Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самообслуживание пролетает


2 июля 2012 года Белоусов Алексей , Эксперт Урал


Сервисы самостоятельной регистрации на авиарейсы пока не получили в России широкого применения. Ситуация изменится только в том случае, если аэропорты и авиакомпании научатся извлекать из этого выгоду.

 

Cогласно исследованию IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта), в 2010 году пассажиры самостоятельно, минуя традиционные стойки, регистрировались на каждый второй авиарейс по всему миру. К 2013-му таких рейсов будет до 70%, а к 2020-му - около 100%. Многие зарубежные авиакомпании уже начали активно двигаться к этим показателям, причем за счет не столько развития качественных сервисов, сколько весьма жесткого принуждения пассажиров ими пользоваться. Из собственного опыта: скандинавская Norwegian в крупных аэропортах отменила традиционные стойки регистрации, итальянская Volotea и венгерская Wizzair повсеместно сделали их платными (это, безусловно, малая часть примеров). На этом фоне самостоятельная регистрация в России находится на зачаточном уровне. Почему?
 
Сам себе агент
 
Сервисы дистанционной регистрации делятся на три типа. Первый - через сайт авиа­компании. Обычно он используется, если поездка начинается из дома или офиса, где есть возможность распечатать посадочный талон. Второй тип - с помощью мобильного телефона. Сервис может быть реализован как в качестве приложения (например, у S7 есть программа для IPhone, Трансаэро - для IPhone и Android), так и через браузер. В аэропорту придется найти специальную стойку, приложить к ней штрихкод на экране телефона и получить обычный талон. Третий - киоски самостоятельной регистрации (по управлению похожи на терминалы моментальных платежей). Польза для пассажиров во всех случаях одинакова - возможность избежать очередей. 
 
Все три вида сервисов запустили всего четыре российские авиакомпании: Аэрофлот, Трансаэро, S7 и «Уральские авиалинии». Пассажиры ЮТэйра могут зарегистрироваться через интернет и на стойках в аэропортах, у «Оренбургских авиалиний», «России», ВИМ-Авиа и NordStar есть только интернет-регистрация. На перечисленные девять авиакомпаний приходится порядка 70% пассажиропотока российской гражданской авиации (данные по итогам 2011 года). Это позволяет говорить о том, что ключевые перевозчики заинтересованы в развитии таких сервисов. 
 
Тем не менее они далеки от идеала. Первый недостаток - неравномерное развитие сервисов. По статистике IATA, спросом у пассажиров пользуются все типы регистраций: 40% в 2010 году было совершено через интернет, столько же - с помощью киосков, 20% - через мобильный телефон. Пять из девяти авиакомпаний, развивающих саморегистрацию, не имеют полного набора. Второй недостаток - ограниченная география использования. Авиакомпания может летать из трех-четырех десятков городов, при этом саморегистрация будет доступна только в нескольких из них.
 
Оптимизм окончательно развеивается при анализе доли регистраций, совершаемых самостоятельно. Показателен пример крупнейшего регионального аэропорта - екатеринбургского Кольцово. Самостоятельно регистрируются здесь примерно 5% пассажиров, хотя семь из девяти авиа­компаний, которые мы рассматриваем, предоставляют такую возможность (к ним же можно отнести и некоторых иностранных перевозчиков). Не радует и статистика авиакомпаний. Например, в ВИМ-Авиа говорят о доле менее 5%, в «Уральских авиалиниях» - около 2%. Как уточнили в пресс-службе последней компании, за пять месяцев 2012 года она перевезла миллион пассажиров, из них самостоятельно зарегистрировались около 20 тысяч: 11,5 тыс. человек - через сайт, 7,5 - через киоски саморегистрации, 1 тысяча - с помощью мобильного приложения.
 
На этом фоне может выделиться тройка крупнейших по количеству пассажиров перевозчиков (Аэрофлот, Трансаэро, S7), являющихся одновременно и лидерами по развитию сервисов дистанционной регистрации (они имеют максимальную географию применения, включая даже иностранные аэропорты вылета). Доля пассажиров, регистрирующихся самостоятельно на рейсы Аэрофлота, составляет свыше 20% (цифры по другим компаниям узнать не удалось). Но это все равно далеко от 50%, о которых еще год назад говорили в IATA.
 
Кто крайний?
 
Низкий уровень использования дистанционной регистрации в России объясняется рядом причин. На поверхности лежат три. Первая - она развивается сравнительно недавно. По данным IATA, первые сервисы у зарубежных перевозчиков появились в 1997 - 1998 годах. В России, по нашей оценке, примерно десять лет спустя. Вторая причина - мы гораздо меньше летаем. Возможно, у пассажиров и аэропортов еще не возникло острой необходимости оптимизации процесса регистрации. По оценке ИФК «Метрополь», воздушным транспортом пользуется около 7% россиян, а коэффициент авиационной подвижности населения крайне низок (0,4 перелета в год на человека, для сравнения, в Чехии - 1,2, Германии - 2, Великобритании - 3,1). Наличие этого фактора подтверждает статистика загруженных московских аэропортов, на которые приходится большая часть пассажиропотока. Например, доля регистраций на рейсы S7 из Домодедово составляет почти 30%. Третья причина - медленное освоение имеющихся сервисов пассажирами. «В нашей стране еще не привыкли доверять электронике. Пассажиры предпочитают общаться с живым человеком, который все покажет, подскажет, а в случае какой-либо неудовлетворенности, с него сразу можно будет спросить», - отмечают в пресс-службе ВИМ-Авиа. 
 
Перечисленные факторы, безусловно, оказывают определенное воздействие на развитие саморегистрации. Но, на наш взгляд, основное препятствие гораздо глубже - это противоречие во взаимоотношениях между аэропортами и авиакомпаниями. С ним давно разобрались в развитых странах. 
 
- В Европе сервисы дистанционной регистрации появились значительно раньше. Это обусловлено не только большим пассажиропотоком, но и отлаженной системой взаимодействия аэропортов и авиакомпаний. Европейские аэропорты сами активно продвигают сервисы саморегистрации, ведь в этом случае они экономят собственные ресурсы, перекладывая часть затрат на плечи авиакомпании. Но в то же время аэропорт снижает для нее ставки сборов на обслуживание таких пассажиров. Получается, экономят все. В России ситуация иная: во-первых, многие отечественные аэропорты пока технически не готовы к введению сервисов саморегистрации, во-вторых, не отлажен механизм снижения сборов. Авиакомпании платят за них так же, как и за пассажиров, прошедших традиционную регистрацию. На данный момент экономию на обслуживании пассажиров, использующих дистанционную регистрацию, в России получают только аэропорты, - пояснили в пресс-службе «Уральских авиалиний». 
 
Аэропорты при этом выгоду саморегистрации для себя признают. Как отмечают в пресс-службе Домодедово, сервисы самостоятельной регистрации берут на себя часть нагрузки со стационарных стоек check-in, сокращая тем самым очереди, ускоряя процесс регистрации и оптимизируя пространство в зоне вылета. В Кольцово соглашаются: «Для аэропорта это важно - увеличение объемов пассажиров с саморегистрацией разгрузит пиковые часы, снизит загруженность агентов».
 
Роль аэропортов заключается не только в гибких тарифах. Сегодня пассажирам, зарегистрировавшимся самостоятельно, зачастую приходится стоять в общей очереди, чтобы сдать багаж. Причина - почти во всех аэропортах отсутствуют предназначенные для этого стойки bag drop-off. Исключение - Москва. «Для путешественников, пользующихся альтернативными сервисами регистрации, в аэропорту Домодедово предусмотрены 24 специальные стойки drop-off , на которых можно оперативно сдать багаж. В постоянном режиме работают десять стоек, остальные включают по мере необходимости и запросам авиакомпаний, когда увеличивается пассажиропоток», - уточнили в пресс-службе Домодедово.
 
Получается замкнутый круг. Аэропорты не могут в полной мере ощутить преимущества дистанционной регистрации из-за малых объемов, авиакомпании - использовать все ее возможности. Да, регистрация с помощью мобильного телефона или через интернет - это отличный сервис, демонстрирующий клиентоориентированность перевозчика. Но сомнительно, что его наличие может быть определяющим при покупке билета.
 
Шансы есть
 
Ситуация может исправиться в двух случаях. Первый - к этому всех участников подтолкнет растущий пассажиропоток. В 2011 году авиакомпании перевезли 64 млн человек. Согласно транспортной стратегии РФ, к 2020-му будет до 100 миллионов, а еще через десять лет - до 138 миллионов. Учитывая состояние и темпы развития наземной инфраструктуры, это неизбежно приведет к колоссальному увеличению нагрузки на нее. Второй путь - авиакомпании и аэропорты заранее начнут к этому готовиться и найдут общий язык. Учитывая профессионализм и активность менеджмента многих из них, такой путь вполне реален.
 
Единичные подвижки в этом плане уже есть. Например, Трансаэро регистрирует пассажиров экономического и туристического классов, вылетающих из Домодедово в два десятка городов (среди них Санкт-Петербург, Екатеринбург, Уфа, Самара, Омск и др.), только через киоски саморегистрации. Аэропортовый холдинг «БазэлАэро» установил такие киоски в нескольких отелях Геленджика и Сочи (они хорошо показали себя во время последнего этапа Кубка мира по горнолыжному спорту). А в Кольцово сейчас рассматривается вопрос об установке стоек саморегистрации багажа.
 
Пока сложно представить, что к 2020 году 100% россиян будут приходить на посадку с самостоятельно полученным талоном, так что прогнозы IATA мы подпортим. При этом постараться соответствовать мировым трендам однозначно стоит.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer