Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Два «Хаббла»-шпиона на складе


8 июня 2012 года Антон Бирюков, Газета.ru


У национального управления военно-космической разведки США «нашлась» пара неиспользованных телескопов размером с «Хаббл» для несостоявшихся спутников-шпионов. Военные готовы передать их астрономам, и те уже заявили, что телескопы могут быть использованы в чисто научных целях, например, для изучения темной энергии.

В январе прошлого года управление военно-космической разведки США ( National Reconnaissance Office, NRO), в ведении которого находится американская группировка спутников-шпионов, сообщило NASA, что у них хранятся два больших телескопа, разработанные для наблюдения за поверхностью Земли, но так и не использованные по назначению. Сегодня они в полуразобранном виде хранятся в одном из помещений NRO на севере штата Нью-Йорк. Вместе с этим военные попросили астрономов подумать, нельзя ли эти телескопы использовать в чисто научных целях, направив их не на Землю, а на небо.
 
Телескопы, о которых идет речь, имеют диаметр главного зеркала ни много ни мало 2,4 метра, то есть такой же, как у знаменитого телескопа им. Хаббла.

Однако их фокусное расстояние короче, чем у «Хаббла», что способствует большему полю зрения. И понятно, что перспектива использовать их выглядит для ученых очень заманчиво, хотя телескопы собраны не на сто процентов. В частности, в них не хватает очень важной детали — прибора, детектирующего излучение, собранное телескопом. Таковым могла бы быть, например, ПЗС-матрица. (Даже если бы на этих телескопах был установлен детектор, он был бы рассчитан на наблюдение за очень яркой Землей, а не за слабыми звездами и галактиками, то есть вряд ли подошел бы астрономам.)
 
Для какой именно военной задачи создавались эти телескопы, история умалчивает. В любом случае она была нетривиальной, раз потребовала такого большого диаметра главного зеркала.

А вот вопрос о том, какие научные задачи можно было бы решать с помощью этих телескопов, обсуждался специально созданной группой ученых последние несколько месяцев.
 
В минувший понедельник их выводы были представлены широкой публике на заседании в Национальной академии наук США, сообщает The New York Times . В роли докладчика выступил известный астронавт, физик, а ныне помощник руководителя департамента NASA по научным космическим миссиям Джон Грюнсфельд.
 
Он сообщил, что, по мнению астрономов, один из двух телескопов (которому дали рабочее название NRO-1) действительно можно использовать в космосе для исследования темной энергии — загадочной субстанции, ответственной за ускоренное расширение нашей Вселенной. По словам Грюнсфельда, предложенные телескопы очень высокого качества. Использование уже готового телескопа экономит сотни миллионов долларов и годы работы. Ведь при создании космической обсерватории стоимость собственно телескопа порой составляет от четверти до половины стоимости всей миссии.
 
Звучит весьма впечатляюще.

Однако это еще не значит, что NASA прямо сейчас готово начать реализовывать данную идею.

Во-первых, потому, что это не вписывается в уже утвержденные планы американского аэрокосмического агентства на грядущие космические миссии.
 
Для изучения той же темной энергии (и, кроме того, экзопланет) в приоритетах NASA сейчас значится проект обсерватории WFIRST (Wide Field Infrared Survey Telescope). Это трехзеркальный космический инфракрасный телескоп с диаметром зеркала около 1,5 метра, который предполагается вывести в точку Лагранжа L2 — на расстоянии 1,5 миллиона километров от Земли. Первоначально его запуск планировался на 2020 год. В то же время NASA сейчас очень много сил и денег тратит на свой флагманский проект — телескоп им. Дж. Уэбба (JWST), который призван заменить на орбите отработавший более двадцати лет «Хаббл». И поэтому денег даже на запланированный WFIRST элементарно не хватает и его запуск, по словам заместителя директора NASA по астрофизике Майкла Мура, состоится точно не раньше 2024 года.
 
Но если при этом еще и реализовывать проект на базе NRO-1, то понадобятся еще большие суммы, потому что самого телескопа мало. Нужно спроектировать и создать приемник излучения и, наконец, вывести всю систему на орбиту. Не говоря уже о необходимости последующей поддержки ее работы с Земли.
 
При этом возможно так спроектировать космическую обсерваторию, что по своей функциональности она не будет уступать проекту WFIRST. А запустить ее можно вообще на геосинхронную орбиту, что упросит и передачу данных на Землю и позволит делать обзор всего неба за более короткие сроки.
 
В любом случае «случайная» находка уже почти готового телескопа диаметром более двух метров, да еще и спроектированного для космоса и сразу в двух экземплярах — приятный сюрприз для ученых. Как выразился нобелевский лауреат прошлого года астроном Адам Рисс, комментируя эту историю, «такой телескоп в обычном магазине не купишь».
 
Автор — научный сотрудник лаборатории космических проектов Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer