Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Теплое дружеское расследование


27 июня 2012 года Анна Попова, Lenta.ru


Самолет Sukhoi Superjet 100 разбился в Индонезии 9 мая. К концу мая были найдены и расшифрованы "черные ящики", однако никакой официальной, пусть и предварительной версии причин авиакатастрофы озвучено не было. Единственное, о чем постоянно говорит российская сторона, - это техническая исправность лайнера, да и то только "по предварительным данным". Тем временем Индонезия по итогам своего расследования косвенно обвинила пилотов SSJ-100 в неопытности, в ответ на что российские эксперты обвинили в авиакатастрофе индонезийских диспетчеров. Официальная версия Москвы, если все пойдет по плану, будет озвучена до конца лета.

К 20-м числам июня Индонезия завершила свое расследование крушения SSJ-100. 25 июня на сайте Национального комитета транспортной безопасности был опубликован отчет, датированный 22 июня и содержащий итоги расследования и рекомендации российской стороне. В частности, комитет посоветовал отправить пилотов на дополнительное обучение; особенно летчикам, по мнению индонезийцев, стоит потренироваться летать в горах. Таким образом Индонезия тонко намекнула России: в катастрофе виновата неопытность ваших пилотов.
 
Официальной российской реакции на документ транспортного комитета не последовало, но отечественные эксперты и, по совместительству, близкие к расследованию источники "Коммерсанта" поспешили оправдать летчиков. По их словам, Александр Яблонцев, управлявший разбившимся SSJ-100, был "опытнейшим тест-пилотом", а самолет проходил испытания в условиях российского высокогорья. Но более ценной в материале "Коммерсанта" является не эта (вполне ожидаемая) информация, а подробное описание маршрута SSJ-100 во время демонстрационного полета 9 мая.
 
Сначала Superjet вылетел из аэропорта Джакарты Халим и направился в сторону деревни Пелабухан Рату. Там он развернулся и полетел обратно в Халим, при этом гор на маршруте самолета не было. Однако диспетчер не ответил на запрос Яблонцева о разрешении на подлет к аэропорту, и пилот вынужден был кружить над Пелабухан Рату. Сделав круг, SSJ-100 полетел не к Халиму, как должен был бы, а в сторону горы Салак, в которую в итоге и врезался. Почему самолет изменил курс - неизвестно, и, возможно, именно в ответе на этот вопрос кроются причины авиакатастрофы. Вероятно, из-за резкой смены курса система оповещения экипажа о сближении с землей (EGPWS) не успела поменять карту и, соответственно, оповестить пилотов. Впрочем, российские эксперты обвиняют в столкновении не компьютер, а несогласованность действий экипажа и наземных служб. Еще немного, и российско-индонезийский диалог по поводу катастрофы рискует перейти на уровень "Это ваши пилоты виноваты!" - "Нет, ваши диспетчеры!".
 
С российскими экспертами, тем не менее, соглашается индонезийская газета Tempo: она провела независимое расследование и тоже пришла к выводу, что в авиакатастрофе виноваты диспетчеры. К таким выводам издание пришло, раздобыв расшифровку последнего разговора Яблонцева с землей. По данным Tempo, диспетчер в тот день был очень занят - ему пришлось одновременно обслуживать 13 пилотов.
 
Впрочем, "российские эксперты" в "Коммерсанте" - это не официальная позиция российских следователей. Официальная же позиция заключается в том, что технических проблем у разбившегося самолета не было, а о причинах крушения говорить еще рано. Одно из недавних заявлений на эту тему принадлежит главе "Объединенной авиастроительной корпорации" Михаилу Погосяну. На Петербургском международном экономическом форуме 21 июня он выразился очень осторожно: "По тем данным, которые есть... никаких отказов в работе систем не было", - приводит РИА Новости слова Погосяна.
 
Не менее осторожно выражался и замглавы Минпромторга Юрий Слюсарь в интервью агентству "Прайм". "По тем данным, какими комиссия сейчас располагает, к самолету вопросов нет и, наверное, их и не будет", - сказал он. Могут ли появиться у комиссии или у Погосяна какие-то новые данные, остается загадкой. Зато слова Слюсаря проливают свет на то, почему российская сторона не прокомментировала отчет Индонезии: все дело в "теплых дружеских отношениях", которые установились в ходе расследования между двумя странами.
 
В том же интервью Слюсарь рассказал, что в июне планируется смоделировать последний полет SSJ-100, а к концу лета комиссия, расследующая катастрофу, надеется озвучить предварительные выводы. Конкретная дата эксперимента с моделированием пока что еще неизвестна.
 
Отсутствие официальных предварительных выводов о причинах катастрофы, конечно, породило немало спекуляций в СМИ. Так как Superjet - первый полностью российский самолет за многие годы, патриотично настроенные эксперты и журналисты не могли не заняться поисками технических проблем, которые официальные лица так упорно опровергают.
 
Так, источник "Известий" видит причину крушения в системе кондиционирования, которая якобы в принципе является слабым местом SSJ-100. В том же материале, впрочем, рассматриваются еще две - куда более оригинальные - версии. Первая принадлежит доктору физико-математических наук Александру Елькину (видимо, профессору кафедры физики МГСУ). Причиной авиакатастрофы, считает он, стало влияние "лунно-солнечных приливов", которые вызывают движение магмы, которая порождает магнитные аномалии, которые выводят из строя электронику. Автор второй версии - летчик-испытатель Александр Акименков. Он говорит об электромагнитной энергии, которая выходит через индонезийские вулканы: "Из разломов тектонических платформ выходит такая мощная энергия, что спутники на орбите подпрыгивают на два метра, как на ухабах". Тот же Акименков сразу после катастрофы говорил о многочисленных претензиях к конструкции SSJ-100.
 
Но не только мощную энергию подозревают в выводе электроники из строя. Источник "Комсомольской правды" предполагает, что во всем могут быть виноваты американцы - база ВВС США, по мнению газеты, находится в аэропорту Джакарты, и кто знает, какие сигналы они могли послать бортовым компьютерам, чтобы устроить промышленный саботаж. Однако на самом деле никакой американской базы в Джакарте нет, и самолеты ВВС стоят в Халиме только для неотложных нужд сотрудников посольства США. Пресс-секретарь "Объединенной авиастроительной корпорации" в ответ на публикацию в "Комсомолке" пояснила, что ни ее компания, ни "Гражданские самолеты Сухого" к версиям о саботаже никакого отношения не имели, а домыслы газет - "совершеннейшая чушь".
 
Наконец, в начале июня "Московский комсомолец", основываясь на расшифровке разговоров пилотов (официально ее не опубликовали и публиковать не собираются) предполагал, что Яблонцев сознательно пошел на опасный маневр, в результате которого и врезался в гору. Источники РИА Новости тоже говорят о человеческом факторе, но данные "МК" о разговорах экипажа полностью опровергают.
 
А вот гендиректор ФГУП "Морсвязьспутник" Андрей Куропятников рассказал РИА Новости, что разбившийся Superjet, вопреки международным правилам, был оборудован не двумя, а лишь одним аварийным маяком. Это не касается собственно причин аварии, но объясняет, почему обломки SSJ-100 так долго искали, а также подливает масла в огонь любителям покритиковать российские самолеты.
 
Неторопливость и осторожность официальных лиц в вопросе о причинах авиакатастрофы более чем понятна: Sukhoi Superjet 100 - надежда и гордость российского авиапрома, и системные технические неисправности в нем означали бы эпический провал этого самого авиапрома. С другой стороны, огульно обвинять во всем погибших пилотов или индонезийских диспетчеров - тоже не лучший вариант. Хочется надеяться, что как российское, так и индонезийское следствие действительно вот уже полтора месяца как ведут объективное расследование и рано или поздно мы узнаем настоящие причины авиакатастрофы. Ну а до тех пор можно потерпеть и версии разнообразных газет об инопланетном вмешательстве и пространственно-временной петле.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer