в сентябре 2008 года (см. „Ъ“ от 24 сентября 2008 года) в рамках объявленной «Химимпортом» программы модернизации авиапарка авиакомпании (тогда он состоял из 23 машин). Уже к тому времени возраст самолета превышал 18 лет. В дальнейшем АК получила еще четыре чуть более молодых Boeing-737 разных модификаций.

Самолеты Boeing приобретались в операционный лизинг и с учетом платежей за их обслуживание и поддержание летной годности ежегодно обходились АК «Татарстан» примерно в 0,5 млрд руб. Так, согласно отчету авиакомпании, только за 2011 год ее лизинговые платежи по воздушным судам Boeing в пользу Bulgaria Air превысили 266 млн руб. Кроме того, перевозчик в прошлом году выплатил этой компании за техническое обслуживание самолетов Boeing 152,4 млн руб. за линейное обслуживание и поддержание летной годности судов — 78,6 млн руб,, за запасные части — 10,29 млн руб.

Господин Гиниятуллин пояснил, что досрочное расторжение лизинговых договоров связано с намерением компании избавится от малоэффективных машин. «Боинги генерируют убытки»,— говорит гендиректор, отмечая низкую востребованность этих машин: имеющийся у авиакомпании Airbus 2007 года летает до 400 часов в месяц, тогда как Boeing такого же класса не более 300,. «Мне пассажирам их продать сложно»,— признается Аксан Гиниятуллин.

При этом он отмечает, что лизинговые платежи компании по каждому Boeing в размере $150 тыс. в месяц «сегодня не адекватны рынку». «Сегодня за такие же деньги можно взять машину 2005–2007 года выпуска лучшего качества»,— говорит генеральный директор. Господин Гиниятуллин полагает, что модернизация авиапарка увеличит доходность авиакомпании на 11% , при этом расходы на поддержание судов снизится на 15% , в частности за счет экономии на запчастях, ремонте, регламентных работах.

По его словам, авиакомпания делает ставку на Airbus-319 и Airbus-320 и уже начала переподготовку летного состава для эксплуатации этих машин. К имеющимся двум Airbus в январе авиакомпания намерена приобрести в лизинг еще две машины этой марки, рассчитывая, что они будут обходиться ей в среднем в $170–200 тыс. в месяц «плюс столько же отчислений на поддержание» летной и линейной годности.

Бывший генеральный директор авиакомпании «Татарстан», а ныне глава ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев затруднился оценить, насколько выгодна для перевозчика замена самолетов Boeing на Airbus, не зная подробностей контрактов. Он отметил, что принципиальных различий между двумя этими марками нет: выбор зависит от предпочтений перевозчика, а также от предложения машин на рынке. При этом господин Закаржаев заметил, что «компания понесла двойные расходы на подготовку летного и технического состава — сначала на Boeing, а потом на Airbus». Однако он выразил надежду, что «на этот раз новая команда отстаивает интересы авиакомпании, тогда как болгарские инвесторы, пополняя ее авиапарк самолетами Boeing, по сути, торговались где-то сами с собой».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer