Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вертолетообменная сделка


27 июня 2012 года Елена Киселева, Роман Асанкин, Денис Скоробогатько, Алена Миклашевская, КоммерсантЪ


Россия предложила Зимбабве заключить межправительственное соглашение о взаимной защите инвестиций. Как удалось выяснить "Ъ", это связано с планами "Ростехнологий" войти в проект по разработке второго по величине в мире месторождения платины Дарвендейл, несмотря на высокие политические и инвестиционные риски. Зимбабвийские власти, против которых действуют санкции США и ЕС, заинтересованы в привлечении в свою горнорудную отрасль "Ростехнологий" в обмен на поставки российских военных вертолетов.

О том, что Россия ведет переговоры с Зимбабве о заключении межправительственного соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, "Ъ" рассказал источник в администрации президента. По его словам, документ разрабатывается по поручению Владимира Путина от 16 мая в связи с планами "Ростехнологий" выхода на рынок этой африканской страны с крупным проектом. "Речь идет о перспективном платиновом проекте "Дарвендейл". "Ростехнологии" в предварительном плане уже заручились поддержкой официальных представителей Зимбабве в ходе апрельского визита в эту страну",— говорит другой сотрудник кремлевской администрации. Местные власти, по его словам, заинтересованы в поставках российской продукции военного назначения, в частности военных вертолетов. "Речь идет о передаче "Ростехнологиям" прав на разработку месторождения в зачет поставок вертолетов",— уточняет другой собеседник "Ъ". 
 
Источник "Ъ", близкий к "Ростехнологиям", подтвердил интерес госкорпорации к проекту "Дарвендейл". По его словам, партнером "Ростехнологий" может стать "Металлоинвест" Алишера Усманова. "Металлоинвест" до сих пор добычей платины не занимался. Но у компании есть один крупный непрофильный проект по разработке Удоканского месторождения меди, опцион на покупку 25% в котором есть у "Ростехнологий". 
 
Кроме того, самому Алишеру Усманову принадлежит контрольная доля в проекте Solwara 1, готовящегося к добыче медной и золотоносной руды со дна моря на глубине 1600 м в районе побережья острова Новая Ирландия Папуа—Новой Гвинеи. 
 
"Платиновый проект активно прорабатывался на уровне холдинга "РТ-Металлургия" (входит в "Ростехнологии") с прошлого лета, однако он так и не перешел в активную фазу из-за неготовности к диалогу нынешних владельцев лицензии",— говорит собеседник "Ъ". От официальных комментариев в "Ростехнологиях" отказались. Представители "Металлоинвеста" также не комментировали возможное участие компании в проекте. 
 
Лицензия на Дарвендейл с 2006 года принадлежит компании Ruschrome Mining (Pvt) Ltd — СП правительства Зимбабве и российского Центра делового сотрудничества с зарубежными странами (ЦДС; у партнеров по 50%). Председателем совета директоров "Русхрома" является постоянный секретарь Министерства обороны Зимбабве Мартин Рушвайа, а председателем российского консорциума инвесторов — Андрей Шутов, выходец из группы компаний "Ренова". 
 
Месторождение платиноидов в долине Дарвендейл — второе по величине в мире. Расположено на юго-востоке Африки. Доказанные запасы платины составляют 19 тонн, а ресурсы — 755 тонн с учетом других металлов (платина, палладий, родий, золото, никель и медь) в пересчете на условную платину. Общий объем капитальных вложений в разработку в 2011-2055 годах оценивается в $2,8 млрд. 
 
Олег Петропавловский из БКС считает, что основные инвестиции по проекту в размере $1,5-2 млрд придутся на ближайшие два-три года для строительства фабрики. После этого производство платины может составить около 600 тыс. унций (для сравнения, один из крупнейших ее производителей "Норильский никель" в 2011 году произвел менее 700 тыс. унций). Таким образом, инвестиции оправдаются за пять-шесть лет, если исходить из текущих цен на платину, которые, не исключено, вырастут. 
 
Ситуацию с вхождением "Ростехнологий" в африканский проект осложняет наличие у госкорпорации серьезного конкурента в лице группы компаний "Ренова" Виктора Вексельберга. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, утверждает, что "Ренова" уже более полугода пытается войти в проект "Дарвендейл". Вчера в "Ренове" от официальных комментариев отказались, но весной собеседник "Ъ", близкий к группе, рассказывал, что она обсуждала участие в разработке платиноидов в Зимбабве как с властями этой страны, так и "с российскими компаниями, заинтересованными в сотрудничестве с Зимбабве" — но, с кем именно, не уточнял. 
 
Другой близкий к переговорам источник "Ъ" говорит, что ЦДС в этих переговорах не участвует. "У ЦДС крайне неоднозначная репутация, с его деятельностью связан целый ряд скандалов",— пояснил собеседник "Ъ". По его словам, несмотря на то что компанию возглавляет выходец из "Реновы", это не дает структурам Виктора Вексельберга никаких преимуществ по вхождению в проект. "Одна из структур "Реновы" даже судилась с ЦДС и проиграла",— говорит источник "Ъ". В ЦДС "Ъ" подтвердили, что знают об интересе "Ростехнологий" к проекту, но до сих пор в переговорах не участвовали. Впрочем, по словам представителя компании, во вторник ее руководство вылетело в Зимбабве для обсуждения дальнейшей судьбы проекта. 
 
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов говорит, что схемы обмена вооружений и военной техники на активы или товары встречаются, хотя и не часто. По его словам, это связано с избытком предложения на рынке и недостаточностью денег у покупателей. Впрочем, отмечает эксперт, подобные схемы применялись еще СССР — в частности Перу расплачивалась квотами на вылов рыбы, Алжир — углеводородами, а Нигерия — какао. Господин Пухов при этом сомневается, что подобная схема применима для российских поставок в Зимбабве из-за нестабильности политического режима в этой стране (см. справку на этой странице). 
 
В истории новейшей России такие сделки тоже были. С поставками вооружений были увязаны работы российских нефтекомпаний в Судане ("Славнефть") и Алжире (ЛУКОЙЛ) в начале 2000-х. Индонезия в 2003 году покупала у России истребители и вертолеты почти на $193 млн, но большая часть суммы была выплачена товарами (пальмовое масло, кофе, каучук). Кроме того, в 2004-2009 годах военными контрактами подкреплялись соглашения об участии российских компаний в освоении нефтегазовых месторождений Венесуэлы.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer