Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Два «Хаббла»-шпиона на складе


8 июня 2012 года Антон Бирюков, Газета.ru


У национального управления военно-космической разведки США «нашлась» пара неиспользованных телескопов размером с «Хаббл» для несостоявшихся спутников-шпионов. Военные готовы передать их астрономам, и те уже заявили, что телескопы могут быть использованы в чисто научных целях, например, для изучения темной энергии.

В январе прошлого года управление военно-космической разведки США ( National Reconnaissance Office, NRO), в ведении которого находится американская группировка спутников-шпионов, сообщило NASA, что у них хранятся два больших телескопа, разработанные для наблюдения за поверхностью Земли, но так и не использованные по назначению. Сегодня они в полуразобранном виде хранятся в одном из помещений NRO на севере штата Нью-Йорк. Вместе с этим военные попросили астрономов подумать, нельзя ли эти телескопы использовать в чисто научных целях, направив их не на Землю, а на небо.
 
Телескопы, о которых идет речь, имеют диаметр главного зеркала ни много ни мало 2,4 метра, то есть такой же, как у знаменитого телескопа им. Хаббла.

Однако их фокусное расстояние короче, чем у «Хаббла», что способствует большему полю зрения. И понятно, что перспектива использовать их выглядит для ученых очень заманчиво, хотя телескопы собраны не на сто процентов. В частности, в них не хватает очень важной детали — прибора, детектирующего излучение, собранное телескопом. Таковым могла бы быть, например, ПЗС-матрица. (Даже если бы на этих телескопах был установлен детектор, он был бы рассчитан на наблюдение за очень яркой Землей, а не за слабыми звездами и галактиками, то есть вряд ли подошел бы астрономам.)
 
Для какой именно военной задачи создавались эти телескопы, история умалчивает. В любом случае она была нетривиальной, раз потребовала такого большого диаметра главного зеркала.

А вот вопрос о том, какие научные задачи можно было бы решать с помощью этих телескопов, обсуждался специально созданной группой ученых последние несколько месяцев.
 
В минувший понедельник их выводы были представлены широкой публике на заседании в Национальной академии наук США, сообщает The New York Times . В роли докладчика выступил известный астронавт, физик, а ныне помощник руководителя департамента NASA по научным космическим миссиям Джон Грюнсфельд.
 
Он сообщил, что, по мнению астрономов, один из двух телескопов (которому дали рабочее название NRO-1) действительно можно использовать в космосе для исследования темной энергии — загадочной субстанции, ответственной за ускоренное расширение нашей Вселенной. По словам Грюнсфельда, предложенные телескопы очень высокого качества. Использование уже готового телескопа экономит сотни миллионов долларов и годы работы. Ведь при создании космической обсерватории стоимость собственно телескопа порой составляет от четверти до половины стоимости всей миссии.
 
Звучит весьма впечатляюще.

Однако это еще не значит, что NASA прямо сейчас готово начать реализовывать данную идею.

Во-первых, потому, что это не вписывается в уже утвержденные планы американского аэрокосмического агентства на грядущие космические миссии.
 
Для изучения той же темной энергии (и, кроме того, экзопланет) в приоритетах NASA сейчас значится проект обсерватории WFIRST (Wide Field Infrared Survey Telescope). Это трехзеркальный космический инфракрасный телескоп с диаметром зеркала около 1,5 метра, который предполагается вывести в точку Лагранжа L2 — на расстоянии 1,5 миллиона километров от Земли. Первоначально его запуск планировался на 2020 год. В то же время NASA сейчас очень много сил и денег тратит на свой флагманский проект — телескоп им. Дж. Уэбба (JWST), который призван заменить на орбите отработавший более двадцати лет «Хаббл». И поэтому денег даже на запланированный WFIRST элементарно не хватает и его запуск, по словам заместителя директора NASA по астрофизике Майкла Мура, состоится точно не раньше 2024 года.
 
Но если при этом еще и реализовывать проект на базе NRO-1, то понадобятся еще большие суммы, потому что самого телескопа мало. Нужно спроектировать и создать приемник излучения и, наконец, вывести всю систему на орбиту. Не говоря уже о необходимости последующей поддержки ее работы с Земли.
 
При этом возможно так спроектировать космическую обсерваторию, что по своей функциональности она не будет уступать проекту WFIRST. А запустить ее можно вообще на геосинхронную орбиту, что упросит и передачу данных на Землю и позволит делать обзор всего неба за более короткие сроки.
 
В любом случае «случайная» находка уже почти готового телескопа диаметром более двух метров, да еще и спроектированного для космоса и сразу в двух экземплярах — приятный сюрприз для ученых. Как выразился нобелевский лауреат прошлого года астроном Адам Рисс, комментируя эту историю, «такой телескоп в обычном магазине не купишь».
 
Автор — научный сотрудник лаборатории космических проектов Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer