Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


ВВС США между двумя поколениями истребителей


6 мая 2012 года Илья Крамник, Голос России


Прекращение серийного производства истребителей F-22 может совпасть с началом их боевой карьеры. Многие специалисты считают, что переброска этих машин в ОАЭ означает подготовку к атаке на Иран. Вместе с тем самолеты нового поколения сталкиваются с техническими проблемами. Некоторые пилоты отказываются летать на этих машинах.

Долгая и дорогая история

Последний, 187-й по счету, истребитель F-22 передан ВВС США, он войдет в состав 525-й истребительной эскадрильи 3-го авиакрыла, базирующейся на авиабазе Элмендорф-Ричардсон на Аляске.

Прекращение серийного производства F-22 было запланировано давно. Экономические возможности США не позволяют продолжать закупки самолетов стоимостью свыше 300 млн долларов за единицу. Вместе с тем производственная линия на заводе Lockheed Martin в городе Мариэтта, штат Джорджия, будет сохранена. Учитывая сегодняшнюю ситуацию с разработками и поставками новой техники для ВВС США, не исключено, что производство самолета возобновится.
 
Наряду со стоимостью претензии предъявляются и к надежности машины. Многие склонны считать F-22 не самым удачным проектом, приводя в качестве аргументов низкую степень готовности парка этих самолетов, дороговизну его обслуживания и ограниченные возможности работы по наземным целям.
 
На поверку, однако, F-22 оказывается отнюдь не таким безнадежным, как его пытаются представить. Боевая готовность парка F-22 составляет на текущий момент 68%, что превышает среднюю степень готовности самолетов ВВС США – 64,5%.
 
По мере того как истребитель осваивается техническим составом, падает также цена и трудоемкость обслуживания. Трудоемкость обслуживания F-22 уже сокращена с 19 до 13 часов на один час полета и в дальнейшем должна снизиться до 11. Что еще более существенно – удалось значительно сократить стоимость летного часа F-22, до 19 000 долларов, практически уравняв ее со стоимостью летного часа истребителя F-15 (17 000 долларов). В перспективе летный час F-22 должен подешеветь, параллельно с тем, как будет расти стоимость обслуживания стареющих F-15, средний возраст которых превышает 27 лет.
 
"F-22 в целом можно признать зрелым и удачным проектом, – считает Иван Кудишин, главный редактор еженедельника "Авиационная и ракетная техника" ЦАГИ. – Основные недостатки этой машины постепенно устраняются, ее боевой потенциал также растет. В частности нужно отметить возросшие возможности работы по наземным целям за счет принятия на вооружение бомб малого диаметра SDB-II», - сказал собеседник "Голоса России".
 
"Вместе с тем пока сохраняется ряд недостатков, труднообъяснимых с точки зрения обычной логики. В частности, это кислородная система F-22, где вместо традиционного баллона применен генератор кислорода. Неполадки этой системы уже вызвали как минимум одну катастрофу  и несколько предпосылок к летным происшествиям, и ее замена на что-то более привычное просто напрашивается. С учетом относительно небольшого числа F-22 такая модернизация не будет стоить слишком дорого", – полагает Кудишин.
 
Ранее, со слов генерала Майка Хостиджа, главы Авиационного боевого командования на базе ВВС в Лэнгли, штат Вирджиния, стало известно, что "очень небольшое" число пилотов просили снять их с полетов на истребителе пятого поколения или перевести их на другие машины. Командование ВВС совместно с НАСА проводят расследование причин неполадок с генератором кислорода.
 
Возможное возвращение
 
Прекращение производства F-22 оставляет ВВС США только одну серийную машину нового поколения на ближайшую перспективу – F-35, который параллельно с продолжением испытаний уже запущен в ограниченную серию. Вместе с тем ограниченные возможности этой машины, ее высокая для истребителя весовой категории "до 30 тонн" стоимость и постоянные смещения вправо сроков принятия на вооружение и запуска в крупную серию грозят серьезным провалом в оснащении ВВС США новой техникой.
 
Кроме того, уже сейчас очевидно, что F-35 не способен заменить тяжелые истребители F-15 – для этого он имеет недостаточную дальность полета и недостаточные возможности по размещению вооружения, уступая F-15 по числу точек подвески.
 
Заменой F-15 может быть только создававшийся специально для этой цели F-22, и одновременное воздействие нескольких факторов может стать причиной для восстановления его серийного производства.
 
Помимо уже упомянутых проблем с F-35 нужно отметить три основных фактора.
 
Во-первых, это широкое распространение в странах Азии истребителей Су-27 и Су-30, с возможным выходом на рынок истребителя Су-35. ТТХ F-15 и F-35 признаны недостаточными для уверенной борьбы с модернизированными машинами Сухого.
 
Во-вторых, продолжение разработки российского истребителя Т-50 и его возможные поставки на экспорт. Это приведет к появлению на вооружении ВВС России, Индии, а возможно, и других стран истребителя нового поколения, гарантированно и значительно превосходящего по своим возможностям американские машины четвертого поколения и сравнимого с F-22.
 
И наконец, продолжение разработки китайского проекта J-20, который в перспективе тоже может вырасти в полноценную боевую машину.
 
Все три фактора на сегодняшний момент являются актуальными, таким образом угроза столкнуться с противником, обладающим современным авиапарком, для США в ближайшее десятилетие значительно возрастет. Исходя из этого, можно предположить, что восстановление серийного производства F-22 весьма вероятно, особенно если США откажутся от сокращения военных расходов.
 
Иранский полигон
 
Переброска F-22 в Объединенные Арабские Эмираты уже вызвала немало толков, основной из которых – возможная подготовка их применения против Ирана. Действительно такая возможность существует, более того, имеет прямой смысл.
 
ВВС Ирана на сегодняшний день достаточно серьезно ослаблены многолетними санкциями на торговлю оружием с этой страной. Тем не менее Иран располагает примерно 20-25 боеготовыми истребителями F-14, поставленными в конце 70-х годов, еще до исламской революции. Эти машины имеют мощный радар и ракеты воздух-воздух большой дальности, что делает их серьезной угрозой для самолетов своего поколения (F-15, F-16 и прочие). F-22 в свою очередь за счет малозаметности имеет шансы сблизиться с F-14 на дистанцию применения собственных ракет, не будучи обнаруженным.
 
Таким образом, возможная иранская кампания может стать для F-22 войной, в ходе которой он будет выполнять именно ту работу, для которой предназначался – завоевывать господство в воздухе. По иронии судьбы его противниками могут оказаться также американские машины, пусть и устаревшие.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer