Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Политика катастроф


7 июня 2012 года Елена Евграфова, Forbes


В крушениях самолетов и космических кораблей виноваты не только исполнители, но и управленческий контекст, в котором они работают.

У нас еще нет точных выводов по поводу причин гибели «Суперджета 100», нужно дождаться результатов расследования. Одно можно сказать наверняка: виноватыми будут признаны либо члены экипажа, либо техника, либо диспетчеры. Но, чтобы предотвращать трагедии, недостаточно найти виноватых, нужно проанализировать весь управленческий контекст того злосчастного полета. Без этого любые заключения будут неточными. Потому что когда в производство вмешивается политика, это неизбежно влияет на процесс принятия решения и приводит к серьезным организационным провалам.
 
Старт космического челнока Challenger был назначен на 23 января 1986. Накануне состоялась экстренная телеконференция, во время которой инженеры Thiokol Corporation, подрядчика, производившего твердотопливные ускорители челнока, умоляли представителей NASA отложить запуск. Подробности тех событий приводит Малкольм Макконнел в книге «Существенная неполадка» (A Major Malfunction). Дело в том, что кольцевые уплотнители для герметизации соединений в ускорителе были сделаны из синтетической резины, которая при низкой температуре теряет свои свойства. Возможная разгерметизация должна была привести к взрыву. В момент запуска в районе космодрома стояла очень холодная погода.
 
Но старт челнока откладывался уже несколько раз, и руководство NASA находилось под сильным давлением. Доверие к нему рушилось по мере того, как рос дефицит бюджета США, и NASA нужно было во что бы то ни стало получить поддержку конгресса для обеспечения космической программы. В этих условиях снова откладывать запуск челнока означало поставить под вопрос доступ к финансированию.
 
Подрядчик также чувствовал себя не вполне уверенно. «Тринадцатью годами раньше Thiokol выиграла контракт на твердотопливные ракетные ускорители в результате сомнительной процедуры размещения государственного заказа, — пишет Малкольм Макконнел. — Она характеризовалась некоторыми наблюдателями как худшее проявление грязной политической интриги». Это небольшая компания благодаря политическим связям обладала значительной пробивной силой, в результате чего и была выбрана.
 
«Однако к лету 1985 года монопольное положение Thiokol оказалось под угрозой, и руководство компании, опасаясь за судьбу миллиардного контракта, не рискнуло приостановить полеты челноков на время, достаточное для исправления недостатков в конструкции соединения ускорителя», — пишет Макконнел. Руководители высшего звена Thiokol вопреки мнению инженеров все-таки рекомендовали запуск. NASA последовало рекомендации. Взрыв, унесший жизни семи членов экипажа произошел практически сразу после старта.
 
В книге «Рефрейминг организации» Ли Болмэн и Терренс Дил описывают особенности принятия решений в политически значимых ситуациях. Для политического «фрейма», пишут они, характерно то, что конкуренция идет в мире «конфликтующих точек зрения, дефицитных ресурсов и борьбы за власть». Это не хорошо и не плохо — это особенности политического контекста. Штука в том, что когда он распространяется на принятие решений в производстве космических кораблей или самолетов, такие вещи, как безопасность или рентабельность, часто отодвигаются на второй план. Чтобы разобраться, что послужило истинным мотивом того или иного решения, надо понимать, чьи интересы столкнулись на политической арене, каким было распределение власти или влияния и чего хотела та или иная заинтересованная сторона.
 
Комиссия, проводившая расследование гибели американского челнока, пришла к выводу, что проблема была вовсе не в недостаточной компетентности людей, принимавших решения. Люди были лучшими в своем деле. Просто в каждом «фрейме» действуют свои законы, которые не так просто переломить.  В контексте, где основная борьба ведется за влияние и доступ к дефицитным ресурсам, большинство поступило бы точно так же, как руководство NASA  или Thiokol. «Корабль погубила политика», — делают вывод специалисты в области управления Ли Болмэн и Терренс Дил.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer