Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


FIDAE-2012: послесловие к выставке


18 апреля 2012 года Константин Макиенко, ВПК


С 27 марта по 1 апреля в столице Чили – Сантьяго проходил авиакосмический салон FIDAE-2012. Наша страна присутствует на этой площадке с 1992 года. Выставка имеет не только чисто национальное, но и региональное значение, и представляемые здесь образцы продвигаются и в соседние с Чили государства.

Собственно, в Чили традиционно сильны американцы и европейцы, но это не повод отказываться от работы на этом рынке, а напротив – стимул для активизации усилий. Когда-то российской техники не было и в Колумбии, Бразилии, Уругвае, Венесуэле. Однако благодаря упорной и настойчивой работе Рособоронэкспорта и других участников системы ВТС продажи в эти страны состоялись.

Национальные особенности
 
На сегодня чилийские вооруженные силы удовлетворили свои потребности в основных системах авиационных и морских вооружений. В США закуплены десять вполне современных истребителей F-16C/D block 50+, а в Голландии приобретены 18 более старых F-16AM/BM. В области военно-морских вооружений в последние годы получено восемь фрегатов из наличного состава ВМС Великобритании и Голландии, а во Франции закуплены две новые дорогие подводные лодки Scorpene, приобретение которых тяжелым бременем легло на бюджет страны. Из существующего парка немецкой армии получены танки Leopard 2A4.
 
Несмотря на уже осуществленные закупки, чилийский рынок остается привлекательным для всех традиционных и новых экспортеров ВВТ. Этому способствуют экономические успехи страны и некоторые исторические особенности чилийских вооруженных сил. Чили – одна из самых экономически развитых стран Латинской Америки, уступающая по объему ВВП только демографическим гигантам – Бразилии и Мексике и нефтедобывающей Венесуэле. При этом страна имеет самый высокий в регионе показатель ВВП на душу населения за исключением небольшого государства Тринидад и Тобаго. В период экономического кризиса чилийская экономика сохранила достаточно высокие шестипроцентные темпы роста.
 
Вооруженные силы Чили имеют репутацию самых обученных и современных на континенте, их модернизация и наращивание технических возможностей происходят практически непрерывно. Фактически чилийская армия по своему профессионализму и техническому оснащению приближается к стандартам развитых стран и во всяком случае достигла заметного качественного превосходства над ближайшими соседями – Перу, Боливией и Аргентиной, которые одновременно являются и историческими соперниками, и конкурентами Чили и в отношениях с которыми до сих пор сохраняются элементы недоверия и даже гонки вооружений.
 
Специфика национальных вооруженных сил не только проистекает из экономических возможностей, но и отражает общие культурно-цивилизационные особенности этой страны, наверное, самой европеизированной и «нелатинской» на континенте. Благодаря нескольким волнам иммиграции значительную часть современного чилийского населения составляют потомки немецких и французских переселенцев, конфессиональная структура отличается необычайно высоким для этого католического континента процентом протестантов с вытекающей из этого особой трудовой этикой и дисциплиной.

Игроки известны
 
Выставка FIDAE-2012 вполне репрезентативно отразила присутствие на чилийском рынке основных мировых экспортеров ВВТ. На салоне доминировали американские компании, которые занимали целый отдельный павильон, широко были представлены европейцы, особенно французы и немцы. На выставке состоялась региональная премьера новейшего военно-транспортного самолета А-400М, одним из заказчиков которого являются чилийские военно-воздушные силы. Как всегда, весьма активны были израильтяне, эффектно рекламировавшие свои достижения в области систем разведки, управления и связи, а также ПВО, включая только недавно протестированную в боевых условиях систему защиты от ракет Iron Dome.
 
Стоит особо отметить все более активное участие в подобных мероприятиях и новых, не слишком заметных ранее игроков на рынке вооружений, таких, например, как Южная Корея, Турция и Бразилия. Присутствие Бразилии – индустриального и технологического лидера континента – на ведущей региональной выставке вполне понятно. Но дело не только в географической близости двух стран. В восьмидесятые годы, когда на фоне ирано-иракской войны мировая торговля вооружениями достигала максимальных значений, Бразилия входила в пятерку крупнейших экспортеров вооружений в мире. После обвала трансфертов вооружений в 90-е годы бразильская оборонная промышленность практически прекратила существование, крупнейшие национальные военно-промышленные проекты, включая программу создания основного боевого танка Osorio и ядерной энергетической установки для подводных лодок, были свернуты или заморожены. Однако в последнее время успехи страны в аэрокосмической области создают предпосылки для реанимации военно-промышленных амбиций Бразилии, которая пока позиционируется главным образом как поставщик легких противоповстанческих турбовинтовых самолетов и воздушных платформ для систем дальнего радиолокационного обнаружения. Турецкие компании демонстрировали свои безусловные достижения в кораблестроительной области, броне- и инженерной технике. А южные корейцы вместе с американской корпорацией Lockheed Martin сосредоточились на продвижении сверхзвукового учебно-боевого самолета Т-50.
 
Повышенная активность этих игроков второго эшелона весьма симптоматична: все три перечисленные страны добились вполне осязаемых промышленных и технологических успехов, в том числе и в области оборонной индустрии. Их военный экспорт приближается или уже превысил порог в один миллиард долларов, но важен даже не его абсолютный объем, а поразительная динамика роста, особенно у южных корейцев. Для России появление и быстрый рост возможностей этих новых экспортеров имеет особое значение, поскольку они работают в тех же товарных и ценовых нишах, что и отечественные производители ВВТ. Достаточно сказать, что одним из неприятных сюрпризов прошлого года стала победа южных корейцев на индонезийском тендере на закупку подводных лодок, где им удалось обойти российское предложение ДЭПЛ проекта 636.

Залог успеха
 
Наши экспортеры всегда активно и упорно работали на латиноамериканском рынке, но настоящий успех пришел относительно недавно, когда крупные закупки нашей техники начала Венесуэла. На сегодня регион обеспечивает до 15 процентов потребления всего отечественного оборонного экспорта, а Венесуэла, по всей видимости, стала в 2011 году вторым после Индии получателем российских вооружений.
 
Вопреки расхожему мнению, что венесуэльский прорыв обеспечен исключительно политической конъюнктурой, для его достижения в реальности потребовалась огромная работа специалистов Рособоронэкспорта. Уго Чавес пришел к власти в 1999 году, а первый многомиллиардный пакет сделок был заключен только в 2006-м. Сопротивление сильного проамериканского лобби в госаппарате и среди военных и некоторые особенности венесуэльской организации и трудовой этики на самом деле вовсе не гарантировали российского триумфа в этой стране. Китайцы, европейцы и даже израильтяне тоже могли эксплуатировать антиамериканизм Чавеса. Как это всегда бывает, за любым успехом стоят конкретные люди. В системе ВТС России, в частности в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС), а также в ОАО «Рособоронэкспорт» (РОЭ), входящем в ГК «Ростехнологии», сложилась сильная команда специалистов по Латинской Америке.
 
В ФС ВТС это первый заместитель службы Александр Фомин, в Ростехнологиях – начальник департамента внешнеэкономической деятельности и маркетинга Сергей Гореславский, в РОЭ – начальник департамента анализа и перспективного планирования Сергей Свечников и, наконец, главный автор венесуэльского успеха – начальник регионального департамента Сергей Ладыгин. Именно их работа, а также десятков других специалистов обеспечила подписание контрактов с Каракасом на сумму более чем десять миллиардов долларов.
 
Российское присутствие в регионе не ограничивается только Венесуэлой. Серьезным достижением последних лет стала продажа боевых вертолетов Ми-35М в Бразилию, транспортно-десантные Ми-17 только что получены Аргентиной, хорошим спросом пользуются бронеавтомобили «Тигр». В целом именно вертолеты и, пожалуй, учебно-тренировочные самолеты Як-130 представляются сегодня наиболее перспективными изделиями для продвижения в регион. Вертолеты семейства Ми-17, несмотря на эскалацию стоимости, все еще сохраняют ценовое преимущество перед западными моделями и очень хорошо отвечают конкретным потребностям латиноамериканских потребителей, как военных, так и гражданских. Программа Як-130, похоже, достигла той стадии технической зрелости, которая создает предпосылки для самого настоящего бума продаж этой машины. В Южной Америке дополнительными преимуществами становятся низкая политическая чувствительность потенциальных поставок этого УТС и традиционное внимание местных ВВС к легким самолетам.
 
При этом производитель Як-130 – корпорация «Иркут» в случае продажи более или менее крупной партии готова к сотрудничеству с промышленностью страны-покупателя и локализации части производства в регионе. Такие гибкие формы маркетинга необходимы для успеха в Латинской Америке, которая в целом все же ориентируется на западные источники машинотехнической продукции, в том числе и военной. Наряду с передачей технологий это может быть предоставление кредитов на покупку российской техники. Особенно это актуально для Аргентины, которая находится в сложных отношениях с международными финансовыми организациями. Развитие проекта по поставкам в эту страну новых партий Ми-17 в значительной степени зависит от способности России обеспечить гибкие финансовые условия сделки. Как всегда, когда речь идет о предоставлении кредитов, возражает Министерство финансов, но ведь поддержка высокотехнологичных отраслей отечественной промышленности не должна зависеть от бухгалтеров.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer