Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дать вторую жизнь самолету


24 июля 2012 года Любовь Милованова, Николай Новичков, ВПК


В авиационной отрасли России сегодня накопилось немало проблем. Этот факт очевиден не только работающим в ней специалистам и чиновникам, но и обычным любителям авиации, а также совсем далеким от самолетостроительных дел россиянам.

 

Беды отечественного авиапрома обсуждаются на всех уровнях практически ежедневно: разрушены конструкторские школы, наблюдается острый дефицит кадров, отсутствуют перспективные материалы и технологии их изготовления, не формируются государственные программы по важным направлениям развития авиационной техники и многое другое.
 
Тем не менее, как это ни парадоксально кажется на первый взгляд, в российской авиапромышленности существуют позитивные примеры, убедительно доказывающие, что целенаправленная реализация хорошо продуманной стратегии способна помочь решению самых сложных вопросов. Речь идет, в частности, о работах, позволяющих продлевать сроки службы крылатых и винтокрылых машин, улучшать их характеристики.
 
Своевременный указ
 
Важность обеспечения оперативного, качественного, надежного и коммерчески выгодного ремонта военной авиатехники, позволяющего продлить ее рабочий ресурс и обеспечить выполнение боевых задач, можно пояснить одним примером. Соединенные Штаты в рамках программ помощи вооруженным силам иностранных государств во многих случаях готовы безвозмездно предоставлять бывшие в эксплуатации самолеты и вертолеты, точно зная, что за счет наличия хорошо оснащенной ремонтной инфраструктуры и четко организованного производственного процесса можно не только компенсировать первоначальные затраты, но и получить прибыль.
 
Определенный период времени ремонт военной авиационной техники в России являлся ахиллесовой пятой нашего Минобороны. Для решения этой проблемы в соответствии с указом президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 1359 и постановлением правительства РФ о выполнении требований данного документа было создано ОАО «Авиаремонт», которое возглавила советник министра обороны Ирина Кривич.
 
Сегодня есть все основания утверждать, что указ № 1359 появился как нельзя кстати. До его издания казалось, что в сфере авиаремонта деструктивное начало приобрело необратимый характер и навести здесь порядок уже невозможно. Засилье контрафактных запасных частей, нездоровая внутренняя конкуренция между авиаремонтными предприятиями, которые простаивали в ожидании заказов, и вместе с тем годами ожидающая обновления авиатехника – вот темы, еще совсем недавно становившиеся предметом обсуждений, в том числе в СМИ. Каждый авиаремонтный завод (АРЗ) в системе Минобороны сам боролся за выживание, не имея никакой поддержки. Многое зависело от номенклатуры авиатехники, на работах с которой специализировалось предприятие, от его директора. Завод, имеющий сильного руководителя, существовал более или менее благополучно. При слабом руководителе перспектив на возрождение у предприятия не было никаких – хорошо, если удавалось сводить концы с концами.
 
Кооперация для решения главной задачи
 
Нынешняя реальная ситуация в сфере авиаремонта свидетельствует, что в развитии одной из самых проблемных областей российского авиастроения появилась позитивная динамика.
 
Для решения главной задачи – выполнения гособоронзаказа (ГОЗ) ОАО «Авиаремонт» объединило 39 предприятий, которые ранее существовали разрозненно. В их числе 22 авиационных ремонтных завода, восемь предприятий по ремонту техники ПВО, три – по ремонту средств обеспечения полетов (аэродромное оборудование для обеспечения воздушного движения), два – по выполнению складских функций, два предприятия по оказанию посреднических операций, перепрофилированные для обеспечения сервисного обслуживания вооружений и военной техники (ВВТ), а также 224-й летный авиаотряд, выполняющий грузовые перевозки. Сегодня вся эта инфраструктура осуществляет сервисное обслуживание, ремонт и модернизацию имеющейся на вооружении ВВС техники – более 30 типов самолетов, восемь типов вертолетов, более 20 типов авиадвигателей, главных редукторов, вспомогательных силовых установок, комплектующих агрегатов, авиационных средств поражения, средств наземного обслуживания общего и специального назначения, вооружений и средств ПВО.
 
Реорганизация вошедших в «Авиаремонт» предприятий продолжается до настоящего времени с целью завершения кооперации, запланированной для обеспечения своевременного выполнения ГОЗ.
 
Создание ОАО «Авиаремонт» позволило все авиаремонтные предприятия поставить в наиболее оптимальные условия, поскольку слабым заводам помогли в части привлечения специалистов, оказания консультационных услуг и предоставления определенной финансовой помощи. Кроме того, по всей структуре холдинга реализуется сквозная, общая для всех программа модернизации производственной базы, которая позволит обеспечить уровень производства, требуемый для выполнения ГОЗ.
 
Создание ОАО «Авиаремонт» позволило перейти к схеме единственного поставщика услуг для Министерства обороны в части ремонта и сервисного обслуживания авиационной техники и вооружения. И уже в начале 2011 года военное ведомство заключило с «Авиаремонтом» трехлетние государственные контракты.
 
Следует обратить внимание, что впервые в практике отечественного авиаремонта заключены контракты со сроком выполнения три года, ранее срок ограничивался одним годом. Поскольку ремонт авиационной техники в среднем занимает 6–9 месяцев, а в некоторых случаях – больше года, каждый раз ранее ремонтное предприятие испытывало огромные сложности по доказательной базе – почему оно выходит за рамки годового существования контракта. Теперь эта проблема отпала.
 
К тому же Министерство обороны, также впервые, осуществляет 100-процентное финансирование работ в рамках ГОЗ: 80-процентное авансирование при заключении контракта и 20 процентов – по мере его выполнения. Ранее первоначальный «взнос» не превышал 30 процентов, что создавало огромные проблемы с предприятиями промышленности – поставщиками комплектующих, которые наотрез отказывались выполнять работы без полной предоплаты.
 
Результаты этой деятельности не заставили долго ждать. Например, работы, запланированные на 2011 год в рамках заключенных контрактов, «Авиаремонтом» выполнены. В частности, по итогам 2011-го в рамках исполнения ГОЗ отремонтировано 206 летательных аппаратов, 1265 двигателей, из которых ремонт 917 двигателей исполнен непосредственно заводами «Авиаремонта». В 2012-м для авиаремонтных заводов и предприятий промышленности запланирован ремонт 1280 двигателей. Кроме того, в текущем году холдинг продолжает контрактацию будущих работ.
 
Как заявил недавно журналистам командующий военно-транспортной авиацией (ВТА) генерал-лейтенант Виктор Качалкин, авиаремонтные заводы России выполняют гособоронзаказ для военно-транспортной авиации (ВТА) в полном объеме. «Одна из болевых точек ВТА – это недостаточная исправность авиатехники, – сказал он. – С прошлого года очень интенсивно заработали наши авиаремонтные заводы. Те самолеты, у которых вышел ресурс, уже отправлены для ремонта на эти предприятия. Мы полностью закрыли гособоронзаказ 2011 года и получаем самолеты в счет гособоронзаказа 2012-го».
 
Генерал выразил надежду, что к концу года военно-транспортная авиация получит все отремонтированные самолеты по заданию 2012 года. При этом Качалкин уточнил, что в 2011-м было отремонтировано 12 самолетов Ил-76, в то время как в 2009 и 2010 годах ремонтировалось по два-три самолета. «12 самолетов в год – это наша реальная потребность», – подчеркнул командующий.
 
Предприятия, входящие в состав ОАО «Авиаремонт», позитивно оценивают такую ситуацию. «Раньше мы все были категорически против объединения. Знаем, как проводится у нас реструктуризация, которая в конце концов ведет к банкротству, – сообщил АРМС-ТАСС представитель одного из заводов, вошедших в «Авиаремонт». – Да еще и идти под начало женщины. Но теперь мы все за нее горой. Ирина Генриховна наладила жесткую дисциплину, планомерную работу, своевременное финансирование».
 
Стратегические планы
 
Наряду с ремонтом отечественной авиатехники из состава ВВС России предприятия «Авиаремонта» участвуют и в восстановлении до работоспособного состояния авиатехники инозаказчика. В 2012 году, например, поступило 300 обращений на ремонт летательных аппаратов и двигателей к ним. По инозаказам заключено 47 контрактов на комплексный ремонт планеров и двигателей. Однако эта работа, как подчеркивает Ирина Кривич, не рассматривается в качестве первоочередной к тому объему ремонтных и сервисных услуг, которые предприятиями холдинга предоставляются российским заказчикам.
 
Не забывают на «Авиаремонте» и о перспективах. Практически вся техника, состоящая на вооружении, уже освоена в ремонте. Тем не менее существуют образцы, ремонт которых в ближайшее время поставил задачу освоить министр обороны РФ.
 
В стратегические планы ОАО «Авиаремонт», в частности, входит освоение полного капитального ремонта двигателя АИ-222-25, предназначенного для перспективных российских учебно-боевых самолетов (УБС) Як-130. Московское двигателестроительное предприятие «Салют» в течение трех лет должно поставить двигатели АИ-222-25 для оснащения 55 самолетов Як-130, заказанных ВВС России у корпорации «Иркут», соответственно надо быть готовым к их ремонту.
 
В числе стратегических планов холдинга также освоение полного капитального ремонта двигателей Д-436 для самолетов Ан-148 и Бе-200, двигателей МС-500В для легкого вертолета «Ансат». Такая работа теперь под силу предприятиям «Авиаремонта». И примеры уже имеются.
 
В соответствии с директивой Минобороны России 121-й АРЗ в подмосковной Кубинке с прошлого года приступил к освоению капитального ремонта авиадвигателей Д-18Т для тяжелых военно-транспортных самолетов Ан-124. На первом этапе заводом освоен локальный ремонт, а в текущем году АРЗ освоит капитальный ремонт двигателей Д-18Т. В целях освоения полного замкнутого цикла ремонта идет работа по строительству на территории 121-го АРЗ испытательной станции для испытаний отремонтированных Д-18Т.
 
Аналогичная задача поставлена в отношении вертолетов Ми-26, которые тоже ранее не ремонтировались заводами холдинга.
 
Еще одна поставленная министром обороны задача, которая является актуальной для «Авиаремонта», – развернуть полное сервисное обслуживание авиатехники на местах ее базирования. «Это совершенно новый вид деятельности для российских ремонтных предприятий, – говорит Ирина Кривич. – Наша основная цель – перейти к абонентскому обслуживанию техники по ее техническому состоянию непосредственно на местах базирования».
 
Одно дело, когда речь идет о капитальном ремонте, который может производиться только на заводах. Ремонт же текущий и даже средний в ряде случаев может проводиться на авиабазах, чтобы технику поддерживать в требуемом состоянии, а не ждать, когда «маленькая гаечка поступит через пять лет, а техника к тому времени становится уже ненужной».
 
Руководство «Авиаремонта» со всей тщательностью подходит к решению этой задачи. В частности, проведены многочисленные совещания в военных округах с участием командиров авиабаз и командующих. Заслушаны и проанализированы все пожелания военных к авиаремонту по находящейся в войсках технике.
 
Чтобы все они оказались учтенными, в рамках ОАО «Авиаремонт» определено базовое предприятие для организации обслуживания техники на авиабазах. «Сотрудники в структуре данного предприятия постоянно находятся на авиабазах. Мы их набираем из числа покидающих военную службу, но всю жизнь проработавших на местах базирования авиатехники и желающих продолжить дальнейшую работу в гражданской структуре, – рассказывает Ирина Кривич. – Это технический состав, который будет осуществлять свои функции и в дальнейшем на авиабазах».
 
Судя по тем обнадеживающим результатам, которых за короткий срок удалось добиться при реорганизации авиаремонтной инфраструктуры, можно полагать, что и этот новый вид деятельности «Авиаремонт» сможет организовать на должном уровне.
 
Нет сомнения и в том, что по данной аналогии можно навести порядок во всей российской авиапромышленности и восстановить ее былую славу. Надо только правильно сформулировать стратегическую задачу, обеспечить соответствующее финансирование и возложить ее реализацию на радеющего за свое дело специалиста и патриота.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer