Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Деньги по-прежнему любят тишину


2 июля 2012 года Алина Черноиванова, Газета.ru


«Забавная история: калининградский аэропорт Храброво покупает глава Кабардино-Балкарии Каноков, точнее его холдинг «Синдика», — примерно так сказал мне на прошлой неделе источник, отличающийся хорошим знанием темы и предпочитающий не шутить о деньгах. – У банка «Санкт-Петербург» висят 75% — их и берут. Они в Минводы вкладываются, теперь сюда заходят».

 

Каноков? «Синдика»?
 
Арсен Каноков – человек из списка «Форбс». Возглавив Кабардино-Балкарию в 2005 году, он передал «Синдику» в управление. У холдинга, правда, совсем другой бизнес – торгово-развлекательные центры, строительство, гостиницы, банки. И география другая – Москва, юг России, Северный Кавказ. Да, структуры «Синдики» пытались войти в авиацию – купить «Авиалинии Адыгеи» и аэропорт Майкопа, но кризис помешал.
 
Ладно, Минеральные Воды – от этого аэропорта до Нальчика (в спа-отель «Синдика», например) рукой подать. Связь холдинга «Синдика» с ООО «Кредитинвест», называемым инвестором на условиях долгосрочной аренды имущества аэропорта Минвод, четко не прослеживается. Тем не менее, на рынке уверены, что аэропорт Минвод – за Каноковым.
 
Но где Кабардино-Балкария и где Калининград?
 
Сулейман Керимов покупает обанкроченные «Авиалинии Дагестана», чтобы восстановить аэропорт Махачкалы и стабильное сообщение с Москвой. Это понятно. Говорят, Керимов хотел бы стать президентом Дагестана. Значит, надо уже сейчас внести посильный вклад в развитие республики.
 
Но крайне сомнительно, что Арсен Каноков хотел бы перебраться из Кабардино-Балкарии в Калининград.
 
Значит, бизнес. Претензия на место нового игрока в аэропортовом бизнесе. Подвиньтесь, «Ренова» Вексельберга, «Базэл» Дерипаски и «Новапорт» Троценко.
 
Храброво — лакомый кусочек. Евросоюз рядом, отличное географическое положение для международного хаба, пассажиропоток стремительно растет: в 2011 году перевезли больше 1,2 млн человек. Как раз в рамках стратегии «Реновы». У холдинга уже есть Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, выходит на Ростов. В планах на 5 лет покупка еще двух-трех аэропортов с потенциалом роста пассажиропотока за миллион ежегодно. И как итог: 35-40% регионального рынка. Калининград был бы жемчужиной в этой короне.
 
У «Базового элемента» – аэропорты Краснодарского края, и с недавних пор – совместное предприятие со Сбербанком и крупнейшей управляющей компанией в сфере аэропортов – сингапурской Changi Airports International, а вместе с ними – планы на аэропорты Уфы, Красноярска, Перми, Иркутска и… Калининграда. У «Новапорта» — 7 аэропортов, но самый крупный из них новосибирский Толмачево. И те же взгляды на Калининград.
 
И все же «Синдика».
 
«Ты серьезно думаешь, что какое-то минводское ООО будет реальным игроком? – парировал мою уверенность в источнике собеседник в компании, претендовавшей на Храброво. – Ухахатываюсь. Какие из них управляющие аэропортов?»
 
Другого ответа от конкурентов, конечно, не стоило ожидать.
 
Какие из них – неких новых инвесторов, которые до конца июня могут стать владельцами контрольного пакета аэропорта, – управляющие, покажет время. Выбор, кажется, уже не изменить. Хоть и известно о нем стало за неделю до заключения сделки.
 
«Деньги любят тишину. Когда речь идет о подобных непростых процессах, так делается».
 
Это цитата из интервью калининградского министра развития инфраструктуры Александра Рольбинова изданию Rugrad.eu. Так он поясняет, почему покупатель на Храброво стал сюрпризом «для губернатора и для всех нас».
 
Отличный ответ для коммерсанта, неоднозначный – для чиновника. Губернатор не знал, кто выбран инвестором для стратегически важного для региона транспортного объекта, получается. Ему не сообщили, потому что «деньги любят тишину». Тогда, может, стоит уточнить, о каких именно деньгах идет речь?
 
Есть 2 млрд рублей, которые калининградская дума выделила из бюджета области в капитал «Управляющей компании Храброво». Есть 2,2 млрд рублей, которые уже Госдума выделила в бюджет области на частичное покрытие дефицита из-за инвестиций области в аэропорт Храброво, — кредитные, но под треть ставки рефинансирования. Про эти деньги идет речь?
 
Три четверти аэропорта перешли банку после банкротства авиакомпании «КД Авиа». Еще четверть осталась за ВЭБ. Калининградские власти обещали сделать все, чтобы выкупить его у петербургского кредитора. «Для банка аэропорт – непрофильный актив, — поясняет все тот же Рольбинов. – Банк не будет его дальше развивать». Логично.
 
Весной аэропорт со всем имуществом и бизнесом был оценен в 3,5 млрд рублей. Деньги на выкуп уже выделены бюджетом. Управляющая компания, куда должен быть передан контрольный пакет, выкупленный у банка, создается. ВЭБ, говорит калининградский министр, предлагал продолжить инвестиции в аэропорт, если в капитале останется только сама госкорпорация и областное правительство.
 
Но в очередь выстроились «Базэл», «Ренова», «Новапорт». А частные инвестиции работают куда лучше, чем государственные.
 
Чем опытные игроки не устроили калининградские власти, остается только догадывается. «Мы предложили справедливую цену за аэропорт. Видимо, она оказалась недостаточной», — официальная версия, которую изложил в интервью «Газете.Ru» Евгений Чудновский от «Реновы». Подозреваю, у «Базэл» и «Новапорт» версия та же.
 
«Активы недешевые, и есть основания полагать, что инвестор будет эффективным», считает министр развития калининградской инфраструктуры, рассуждая об инвесторе, который все-таки появился, но, не называя его.
 
«Насчет кабардино-балкарской фирмы я вам вряд ли могу что-то прокомментировать, — за сутки до интервью подчиненного министра сказал губернатор Николай Цуканов – У вас, наверное, более точная информация, я такой информацией не владею» (то есть, все-таки и он не в курсе? – А.Ч.). Но «если появляется, условно говоря, потенциальный инвестор, и он приобретает этот актив, это означает, что правительству Калининградской области, правительству РФ нет необходимости тратить деньги на приобретение этого актива, а есть смысл направить деньги, допустим, на реконструкцию», пояснил калининградский губернатор.
 
Впрочем, Цуканов, кажется, больше удивлен не выбором стратегического партнера, а ажиотажем вокруг него.
 
«Вообще-то журналистов интересуют те вопросы, которые должны волновать стороны сделки (читаем: деньги любят тишину  — А.Ч). А жителя Калининградской области, обычного человека, приезжающего в Калининград, волнует качество предоставления услуг (об этом и пишите — А.Ч.) Вот наша задача, правительства области, сделать так, чтобы эта услуга предоставлялась качественно, чтобы аэропорт был европейским, современным, чтобы люди чувствовали себя комфортно (и не надо ставить под сомнение наши решения — А.Ч.)».
 
Региональные аэропорты – не самая благодатная тема для федерального бизнес-издания. В России не так много действительно крупных аэропортов и десятки совсем маленьких – обо всех не напишешь, за всеми не уследишь. Да и деньги, которые крутятся на этом уровне, в разы и десятки раз меньше тех, что оттягивает на себя московский авиационный узел. И все же, уверена, региональная авиация будет развиваться, а борьба за аэропорты – с использованием каких бы то ни было методов – только усилится. Так что впереди еще много сюрпризов.
 
История Храброво — одно из веских тому подтверждений.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer