Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


FIDAE-2012: послесловие к выставке


18 апреля 2012 года Константин Макиенко, ВПК


С 27 марта по 1 апреля в столице Чили – Сантьяго проходил авиакосмический салон FIDAE-2012. Наша страна присутствует на этой площадке с 1992 года. Выставка имеет не только чисто национальное, но и региональное значение, и представляемые здесь образцы продвигаются и в соседние с Чили государства.

Собственно, в Чили традиционно сильны американцы и европейцы, но это не повод отказываться от работы на этом рынке, а напротив – стимул для активизации усилий. Когда-то российской техники не было и в Колумбии, Бразилии, Уругвае, Венесуэле. Однако благодаря упорной и настойчивой работе Рособоронэкспорта и других участников системы ВТС продажи в эти страны состоялись.

Национальные особенности
 
На сегодня чилийские вооруженные силы удовлетворили свои потребности в основных системах авиационных и морских вооружений. В США закуплены десять вполне современных истребителей F-16C/D block 50+, а в Голландии приобретены 18 более старых F-16AM/BM. В области военно-морских вооружений в последние годы получено восемь фрегатов из наличного состава ВМС Великобритании и Голландии, а во Франции закуплены две новые дорогие подводные лодки Scorpene, приобретение которых тяжелым бременем легло на бюджет страны. Из существующего парка немецкой армии получены танки Leopard 2A4.
 
Несмотря на уже осуществленные закупки, чилийский рынок остается привлекательным для всех традиционных и новых экспортеров ВВТ. Этому способствуют экономические успехи страны и некоторые исторические особенности чилийских вооруженных сил. Чили – одна из самых экономически развитых стран Латинской Америки, уступающая по объему ВВП только демографическим гигантам – Бразилии и Мексике и нефтедобывающей Венесуэле. При этом страна имеет самый высокий в регионе показатель ВВП на душу населения за исключением небольшого государства Тринидад и Тобаго. В период экономического кризиса чилийская экономика сохранила достаточно высокие шестипроцентные темпы роста.
 
Вооруженные силы Чили имеют репутацию самых обученных и современных на континенте, их модернизация и наращивание технических возможностей происходят практически непрерывно. Фактически чилийская армия по своему профессионализму и техническому оснащению приближается к стандартам развитых стран и во всяком случае достигла заметного качественного превосходства над ближайшими соседями – Перу, Боливией и Аргентиной, которые одновременно являются и историческими соперниками, и конкурентами Чили и в отношениях с которыми до сих пор сохраняются элементы недоверия и даже гонки вооружений.
 
Специфика национальных вооруженных сил не только проистекает из экономических возможностей, но и отражает общие культурно-цивилизационные особенности этой страны, наверное, самой европеизированной и «нелатинской» на континенте. Благодаря нескольким волнам иммиграции значительную часть современного чилийского населения составляют потомки немецких и французских переселенцев, конфессиональная структура отличается необычайно высоким для этого католического континента процентом протестантов с вытекающей из этого особой трудовой этикой и дисциплиной.

Игроки известны
 
Выставка FIDAE-2012 вполне репрезентативно отразила присутствие на чилийском рынке основных мировых экспортеров ВВТ. На салоне доминировали американские компании, которые занимали целый отдельный павильон, широко были представлены европейцы, особенно французы и немцы. На выставке состоялась региональная премьера новейшего военно-транспортного самолета А-400М, одним из заказчиков которого являются чилийские военно-воздушные силы. Как всегда, весьма активны были израильтяне, эффектно рекламировавшие свои достижения в области систем разведки, управления и связи, а также ПВО, включая только недавно протестированную в боевых условиях систему защиты от ракет Iron Dome.
 
Стоит особо отметить все более активное участие в подобных мероприятиях и новых, не слишком заметных ранее игроков на рынке вооружений, таких, например, как Южная Корея, Турция и Бразилия. Присутствие Бразилии – индустриального и технологического лидера континента – на ведущей региональной выставке вполне понятно. Но дело не только в географической близости двух стран. В восьмидесятые годы, когда на фоне ирано-иракской войны мировая торговля вооружениями достигала максимальных значений, Бразилия входила в пятерку крупнейших экспортеров вооружений в мире. После обвала трансфертов вооружений в 90-е годы бразильская оборонная промышленность практически прекратила существование, крупнейшие национальные военно-промышленные проекты, включая программу создания основного боевого танка Osorio и ядерной энергетической установки для подводных лодок, были свернуты или заморожены. Однако в последнее время успехи страны в аэрокосмической области создают предпосылки для реанимации военно-промышленных амбиций Бразилии, которая пока позиционируется главным образом как поставщик легких противоповстанческих турбовинтовых самолетов и воздушных платформ для систем дальнего радиолокационного обнаружения. Турецкие компании демонстрировали свои безусловные достижения в кораблестроительной области, броне- и инженерной технике. А южные корейцы вместе с американской корпорацией Lockheed Martin сосредоточились на продвижении сверхзвукового учебно-боевого самолета Т-50.
 
Повышенная активность этих игроков второго эшелона весьма симптоматична: все три перечисленные страны добились вполне осязаемых промышленных и технологических успехов, в том числе и в области оборонной индустрии. Их военный экспорт приближается или уже превысил порог в один миллиард долларов, но важен даже не его абсолютный объем, а поразительная динамика роста, особенно у южных корейцев. Для России появление и быстрый рост возможностей этих новых экспортеров имеет особое значение, поскольку они работают в тех же товарных и ценовых нишах, что и отечественные производители ВВТ. Достаточно сказать, что одним из неприятных сюрпризов прошлого года стала победа южных корейцев на индонезийском тендере на закупку подводных лодок, где им удалось обойти российское предложение ДЭПЛ проекта 636.

Залог успеха
 
Наши экспортеры всегда активно и упорно работали на латиноамериканском рынке, но настоящий успех пришел относительно недавно, когда крупные закупки нашей техники начала Венесуэла. На сегодня регион обеспечивает до 15 процентов потребления всего отечественного оборонного экспорта, а Венесуэла, по всей видимости, стала в 2011 году вторым после Индии получателем российских вооружений.
 
Вопреки расхожему мнению, что венесуэльский прорыв обеспечен исключительно политической конъюнктурой, для его достижения в реальности потребовалась огромная работа специалистов Рособоронэкспорта. Уго Чавес пришел к власти в 1999 году, а первый многомиллиардный пакет сделок был заключен только в 2006-м. Сопротивление сильного проамериканского лобби в госаппарате и среди военных и некоторые особенности венесуэльской организации и трудовой этики на самом деле вовсе не гарантировали российского триумфа в этой стране. Китайцы, европейцы и даже израильтяне тоже могли эксплуатировать антиамериканизм Чавеса. Как это всегда бывает, за любым успехом стоят конкретные люди. В системе ВТС России, в частности в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС), а также в ОАО «Рособоронэкспорт» (РОЭ), входящем в ГК «Ростехнологии», сложилась сильная команда специалистов по Латинской Америке.
 
В ФС ВТС это первый заместитель службы Александр Фомин, в Ростехнологиях – начальник департамента внешнеэкономической деятельности и маркетинга Сергей Гореславский, в РОЭ – начальник департамента анализа и перспективного планирования Сергей Свечников и, наконец, главный автор венесуэльского успеха – начальник регионального департамента Сергей Ладыгин. Именно их работа, а также десятков других специалистов обеспечила подписание контрактов с Каракасом на сумму более чем десять миллиардов долларов.
 
Российское присутствие в регионе не ограничивается только Венесуэлой. Серьезным достижением последних лет стала продажа боевых вертолетов Ми-35М в Бразилию, транспортно-десантные Ми-17 только что получены Аргентиной, хорошим спросом пользуются бронеавтомобили «Тигр». В целом именно вертолеты и, пожалуй, учебно-тренировочные самолеты Як-130 представляются сегодня наиболее перспективными изделиями для продвижения в регион. Вертолеты семейства Ми-17, несмотря на эскалацию стоимости, все еще сохраняют ценовое преимущество перед западными моделями и очень хорошо отвечают конкретным потребностям латиноамериканских потребителей, как военных, так и гражданских. Программа Як-130, похоже, достигла той стадии технической зрелости, которая создает предпосылки для самого настоящего бума продаж этой машины. В Южной Америке дополнительными преимуществами становятся низкая политическая чувствительность потенциальных поставок этого УТС и традиционное внимание местных ВВС к легким самолетам.
 
При этом производитель Як-130 – корпорация «Иркут» в случае продажи более или менее крупной партии готова к сотрудничеству с промышленностью страны-покупателя и локализации части производства в регионе. Такие гибкие формы маркетинга необходимы для успеха в Латинской Америке, которая в целом все же ориентируется на западные источники машинотехнической продукции, в том числе и военной. Наряду с передачей технологий это может быть предоставление кредитов на покупку российской техники. Особенно это актуально для Аргентины, которая находится в сложных отношениях с международными финансовыми организациями. Развитие проекта по поставкам в эту страну новых партий Ми-17 в значительной степени зависит от способности России обеспечить гибкие финансовые условия сделки. Как всегда, когда речь идет о предоставлении кредитов, возражает Министерство финансов, но ведь поддержка высокотехнологичных отраслей отечественной промышленности не должна зависеть от бухгалтеров.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer