Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полосы отчуждения


4 июня 2012 года Анна Васильева, КоммерсантЪ - Деньги


Начав с насильственной продажи частного ЮКОСа государственной "Роснефти" в 2004 году, власть никак не может остановиться в стремлении утвердиться в различных областях экономики. В 2007 году "Деньги" описывали происходящее в проекте "Как национализируют Россию". С тех пор круг интересов чиновников существенно расширился. Новый проект мы начинаем с аэропортов.

Разминка на родине
 
Первой успешной попыткой государства проявить активность в аэропортовой теме, наверное, следует считать концессионное соглашение на базе активов единственного аэропорта Санкт-Петербурга, Пулково. В 2007 году президент Владимир Путин подписал указ о передаче 100% акций Пулково в собственность Санкт-Петербурга, после чего город занялся поиском инвестора. В 2009 году было подписано концессионное соглашение с консорциумом "Воздушные ворота Северной столицы", в котором было три участника — ВТБ, германская Fraport Group — профильный инвестор, и греческая Copelouzos Group, о которой ничего не было известно, кроме того, что ее основатель Димитрис Копелузос является партнером "Газпром экспорта" по импорту газа в Грецию, а также является давним знакомым тогдашнего губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко. ООО "Воздушные ворота Северной столицы" объявило о своей готовности инвестировать в реконструкцию аэропорта Пулково €1,2 млрд и начало строить новый пассажирский терминал. Объект должен быть сдан в декабре 2013 года, на сегодняшний день "освоено" €250 млн. 
 
Судить о финансовых результатах эксперимента еще рано: бюджет изрядно потратился на постройку второй взлетно-посадочной полосы в аэропорту, и пока что эти затраты не окупились. Но чиновники посчитали передачу аэродрома и всех объектов Пулково до 2039 года в управление иностранной фирме крайне удачной сделкой. После разминки на Пулково можно было взяться и за Москву, поскольку пассажиропоток других российских аэропортов в разы отстает от столичного, и бизнес на них по большому счету никому не интересен. 
 
Кто на новенького
 
Впервые о необходимости соединить московские аэропорты в одну компанию заговорил еще в 2010 году Игорь Шувалов. Его поддержала и тогдашний министр экономического развития Эльвира Набиуллина. 
 
Цель объединения трех московских аэропортов официально никогда не разъяснялась, чиновники лишь давали понять, что рассчитывают на некоторую магическую синергию, которая увеличит стоимость принадлежащих государству активов. И федеральные, и московские чиновники говорили о теоретической возможности создания на базе московских аэропортов крупного международного транзитного хаба и даже рассматривали проекты строительства новых высокоскоростных железнодорожных линий, связывающих три аэропорта. Эксперты по поводу этих планов только разводят руками: полноценного хаба из трех столь удаленных друг от друга аэропортов создать не получится. Максимальное время пересадки между рейсами не должно превышать один час, а переместить за это время пассажира с багажом из Шереметьево в Домодедово или Внуково возможно лишь с помощью телепортации. 
 
На самом деле, отправной точкой в логике объединения является, конечно, не удобство пассажиров, а интерес будущего владельца аэропортового гиганта. Или концессионера — не исключено, что, опробовав на Пулково такую удобную форму, как концессия, именно ее хотят повторно использовать и в Москве. Вот только наличие в столице трех мощных конкурирующих игроков снижает инвестиционную привлекательность каждого из них. В случае же объединения аэропортов под единое управление они превратились бы в естественную монополию, доходы которой могли бы обеспечивать оператору гарантированную повышенную прибыль. И не беда, что проиграют от объединения и авиакомпании, и пассажиры. Первые потеряют возможность выбора партнера, поскольку все три аэропорта предложат им согласованные цены (а в отсутствие необходимости конкурировать цены, конечно же, вырастут). Вторые же оплатят это обстоятельство из своего кармана, поскольку естественным следствием повышения цен для авиакомпаний будет рост цен на авиабилеты.
 
Не вдаваясь в эти малоприятные подробности, государство взялось за дело. Имея в федеральной собственности 100% ОАО "Международный аэропорт Шереметьево", а также контрольный пакет в структурах Внуково в собственности правительства Москвы, государство поручило компании Credit Suisse провести независимую оценку всех трех аэропортов. Оценка была проведена, но заказчику не понравилась. Активы Внуково были оценены в $0,5-0,7 млрд, активы Шереметьево — в $1,6-2,4 млрд, а вот Домодедово — в два раза больше их вместе взятых, в $4,1-5,1 млрд. Таким образом, рассчитывать государству в объединенной компании можно было только на блокирующий пакет, тогда как контроль получили бы частные акционеры Домодедово, с которыми, мягко говоря, у властей в последнее время крайне напряженные отношения. 
 
Тогда было решено объединить сперва только Внуково и Шереметьево, а вопрос с Домодедово отложить. Для начала в федеральную собственность были переведены принадлежащие московскому правительству доли во Внуково. Федеральному бюджету это стоило не так много — 50 млрд руб., "исторические затраты Москвы на аэропорт Внуково", как выразился тогдашний премьер-министр Владимир Путин. Эти деньги мэр Москвы Сергей Собянин пообещал инвестировать в метрополитен. Затем, ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" поглотило принадлежавший государственному же "Аэрофлоту" терминал D в Шереметьево, в результате чего вместе с ВТБ и ВЭБом "Аэрофлот" стал миноритарным акционером объединенной компании, а она сама пополнилась крупным пассажирским терминалом. И только затем, по словам совладельца аэропорта Внуково Виталия Ванцева, частным акционерам Внуково было предложено либо продать свои доли, либо конвертировать акции в новое предприятие. Сейчас представители аэропорта ждут начала работы иностранного консультанта, который предложит им схему объединения, четко расписав как юридические, так и финансовые стороны сделки. 
 
Тем временем Минтранс не терял времени зря и начал готовить законопроект, по которому в уставный капитал компании могли бы войти также взлетно-посадочные полосы и перроны аэропортов. Причем уже не двух, а трех, вместе с Домодедово. 
 
Взлет и посадка
 
Находка с аэродромным имуществом была действительно очень удачной. Стоит оно в разы дороже имущества аэропортового, и, если пересчитать все вместе, окажется, что доли частных инвесторов сократятся до мизера. Минтранс, впрочем, зашел издалека, объясняя необходимость нового закона нехваткой бюджетных средств на строительство новых взлетно-посадочных полос в Шереметьево и Домодедово. Особенно тревожит, конечно, Домодедово: на ВПП нужно 27 млрд руб., а в целевой программе "Развитие транспортной системы" на это заложено 15 млрд. Кроме того, нужно еще реконструировать старую полосу и перроны, что в итоге дает дефицит средств более 33 млрд руб. Именно поэтому нужен частный инвестор. 
 
Свою готовность оказать помощь Домодедово тут же высказала компания ОАО "Внуково-Инвест" Виталия Ванцева. Совладельцы Внуково заявили, что они с радостью вложат деньги во взлетно-посадочную полосу. Правда, в обмен на возможность построить там новый топливно-заправочный комплекс и пассажирский терминал. Виталий Ванцев честно объяснил, что окупить ВПП практически невозможно без дополнительных инфраструктурных объектов в виде ТЗК и терминалов. Ну, а о доходах от поставок топлива аэропортам Ванцев знает лучше, чем кто-либо. В свое время именно долги Внуково за топливо, поставляемое компанией "Валс", в которой Ванцев был генеральным директором, привели его в бенефициары аэропорта. Предложение Ванцева играло на руку и самому государству: попытки забрать аэродромное имущество у группы "Ист Лайн" Дмитрия Каменщика Росимущество предпринимало неоднократно, доходя до высшей арбитражной инстанции — Президиума ВАС, но каждый раз неудачно. А тут в аэропорту появился бы альтернативный оператор, который отобрал бы значительную часть доходов у нынешних владельцев Домодедово. 
 
Ванцев ответа на свое предложение пока не получил, но схема, по которой аэродромное имущество всех трех аэропортов будет внесено в уставный капитал новой объединенной компании на базе Внуково и Шереметьево, была утверждена. В целом имущество трех аэродромов оценивается приблизительно в 110 млрд руб., что позволит увеличить уставный капитал новой компании до 200 млрд руб. По словам представителей министерства, такая капиталоемкость компании позволит без труда привлекать кредиты на реконструкцию и строительство новых инфраструктурных объектов, а освободившиеся бюджетные деньги пустить на развитие региональных аэропортов. 
 
Есть, правда, небольшая накладка: пока что аэродромы федерального назначения входят в список объектов, не подлежащих приватизации. Представители Внуково и Шереметьево с нетерпением ждут указа президента, который бы эту накладку устранил: объединение обещает им увеличение поступающих доходов. В проигравших же оказывается лишь один, причем самый крупный участник Московского аэропортового узла — Домодедово. 
 
Непроданное Домодедово
 
Последние несколько лет были настолько неудачными для Домодедово, что даже трудно вспомнить, с чего именно все началось. Точкой отсчета, пожалуй, можно считать конфликт между Домодедово и Внуково на фоне банкротства в 2008 году альянса AiRUnion, в который входили несколько компаний, крупнейшими из которых были Красноярские и Домодедовские авиалинии. В августе 2008 года Домодедово, являясь базовым для альянса аэропортом, отказалось обслуживать его рейсы из-за долгов. Это послужило причиной транспортного коллапса, разобраться в котором тогдашний министр Игорь Левитин поручил Ростехнологиям. Они тем не менее от груза ответственности смогли уйти, а поручителем опять же выступил всегда спешащий на помощь аэропорт Внуково. С гордостью выполняя наказ министра, руководители Внуково забыли определить размер долгов, по которым они выступали поручителем. На сей раз поспешность вышла боком: со счетов Внуково была списана гораздо большая сумма, а именно, 820 млн руб. На данный момент большую часть этой суммы Внуково удалось вернуть. 
 
В ходе этого же конфликта Домодедово стало фигурантом в расследовании сразу двух уголовных дел — о незаконной прослушке и мошенничестве. А этому, в свою очередь, поспособствовали обыски в аэропорту после произошедшего здесь в прошлом году теракта. При обысках следователи обнаружили в кабинете одного из топ-менеджеров жучок и, несмотря на то, что сам менеджер от каких-либо претензий отказался, возбудили уголовное дело. Более же серьезное дело о мошенничестве касается найденных следователями документов, согласно которым агентство КААД (входит в "Ист Лайн") и другие "неустановленные лица", уже зная о банкротстве "Красноярских авиалиний", изготовили поддельные счета-фактуры на поставку этой компании топлива. Счета на сумму более 224 млн руб. впоследствии были представлены во Внуково, а полученные по суду деньги, по версии следствия, похищены. 
 
Все это сопровождалось и вполне откровенной неприязнью к Домодедово главных лиц государства. Так, в июле 2010-го Владимир Путин лично решил вопрос о прекращении финансирования третьей ВПП в Домодедове и начале ее проектирования в Шереметьево. Дмитрий Медведев в прошлом году произнес знаменитую тираду "кто они такие" по поводу акционеров Домодедово, информация о которых до сих пор не раскрыта. Все это привело к тому, что летом 2011 года акционеры Домодедово предприняли неудачную попытку выхода на IPO, а в начале 2012 года объявили о продаже аэропорта за сумму в $5 млрд. На сделку претендовали многие крупные компании, такие как группа "Сумма" Зиявудина Магомедова, "Ренова" Виктора Вексельберга и "Альфа-групп". В течение нескольких месяцев претенденты делали заявления о том, что $5 млрд — завышенная для Домодедово цена, и намекали на непрозрачность условий продажи актива. А в начале мая представители аэропорта внезапно заявили, что никаких переговоров о продаже и вовсе уже не ведется. 
 
Теперь аэродромное имущество Домодедово войдет в объединенную компанию, которая будет вольна делать с ним все, что хочет. Так, например, в процессе обсуждения проекта в Минтрансе говорилось, что объединение даст возможность спокойно закрыть одну ВПП в Домодедово на ремонт, перенеся все рейсы в Шереметьево. От подобных заявлений рыночная цена аэропорта в глазах покупателей может упасть еще больше. Тем не менее по последним действиям акционеров понятно, что продолжать работу над развитием аэропорта они вряд ли планируют. Так, на прошлой неделе стало известно, что только две структуры кипрской компании DME Ltd., которой принадлежит аэропорт Домодедово, отдали акционерам дивиденды в размере 11,35 млрд руб., что больше, чем вся компания выплатила своим акционерам в период с 2008 по 2010 год (10,34 млрд). Кажется, что выплата столь щедрых дивидендов самим себе свидетельствует о том, что акционеры решили просто отойти от дел, поскольку дорого продать свой бизнес они уже не могут никому. 



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer