Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Воздушная консолидация на старте


28 июня 2012 года Николай Проценко, Эксперт


«Базовый элемент» первым привлек к управлению своими аэропортовыми активами иностранного оператора.

 

На Санкт-Петербургском экономическом форуме подписано долгожданное соглашение о создании совместного предприятия между группой «Базовый элемент» Олега Дерипаски, контролирующей аэропорты Краснодарского края, Сбербанком и сингапурской Changi Airports International, участвующей в управлении примерно 25 аэропортами по всему миру. Это первый случай, когда крупный иностранный оператор подключается к управлению сетью региональных аэропортов в России. Однако амбиции созданного альянса Краснодарским краем, скорее всего, не ограничиваются. Основным конкурентом «Базэла» в сфере управления региональными аэропортами является группа «Ренова» Виктора Вексельберга, консолидировавшая свои аэропортовые активы в единый холдинг. А также «Новапорт», входящий в структуру AEON Corporation Романа Троценко (до 1 июля – президент Объединенной судостроительной корпорации).
 
Впервые о формировании альянса «Базэла», Сбербанка и сингапурской компании стало известно в начале ноября прошлого года, когда между тремя его участниками было подписано соглашение о намерениях. Доля «Базэла» в создаваемом СП была определена в 50% плюс одна акция, сингапурских партнеров – в 30%, сбербанковской «дочки» ООО «Сбербанк инвестиции» – 20% минус одна акция. Вкладом «Базового элемента» в СП должны были стать его активы – аэропорты Краснодара, Сочи, Анапы, Геленджика и Ейска, общая стоимость которых составляет свыше 500 млн долларов. Сингапурцы должны были внести в создание альянса 120 млн долларов, Сбербанк – еще 200 млн. В прошлом декабре «Базэл» консолидировал аэропортовые активы через кипрскую компанию Transport AMD-2, в мае правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями одобрила покупку Changi блокпакетов акций аэропортов Сочи, Анапы и Краснодара.
 
По мнению экспертов, главным фактором, обусловившим появление альянса, является значительный потенциал роста пассажиропотока в аэропортах Краснодарского края. Прежде всего в связи с предстоящими Олимпиадой 2014 года в Сочи и чемпионатом мира по футболу 2018 года. «В России сейчас не так много аэропортов, куда можно было бы заманить иностранного партнера: один-два миллиона пассажиров в год – не те объемы, ради которых кто-то будет готов инвестировать, – считает главный редактор портала Avia.Ru Роман Гусаров. – Другое дело – аэропорты юга, которые будут расти в ближайшие годы и после Олимпиады». Об этом же говорил при подписании соглашения и президент Сбербанка Герман Греф, отметивший «большой потенциал увеличения стоимости аэропортов Краснодарского края» благодаря предстоящим спортивным событиям. В прошлом году Греф также говорил о высоком потенциале аэропортового бизнеса, обозначив планы Сбербанка по участию в нем: войти на пять-семь лет, а затем выйти с соответствующей доходностью.
 
Вместе с тем эксперты отмечают и существенные достижения аэропортового дивизиона холдинга Олега Дерипаски в развитии кубанских активов. По мнению ведущего аналитика агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, в значительной мере заслугой «Базэла» является хорошая финансовая динамика аэропортов группы, которая также привлекла внимание Changi – одного из ведущих аэропортовых операторов мира. После того как «Базэл аэро» в 2008 году возглавил Сергей Лихарев, ранее бывший гендиректором другой структуры холдинга – самарского завода «Авиакор», производительность труда в группе удалось увеличить на 39%, выручку – на 70%, а чистую прибыль – на 150%. В 2010 году «Базэл» запустил в эксплуатацию пассажирский аэропорт в Геленджике и новый терминал в Сочи, ставший первым завершенным «олимпийским» объектом. После этого два аэропорта группы – Краснодар и Сочи – преодолели отметку в 2 млн пассажиров в год, оставив позади своего ближайшего южного конкурента – аэропорт Ростова-на-Дону. По совокупности этих достижений журнал «Эксперт Юг» в прошлом декабре признал Сергея Лихарева «человеком года» на юге России. 
 
Декларируемые цели группы «Базел аэро» в среднесрочной перспективе заключаются в создании на юге России крупного пересадочного узла на базе краснодарского аэропорта – задача тем более актуальна, что в соседнем Ростове-на-Дону началось проектирование нового аэропорта, который также претендует на роль «южного хаба». Причем авиагавань столичного для Южного федерального округа города оказалась под крылом «Реновы». Наличие столь авторитетного партнера, как Changi, принесет «Базэлу» новые технологии обслуживания пассажиров, в том числе с учетом ожидаемых во время Олимпиады высоких нагрузок. «Совместная управляющая компания подобного типа очень нужна, поскольку для развития российской инфраструктуры воздушного транспорта, которая во многих своих элементах серьезно устарела, требуются знания крупных аэропортовых операторов», – отмечает генеральный директор агентства InfomostБорис Рыбак.
 
Для региональных аэропортов создание СП «Базэла» и Changi является безусловным прецедентом, поскольку ранее иностранные управляющие компании интересовались только самыми крупными аэрогаванями России. Так, с 2010 года управлением операционной деятельностью санкт-петербургского аэропорта Пулково занимается консорциум «Воздушные ворота Северной столицы», объединяющий «ВТБ капитал», компанию Fraport AG (управляет аэропортом Франкфурта) и греческую инвестгруппу Copelouzos. Однако, убеждены эксперты, Краснодарский край может быть для российско-сингапурского альянса только стартовой точкой для экспансии – прежде всего в московский авиаузел, в котором правительством РФ уже инициирована консолидация активов. До конца этого года ожидается завершение слияния Шереметьево и Внуково, после чего правительство должно объявить конкурс на управляющую компанию для нового актива (возможно, с правом приобретения пакета его акций). Несколько лет назад Changi уже отметилась в Шереметьево – сингапурцы разрабатывали в этом аэропорту дизайн терминала С, а также выступали консультантом по мастер-плану аэропорта во Владивостоке (управляется столичной компанией «Международный аэпорт Шереметьево»).
 
Круг претендентов на управление альянсом Внуково и Шереметьево довольно узок. В прошлом году назывались четыре возможных участника конкурса: компания «Новапорт» Романа Троценко, «Базэл-аэро», «Ренова» и уже упомянутый консорциум «Воздушные ворота Северной столицы». Заведомое преимущество здесь будет на стороне того российского игрока, который имеет на своей стороне поддержку иностранного оператора. Поэтому ставки «Базэла» на управление будущим крупнейшим российским авиаузлом существенно повышаются.
 
В то же время, если «Базэл» будет двигаться путем региональной экспансии, существенную конкуренцию группе Олега Дерипаски может составить «Ренова», в последние годы развивающая собственный аэропортовый бизнес. 22 июня стало известно, что группа Виктора Вексельберга объединяет три своих аэропорта – екатеринбургское Кольцово, самарский Курумоч и Нижний Новгород – в единый холдинг «Аэропорты регионов». По словам генерального директора этой компанииЕвгения Чудновского, «Ренова» намерена занять 35-40% регионального рынка (или 10-14% рынка с учетом Москвы). В ближайших планах группы – формирование совместного предприятия с правительством Ростовской области по строительству нового аэропорта Южный. Заявленный размер инвестпрограммы холдинга составит около 30 млрд рублей, анонсирован интерес в приобретении еще трех-четырех региональных аэропортов. «Новапорт», жемчужиной которого являются главные воздушные ворота Сибири – аэропорт Толмачево в Новосибирске, – также не почивает на лаврах. Холдинг, например, практически установил контроль (или близок к этому) над аэрогаванью Уфы. В конечном итоге профиль российской региональной авиации в ближайшие годы будут определять именно эти три крупных холдинга. Поэтому лидером станет тот, кто сумеет захватить контроль над авиаузлом Москвы, а также – с помощью иностранцев или самостоятельно – существенно усовершенствовать управление портами в регионах.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer