Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самолету помогли разбиться с земли


21 июня 2012 года Олег Рубникович, КоммерсантЪ


В деле о катастрофе Ту-134, происшедшей в июне 2011 года в Карелии, появились первые обвиняемые. Впервые за многие годы за авиапроисшествие, унесшее жизни 47 из 52 человек, находившихся в самолете, будут отвечать не только пилоты, но и работники наземных служб. Сотрудникам аэродрома Бесовец за ненадлежащую организацию метеорологического обеспечения полетов инкриминировано нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, а их куратору — чиновнику Росавиации, предъявлено обвинение в халатности.

Главное следственное управление СКР завершило расследование уголовного дела в отношении начальника аэродрома Бесовец Владимира Шкарупы, начальника авиационной метеорологической станции "Петрозаводск" Владимира Пронина, а также руководителя управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации Эдуарда Войтовского. Первым двум подозреваемым предъявлены обвинения по ч. 3 ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта"), а их куратору, выполнявшему государственные функции по обязательной сертификации аэропорта, инкриминирована ч. 3 ст. 293 УК РФ ("Халатность"). 
 
Это дело, как сообщил официальный представитель СКР Владимир Маркин, было выделено из основного дела о катастрофе Ту-134, после того как стало ясно, что к трагедии привели ошибки не только экипажа, но и наземных служб. 
 
В частности, СКР было установлено, что "метеорологическое обеспечение полета Ту-134 было организовано должностными лицами ЗАО "Аэропорт Петрозаводск" с нарушением правил безопасности полета и эксплуатации воздушного транспорта, а сертификация авиационной метеорологической станции аэропорта произведена с нарушением установленных требований". По данным следствия, обвиняемые Шкарупа и Пронин после ликвидации ЗАО в 2009 году и создания автономного учреждения Республики Карелия (АУ РК) "Аэропорт Петрозаводск" подали заявление о внесении изменений в прежний сертификат оборудования по метеорологическому обеспечению полетов. Господин Войтовский должен был организовать проведение новой инспекционной проверки, но вместо этого вынес незаконное решение о переоформлении и подписании сертификата без проведения необходимых в таких случаях проверочных мероприятий. Кроме того, в октябре 2010 года Эдуард Войтовский принял решение о переносе срока инспекционного контроля АУ РК "Аэропорт Петрозаводск" на август 2011 года. В результате, как считают в СКР, метеорологическое обеспечение полетов гражданской авиации и органов организации воздушного движения на аэродроме Петрозаводска Бесовец осуществлялось с использованием приборов, запрещенных к эксплуатации, без полного комплекта оборудования для наблюдения за взлетами и посадками. При этом и Владимир Шкарупа, и Владимир Пронин об этом прекрасно знали, но продолжали сажать самолеты фактически на глазок. 
 
На аэродроме на момент катастрофы Ту-134, как установил Межгосударственный авиационный комитет (МАК), отсутствовали приборы для определения видимости. Для этого там используются щиты-ориентиры, по которым видимость буквально определялась на глаз. Причем на момент авиапроисшествия из девяти щитов, установленных на аэродроме Бесовец, были освещены только два. 
 
При этом данные, которые диспетчер на основании метеосводок аэропорта передавал экипажу Ту-134, соответствовали минимуму Бесовца, и командир воздушного судна, как считают в МАК, "обоснованно продолжал полет в намеченный пункт назначения". На самом же деле погода в районе аэропорта была просто скверной. Например, видимость вместо заявленных диспетчером 2100 м на самом деле составляла 500-700 м; сплошная слоистая облачность высотой 30-40 м, по данным диспетчера, находилась на высоте 120-160 м. А столь опасное явление, как туман, с земли выдавалось за дымку. 
 
Все три фигуранта с предъявленным обвинением не согласились. Сейчас они находятся под подпиской о невыезде и знакомятся с материалами своего дела. 
 
В ближайшее время следствие планирует дать юридическую оценку и действиям погибших членов экипажа разбившегося Ту-134. Напомним, что вечером 20 июня чартер компании "Русэйр" вылетел из Домодедово на петрозаводский аэродром Бесовец. Экипаж самолета предупреждали о плохой видимости и предлагали ему уйти на запасной аэродром, однако командир Александр Федоров сообщил, что вначале снизится до установленного минимума и, если не увидит в тумане светосигнального оборудования аэропорта, поднимется и уйдет на запасной. Начав снижение по глиссаде, самолет вскоре отклонился от нее и рухнул на автотрассу Петрозаводск—Суоярви. 44 человека погибли на месте, а еще трое скончались в больнице. 
 
Как следует из отчета МАК, причинами катастрофы Ту-134А стала ошибка командира самолета, который при заходе на посадку "полностью доверился штурману, находившемуся в легкой степени алкогольного опьянения" (в крови погибшего Амана Аттаева было обнаружено 0,81 промилле этилового спирта). В результате экипаж не принял решения об уходе на второй круг и допустил снижение самолета ниже установленной минимальной безопасной высоты при отсутствии визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами, что привело к катастрофе в "управляемом полете". 
 
Однако если раньше следствие само могло прекращать по нереабилитирующим обстоятельствам уголовные дела в связи со смертью подозреваемых, то теперь для этого необходимо согласие их родственников. 
 
В основном уголовном деле об авиакатастрофе, как дали понять в СКР, могут появиться и другие фигуранты. Это сотрудники ЗАО "Авиакомпания "Русэйр"" (была лишена сертификата эксплуатанта), отвечавшие за организацию разбившегося рейса, а также, возможно, работники аэропорта Домодедово, откуда он совершил последний полет. Во всяком случае, в СКР уже заявили, что предполетный контроль велся с серьезными нарушениями. В частности, не удалось установить, когда штурман употреблял алкоголь. На основании записей в журнале медосмотра участники расследования предположили, что предполетный медосмотр был проведен формально: у всех членов экипажа был зафиксирован одинаковый пульс — 72-74 удара в минуту.
 
 
 
Как в CCCР и России сотрудников наземных служб обвиняли в авиакатастрофах
 
 
11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском столкнулись два самолета Ту-134А. Погибли 178 человек, в том числе 16 игроков и главный тренер ташкентской футбольной команды «Пахтакор». Главными виновниками трагедии суд признал двух харьковских авиадиспетчеров, которые получили по 15 лет тюрьмы.
 
24 августа 1981 года в Амурской области в воздухе столкнулись пассажирский самолет Ан-24 и бомбардировщик Ту-16К. Погибли 37 человек, одной девушке удалось выжить. Причиной признана несогласованность действий гражданских и военных диспетчерских служб, конкретные виновники не назывались.
 
11 октября 1984 года в аэропорту Омска лайнер Ту-154 при посадке столкнулся с тремя аэродромными машинами. Погибли 179 человек, в том числе четыре работника наземных служб. К срокам от 12 до 15 лет были приговорены руководитель полетов, руководитель стартового диспетчерского пункта, диспетчер посадки и начальник ремонтных мастерских автобазы аэропорта.
 
18 марта 1997 года в Карачаево-Черкесии разбился самолет Ан-24РВ, жертвами стали 50 человек. В аварии обвинялись шесть работников наземных служб Ставропольской акционерной авиакомпании, которые готовили рейс к вылету, однако они были оправданы судом.
 
9 марта 2000 года в Шереметьево при взлете потерпел крушение самолет Як-40. Погибли девять человек, в том числе президент холдинга «Совершенно секретно» Артем Боровик и глава группы «Альянс» Зия Бажаев. Расследование МАК показало, что к трагедии привели ошибка пилота и халатность технических служб, которые не настояли на обработке крыльев жидкостью против обледенения. О предъявлении обвинений конкретным лицам не сообщалось.
 
7 августа 2003 года в Читинской области при заходе на посадку разбился разведывательный самолет Су-24МР. Оба пилота погибли. Следствие выяснило, что экипажу были даны неверные координаты. В итоге руководитель службы полетов аэродрома Бада и руководитель зоны посадки получили четыре года лишения свободы условно.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer