Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Нарушение государственной границы СССР пилотом из ФРГ Матиасом Рустом


28 мая 2012 года РИА Новости


25 лет назад гражданин ФРГ Матиас Руст на спортивном самолете "Сессна" нарушил государственную границу СССР и, преодолев 1220 км за 5 ч 50 м, совершил посадку на Красной площади в Москве.

28 мая 1987 года, когда в СССР отмечался День пограничника, спортивный самолет американского производства "Сессна-172" нарушил воздушное пространство Советского Союза и совершил посадку в Москве недалеко от Красной площади на Васильевском спуске. Точнее, он приземлился на Большом Москворецком мосту и накатом доехал до Собора Василия Блаженного. Летчик вышел из самолета и тут же стал раздавать автографы. Вскоре его арестовали.

Нарушителем оказался пилот-любитель гражданин ФРГ Матиас Руст (Mathias Rust), 1968 года рождения. Его отец был бизнесменом, продававшим самолеты "Сессна".

Стартовав с аэродрома в окрестностях родного Гамбурга на четырехместном легком самолете "Сессна-172Б Скайхоук", Руст совершил посадку в аэропорту Маальме в Хельсинки (Финляндия) для дозаправки. Диспетчерской службе аэропорта он сказал, что летит в Стокгольм (Швеция). В какой-то момент Руст прекратил связь с финскими диспетчерами и вскоре исчез из воздушного пространства Финляндии. Считалось поначалу, что самолет упал в море. Руст тем временем пересек советскую границу и взял курс на Москву.

Неизвестный тихоходный объект появился на экранах радиолокаторов таллинских ПВО в районе города Кохтла-Ярве в 14.29. С аэродрома Тапа в тогдашней Эстонской ССР по тревоге подняли два дежурных истребителя. Те обнаружили самолет Руста, но, не получив инструкций относительно дальнейших действий и израсходовав топливо, вернулись на базу.

В ходе полета произошло то, что потом трактовалось компетентными органами как "случайности". Самолет Руста, попадавший на экраны радаров ПВО, идентифицировали то как поисково-спасательный самолет, то как производивший фотосъемки вертолет, то как "неизвестное метеообразование".

В 17.40 самолет Матиаса попал в зону действия радаров Московского аэроузла. До выяснения ситуации администрация аэропорта Шереметьево прекратила прием и отправку пассажирских лайнеров.

При согласовании плана совместных действий с командованием Московского округа ПВО было принято решение о том, что гражданская авиационная администрация сама справится с нарушителем режима полетов. Но когда обнаружили, что нарушитель уже в районе городской черты Москвы, где полеты вообще запрещены, что-либо предпринимать было уже поздно.

В 18.55 самолет Руста приземлился на Москворецком мосту, преодолев расстояние 1220 километров за 5 часов 50 минут.

2 сентября 1987 года судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда СССР начала слушание дела Матиаса Руста. Он был обвинен в хулиганстве (его посадка, по мнению суда, угрожала жизни находившихся на площади людей), нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы. Дело рассматривалось на открытом заседании.

Своих должностей лишились министр обороны Сергей Соколов, главком войсками ПВО Александр Колдунов и еще около 300 офицеров.

Руста защищал член московской коллегии адвокатов В. Яковлев, государственный обвинитель - старший помощник генерального прокурора СССР В. Андреев. Сам Руст заявил на суде, что его полет был "призывом к миру".

4 сентября 1987 года Руст был осужден на четыре года лишения свободы за незаконное пересечение воздушной границы, нарушение международных правил полетов и злостное хулиганство. Проведя в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня, 3 августа 1988 года он был помилован президиумом Верховного Совета и выдворен с территории СССР.

Матиас Руст вернулся в ФРГ. На родине его поступок воспринимался как безумная идея, поставившая под угрозу мир. Его лишили прав на пилотирование, начали расследование скандального полета, но потом дело закрыли.

Руст поступил на альтернативную службу, работал медбратом в больнице в немецком городе Риссен. В ноябре 1989 года, во время очередного дежурства, он ранил ножом медсестру, которая отвергла его ухаживания, за что был приговорен к 2,5 годам лишения свободы, но отсидел только половину срока.

В 1990-х годах Руст много путешествовал; объездив весь мир. В 1997 году в интервью одной из газет он сказал, что обратился в индуизм и женился индианке.

В апреле 2001 года Руст вновь напомнил о себе. Он предстал перед судом по обвинению в краже кашемирового пуловера в универмаге, был приговорен к штрафу в 5 тысяч евро.

Свои денежные проблемы Матиас Руст решил с помощью покера - ему улыбнулась удача, и он выиграл 750 тысяч евро. Какое-то время "кремлевский пилот" подвизался в финансовой области и, не имея соответствующего образования, работал аналитиком в инвестиционной компании, куда он устроился с помощью одного из своих знакомых.

Ныне Матиас Руст - профессиональный игрок в покер. Он посещает курсы и готовится стать гуру - преподавателем йоги. "Я твердо решил через год или через два открыть свою собственную школу в Гамбурге", - заявил Руст в интервью немецкому журналу Stern.

В интервью он назвал свою проделку с посадкой у Кремлевской стены безответственной. Сказал, что был тогда слишком молод и хотел таким способом ускорить советско-американские переговоры о разоружении.

Руст пишет мемуары о своем историческом полете 25-летней давности.

Самолет Руста в 1988 году был продан японскому бизнесмену. Последующие 15 лет "Сессна" находилась в спортивном клубе в японском городе Уцуномия. После продажи клуба в 2003 году самолет стоял в ангаре у владельца. В 2008 году он был куплен Немецким техническим музеем.

В 2012 году в ФРГ вышел документальный фильм режиссера Габриэле Денеке (Gabriele Denecke) "Кремлевский летчик", посвященный полету Матиаса Руста.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer