Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Воздушная консолидация на старте


28 июня 2012 года Николай Проценко, Эксперт


«Базовый элемент» первым привлек к управлению своими аэропортовыми активами иностранного оператора.

 

На Санкт-Петербургском экономическом форуме подписано долгожданное соглашение о создании совместного предприятия между группой «Базовый элемент» Олега Дерипаски, контролирующей аэропорты Краснодарского края, Сбербанком и сингапурской Changi Airports International, участвующей в управлении примерно 25 аэропортами по всему миру. Это первый случай, когда крупный иностранный оператор подключается к управлению сетью региональных аэропортов в России. Однако амбиции созданного альянса Краснодарским краем, скорее всего, не ограничиваются. Основным конкурентом «Базэла» в сфере управления региональными аэропортами является группа «Ренова» Виктора Вексельберга, консолидировавшая свои аэропортовые активы в единый холдинг. А также «Новапорт», входящий в структуру AEON Corporation Романа Троценко (до 1 июля – президент Объединенной судостроительной корпорации).
 
Впервые о формировании альянса «Базэла», Сбербанка и сингапурской компании стало известно в начале ноября прошлого года, когда между тремя его участниками было подписано соглашение о намерениях. Доля «Базэла» в создаваемом СП была определена в 50% плюс одна акция, сингапурских партнеров – в 30%, сбербанковской «дочки» ООО «Сбербанк инвестиции» – 20% минус одна акция. Вкладом «Базового элемента» в СП должны были стать его активы – аэропорты Краснодара, Сочи, Анапы, Геленджика и Ейска, общая стоимость которых составляет свыше 500 млн долларов. Сингапурцы должны были внести в создание альянса 120 млн долларов, Сбербанк – еще 200 млн. В прошлом декабре «Базэл» консолидировал аэропортовые активы через кипрскую компанию Transport AMD-2, в мае правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями одобрила покупку Changi блокпакетов акций аэропортов Сочи, Анапы и Краснодара.
 
По мнению экспертов, главным фактором, обусловившим появление альянса, является значительный потенциал роста пассажиропотока в аэропортах Краснодарского края. Прежде всего в связи с предстоящими Олимпиадой 2014 года в Сочи и чемпионатом мира по футболу 2018 года. «В России сейчас не так много аэропортов, куда можно было бы заманить иностранного партнера: один-два миллиона пассажиров в год – не те объемы, ради которых кто-то будет готов инвестировать, – считает главный редактор портала Avia.Ru Роман Гусаров. – Другое дело – аэропорты юга, которые будут расти в ближайшие годы и после Олимпиады». Об этом же говорил при подписании соглашения и президент Сбербанка Герман Греф, отметивший «большой потенциал увеличения стоимости аэропортов Краснодарского края» благодаря предстоящим спортивным событиям. В прошлом году Греф также говорил о высоком потенциале аэропортового бизнеса, обозначив планы Сбербанка по участию в нем: войти на пять-семь лет, а затем выйти с соответствующей доходностью.
 
Вместе с тем эксперты отмечают и существенные достижения аэропортового дивизиона холдинга Олега Дерипаски в развитии кубанских активов. По мнению ведущего аналитика агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, в значительной мере заслугой «Базэла» является хорошая финансовая динамика аэропортов группы, которая также привлекла внимание Changi – одного из ведущих аэропортовых операторов мира. После того как «Базэл аэро» в 2008 году возглавил Сергей Лихарев, ранее бывший гендиректором другой структуры холдинга – самарского завода «Авиакор», производительность труда в группе удалось увеличить на 39%, выручку – на 70%, а чистую прибыль – на 150%. В 2010 году «Базэл» запустил в эксплуатацию пассажирский аэропорт в Геленджике и новый терминал в Сочи, ставший первым завершенным «олимпийским» объектом. После этого два аэропорта группы – Краснодар и Сочи – преодолели отметку в 2 млн пассажиров в год, оставив позади своего ближайшего южного конкурента – аэропорт Ростова-на-Дону. По совокупности этих достижений журнал «Эксперт Юг» в прошлом декабре признал Сергея Лихарева «человеком года» на юге России. 
 
Декларируемые цели группы «Базел аэро» в среднесрочной перспективе заключаются в создании на юге России крупного пересадочного узла на базе краснодарского аэропорта – задача тем более актуальна, что в соседнем Ростове-на-Дону началось проектирование нового аэропорта, который также претендует на роль «южного хаба». Причем авиагавань столичного для Южного федерального округа города оказалась под крылом «Реновы». Наличие столь авторитетного партнера, как Changi, принесет «Базэлу» новые технологии обслуживания пассажиров, в том числе с учетом ожидаемых во время Олимпиады высоких нагрузок. «Совместная управляющая компания подобного типа очень нужна, поскольку для развития российской инфраструктуры воздушного транспорта, которая во многих своих элементах серьезно устарела, требуются знания крупных аэропортовых операторов», – отмечает генеральный директор агентства InfomostБорис Рыбак.
 
Для региональных аэропортов создание СП «Базэла» и Changi является безусловным прецедентом, поскольку ранее иностранные управляющие компании интересовались только самыми крупными аэрогаванями России. Так, с 2010 года управлением операционной деятельностью санкт-петербургского аэропорта Пулково занимается консорциум «Воздушные ворота Северной столицы», объединяющий «ВТБ капитал», компанию Fraport AG (управляет аэропортом Франкфурта) и греческую инвестгруппу Copelouzos. Однако, убеждены эксперты, Краснодарский край может быть для российско-сингапурского альянса только стартовой точкой для экспансии – прежде всего в московский авиаузел, в котором правительством РФ уже инициирована консолидация активов. До конца этого года ожидается завершение слияния Шереметьево и Внуково, после чего правительство должно объявить конкурс на управляющую компанию для нового актива (возможно, с правом приобретения пакета его акций). Несколько лет назад Changi уже отметилась в Шереметьево – сингапурцы разрабатывали в этом аэропорту дизайн терминала С, а также выступали консультантом по мастер-плану аэропорта во Владивостоке (управляется столичной компанией «Международный аэпорт Шереметьево»).
 
Круг претендентов на управление альянсом Внуково и Шереметьево довольно узок. В прошлом году назывались четыре возможных участника конкурса: компания «Новапорт» Романа Троценко, «Базэл-аэро», «Ренова» и уже упомянутый консорциум «Воздушные ворота Северной столицы». Заведомое преимущество здесь будет на стороне того российского игрока, который имеет на своей стороне поддержку иностранного оператора. Поэтому ставки «Базэла» на управление будущим крупнейшим российским авиаузлом существенно повышаются.
 
В то же время, если «Базэл» будет двигаться путем региональной экспансии, существенную конкуренцию группе Олега Дерипаски может составить «Ренова», в последние годы развивающая собственный аэропортовый бизнес. 22 июня стало известно, что группа Виктора Вексельберга объединяет три своих аэропорта – екатеринбургское Кольцово, самарский Курумоч и Нижний Новгород – в единый холдинг «Аэропорты регионов». По словам генерального директора этой компанииЕвгения Чудновского, «Ренова» намерена занять 35-40% регионального рынка (или 10-14% рынка с учетом Москвы). В ближайших планах группы – формирование совместного предприятия с правительством Ростовской области по строительству нового аэропорта Южный. Заявленный размер инвестпрограммы холдинга составит около 30 млрд рублей, анонсирован интерес в приобретении еще трех-четырех региональных аэропортов. «Новапорт», жемчужиной которого являются главные воздушные ворота Сибири – аэропорт Толмачево в Новосибирске, – также не почивает на лаврах. Холдинг, например, практически установил контроль (или близок к этому) над аэрогаванью Уфы. В конечном итоге профиль российской региональной авиации в ближайшие годы будут определять именно эти три крупных холдинга. Поэтому лидером станет тот, кто сумеет захватить контроль над авиаузлом Москвы, а также – с помощью иностранцев или самостоятельно – существенно усовершенствовать управление портами в регионах.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer