Крупнейшее в отрасли событие этого года было омрачено неутешительными макроэкономическими прогнозами. «Озабоченность насчет глобальной экономки держит общий объем продаж (на «Фарнборо-2012». — «МН») ниже уровня прошлогоднего авиасалона в Ле-Бурже», — написал авторитетный британский интернет-портал Aviation Today. Несмотря на это, оба главных мировых конкурента в области гражданской авиации — американская компания Boeing и европейский концерн Airbus — все же сумели существенно пополнить в Фарнборо свои «книги заказов».
В денежном выражении первенство одержал Boeing, наторговавший в общей сложности на $37 млрд в каталожных ценах. (Авиастроители не объявляют точную стоимость конкретных контрактов. Судить об их объеме можно на основании индикативных цифр, приведенных в каталогах, хотя реальные контракты заключаются с большими скидками в пользу покупателей.) Свою самую большую сделку в Фарнборо Boeing заключил с американской авиакомпанией United, которая купила у него сразу 150 самолетов: 100 лайнеров Boeing 737 MAX 9 и 50 Boeing 737-900 ER. Результат Airbus гораздо скромнее — около $17 млрд. Примечательно, что заметный вклад в эту сумму был сделала российская авиакомпания «ЮТэйр», заказавшая 20 самолетов А321 общей каталожной стоимостью $2 млрд. Российским авиастроителям не удалось приблизиться к успехам конкурентов. Собственно, единственной организацией с российской пропиской, сумевшей продать в Фарнборо настоящий самолет, стала лизинговая компания «Ильюшин финанс Ко» (ИФК). Она заключила контракт на поставку трех Ан-148 панамской South America Aircraft Leasing. Правда, эти самолеты будут собраны на украинском заводе «Авиант». Участие России в этом проекте ограничивается поставкой комплектующих и финансовыми услугами ИФК.
Накануне открытия «Фарнборо-2012» ожидалось, что ИФК объявит на нем о превращении в твердый контракт своего собственного опциона на несколько десятков российских самолетов МС-21, еще находящихся в стадии проектирования. В августе прошлого года лизинговая компания заключила с разработчиком этой машины — корпорацией «Иркут» — контракт на 28 самолетов с опционом еще на 22, стоимость которых на то время составляла $1,7 млрд. Если бы сделка состоялась, у ОАК хотя бы был повод рапортовать, что участие в «Фарнборо» не осталось без коммерческого результата. Но «не успели», объяснил генеральный директор ИФК Александр Рубцов. Он сказал, что разработчики самолета затянули процесс выбора двигателя, а на финансовые переговоры (которые, в частности, должны учитывать и характеристики двигателей) до открытия авиасалона не осталось времени. Ожидалось, что «Иркут» заключит контракты с поставщиками двигателей для МС-21 еще в мае. Но фактически подписание этих документов с двумя фирмами — американской Pratt amp; Whitney и российской Объединенной двигателестроительной корпорацией — завершилось лишь к концу июня, примерно за полторы недели до открытия авиакосмического салона в Великобритании.
Александр Рубцов рассчитывает на то, что опцион на 22 МС-21 будет конвертирован в твердый контракт до конца 2012 года. Но в зачет коммерческих успехов на «Фарнборо» эта сделка уже не пойдет.