Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В МАИ придумали улетный тренажер


13 июня 2012 года Наталья Веденеева, Московский Комсомолец


Никогда не думала, что управлять самолетом настолько просто: ручку газа вперед, доводишь скорость до 320 км в час, потом штурвал на себя… Взлетаем! ВПП под крылом в считанные мгновения сменилась зеленым лесом, а еще через мгновение я любовалась белой периной облаков и васильковой голубизной неба. Мое путешествие в качестве пилота самолета стало возможным благодаря сотрудникам факультета авиатехники Московского авиационного института, разрабатывающим множество самых разных испытательных стендов и устройств для проведения исследований и тренировок летчиков. Недавно здесь создали первую в мире стереоскопическую систему визуализации — последнее слово в тренажеростроении. Корреспондент «МК» испытала новшество на себе.

Сначала меня завели в комнату с полукруглым экраном во всю стену. В центре — тренажер самолета: садишься в кабину, штурвал на себя — и ты в полете. Но как только настало время менять крен, ориентироваться в пространстве в поисках взлетно-посадочной полосы, с которой, казалось бы, только что взлетела, меня прошиб холодный пот: а что если я не смогу правильно посадить самолет? Стыдно ведь уткнуться носом в землю, пусть даже виртуальную. Чтобы привыкнуть к управлению воздушным судном, мне понадобилось совершить три взлета-посадки, и лишь во время последнего приземления я все-таки села самостоятельно, да и то не на саму полосу, а рядом, на травку...

Что же касается молодых программистов из МАИ, они очень бойко управляются с летными тренажерами, действия доведены до автоматизма.

— Интересно, а когда появился первый тренажер? — задаю я вопрос декану факультета профессору Александру Ефремову.

— Их история берет истоки еще со времен Первой мировой войны. Представьте кабину с крыльями. Вокруг стояли несколько человек, которые внимательно следили за сидящим в кресле пилотом: как только тот поворачивал рычаг управления влево, все дружно наваливались на макет и наклоняли его влево; когда летчик менял положение штурвала, «самолет» наклоняли в соответствующую сторону. Таким смешным был первый летный тренажер. Это потом уже стали появляться автоматические системы, управляющие тренажером.

Следующая машина, которую мне предложили протестировать, внешне напоминала веселый аттракцион в парке Горького: закрытая кабина, внутри которой визуальную картину взлетного поля и неба создают совмещенные компьютерные мониторы. А еще специальная гидравлическая система позволяет наклонять самолет и создавать ощущение ускорения, действующего на летчика во время полета.

— Это тренажер, на котором пилоты отрабатывают ценный навык по дозаправке топливом во время полета, — поясняет Александр Викторович. — Взлетайте, сейчас все сами поймете.

Взлетаю, как заправский летчик, набираю высоту... Летающий танкер, к шлангу которого я должна пристыковаться специальной штангой, установленной на моем самолете, чернеет вдали маленькой точкой. Прибавляю газу... Точка все еще далеко, давлю на педаль скорости почти до отказа.

— Не переусердствуйте, — предупреждает меня Ефремов, — это вам только кажется, что цель далеко, на самом деле вы очень быстро к ней приближаетесь.

Действительно, не успела я дослушать наставника, как танкер уже оказался метрах в ста передо мной, а его шланг с круглой воронкой на конце маячил прямо перед лобовым стеклом. Я, естественно, пролетела мимо, заправка сорвалась... Повторная попытка тоже ни к чему не привела.

— А вот летчики-снайперы попадают в воронку с первого раза, — добивает меня наставник.

Специальный термин «летчик-снайпер» появился после войны. Им награждают того, кто достиг высшего мастерства, кто может в полете рассчитать точность сближения с объектом до миллиметров. Летчик в процессе дозаправки может потерять несколько килограммов веса. Кстати, сравниться с такими летчиками могут только члены пилотажных групп, таких как «Витязи» или «Стрижи», которые осуществляют полет строем.

— Все летчики тренируются выполнять дозаправку на тренажерах?

— К сожалению, нет. Существующие в настоящее время системы визуализации не обеспечивают необходимого качества изображения. То, что вы опробовали на себе, кажется совершенством, но даже это цифровое изображение не позволяет летчику точно оценить расстояние до воронки и скорости ее приближения, ведь оно плоское, а в идеале надо, чтобы было объемное. Тогда при восприятии будет задействован бинокулярный механизм глаза. Так вот, чтобы летчик не получал изначально неправильные навыки по дозаправке, тренировки на тренажерах с проекционной системой визуализации и отменили.

— Получается, что все российские летчики сейчас учатся дозаправке только в полетах?

— Пока да, но скоро ситуация поменяется. Мы первыми взялись за решение этой проблемы: используя самые современные аппаратные средства и разработав необходимое программное обеспечение, все-таки создали проект стереоскопической системы визуализации для летных тренажеров.

Мне показали только часть системы — с виду обычный 3D-кинотеатр, правда, вместо удобного зрительского кресла кресло пилота. Выдали такие же стереоскопические очки, как в кинотеатре. Ощущения были сильные: от надвигающегося заправочного конуса, летящего впереди самолета, мне хотелось отмахнуться, спрятаться.

— Изображение закабинной обстановки, смещаясь влево и вправо с частотой 120 Гц, моделирует картинку за окном так, будто мы видим ее в реальности, — поясняет разработчик. — Это позволяет нам оценить точное расстояние до предметов или субъектов. Летчики четко чувствуют это расстояние, получают правильный навык и потом в реальном полете будут уверенно попадать штангой в конус шланга дозаправщика.

Наша новая стереоскопическая система визуализации была впервые в мире представлена зрителям летом 2011 года на МАКСе (Международном авиакосмическом салоне). Дело в том, что наша работа является составной частью большого проекта по созданию тренажера совместно с корпорацией «МиГ». Посмотреть, как она работает, в павильон ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации) сбежались все американские летчики. И вот один из шеф-пилотов военного «Боинга», испытав систему, сказал: «Тренируясь у нас, я получал неправильные навыки и в полете вынужден был переучиваться. С вашим же тренажером привыкать к работе в реальности не придется, это уже стопроцентное попадание в действительность».

Иностранцы опробовали новый тренажер с нашей стереоскопической системой визуализации лишь частично. Сегодня идет работа над созданием цилиндрического большого экрана для 3D-изображения, специалисты работают над стыковкой частей изображения.

Кому-то может показаться, что создатели тренажеров только повторяют технологию создателей всевозможных 3D-, 5D- и 7D-кинотеатров. Но это не так.

По словам Александра Ефремова, внешнюю обстановку синтезируют с помощью компьютеров. Это сложнейшая работа, для которой пишется специальный софт — графическая программа, которая помогает выстраивать из элементов любые сцены и проецировать их на экран. Кроме того, отличается и математическая модель самолета, реализованная на пилотажных стендах и тренажерах. Такая модель значительно точнее реализует динамику полета самолета.

— А как еще можно повысить достоверность ощущения настоящего полета?

— Для этого тренажеры и пилотажные стенды помимо системы визуализации имеют систему подвижности. Работа таких систем построена на обмане, — рассказывает Александр Викторович. — Пилоту сначала даются начальные ощущения путем быстрого перемещения в какую-нибудь сторону. Затем кабина плавно возвращается в исходное положение. Но зрительный орган и вестибулярный аппарат уже среагировали как надо, они обманулись и «находятся в полете».

Еще я выяснила, что меня просто пожалели, лишив «удовольствия» испытать настоящую перегрузку. К примеру, военные летчики во время тренировок надевают специальные костюмы, сильно сжимающие тело, — так имитируют большую перегрузку. По словам разработчиков, с такой наземной техникой летчикам можно не совершать реальных тренировок — из тренажерного кресла смело отправляться в настоящий полет.

Детище МАИ недавно было продемонстрировано в Объединенных Арабских Эмиратах, где система вызвала большой интерес, но еще приятней осознавать то, что первый тренажер нового поколения появится именно у наших военных летчиков: институт уже создает его совместно с корпорацией «МиГ» для самолета корабельного базирования «МиГ-29К».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer