Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Эффективные «убийцы» винтокрылых машин


24 июля 2012 года Алексей Михайлов, ВПК


Вопреки расхожему мнению, что отечественный оборонно-промышленный комплекс выживает лишь благодаря накопленным в советское время заделам, с удовлетворением можно констатировать, что не оскудел он талантами. Об одной из разработок хочется рассказать отдельно, поскольку, как представляется, она того заслуживает. Почему, судите сами.

 

Федеральное казенное предприятие «Федеральный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем» (ФКП «ГкНИПАС») успешно завершил государственные испытания… противовертолетной мины (ПВМ). Такое сообщение из уст представителя ГкНИПАС, пожелавшего остаться неназванным, мягко говоря, заставило вздрогнуть. Неужели отстал от жизни и научно-технического прогресса? Захотелось узнать, что собой представляет данное изделие.
 
Оказалось, что сделать это достаточно легко, поскольку ПВМ не собираются держать под замком, подальше от посторонних глаз: она демонстрировалась на недавно прошедшем в подмосковном Жуковском втором международном форуме «Технологии в машиностроении-2012» (ТВМ-2012), причем отнюдь не впервые. Премьера мины состоялась два года назад там же. За прошедшее с тех пор время она успешно прошла государственные испытания и даже получила паспорт экспортного облика. В настоящее время ведется подготовка к ее серийному производству.
 
Что представляет собой это устройство, которое без всякой натяжки можно назвать «убийцей вертолетов»? Уже упомянутый сотрудник ГкНИПАС, беседуя с корреспондентом «ВПК», отметил, что противовертолетная мина – оружие кинетического действия. Это заряд взрывчатого вещества, прикрытый облицовкой из меди.
 
Принцип работы мины на диво прост. При подлете вертолета или другого летательного аппарата на низкой высоте (а именно такие высоты использует армейская авиация на поле боя) к месту закладки ПВМ срабатывают акустические датчики. Они обнаруживают машину противника на расстоянии до 400 метров и немедленно активируют взрывное устройство. После этого формируются ударные ядра, которые летят в направлении цели с высокой скоростью в 2,5–3 километра в секунду. Подобная скорость позволяет обходиться без упреждения при атаке объекта, что значительно повышает эффективность боевого применения.
 
«Поражающие элементы заряда способны пробить стальную броню толщиной до 12 миллиметров на расстоянии до 100 метров», – сообщил мне собеседник. Благодаря автономному источнику питания ПВМ может находиться во взведенном положении до шести суток. Специалист уточнил, что новое устройство предполагается применять на вертолетоопасных направлениях концентрированно, в виде минных полей. ПВМ предназначены для защиты военных и гражданских объектов, позиций войск от атак вражеских винтокрылов; для обеспечения обороны участков морского побережья и отдельных районов, где возможны высадки вертолетных десантов; для противодействия вертолетному разминированию в совокупности с противотанковыми минами.
 
Еще одна сфера использования мин – блокирование взлетно-посадочных полос на авиабазах противника, мест возможного развертывания полевых аэродромов или аэродромов рассредоточения. Таким образом, ПВМ – это и своего рода психологическое оружие, которое пригодно для того, чтобы вынудить неприятельскую армейскую авиацию отказаться от полетов на предельно малых высотах.
 
Новинка уже заинтересовала российское военное ведомство. «Формально акт о прохождении госиспытаний еще не подписан, но сами тесты прошли успешно. Сейчас решается вопрос о закупке нашим Министерством обороны одного комплекта из 200 мин», – сказал представитель ФКП. По всей вероятности, речь будет идти о войсковых испытаниях. По понятным причинам собеседник ничего не поведал о характеристиках мин, предназначенных для Вооруженных Сил РФ. Что касается данных экспортного варианта, то они неоднократно назывались и соответствуют вышеприведенным.
 
Отвечая на вопрос корреспондента «ВПК» о том, смогли бы такие мины повлиять на ход военной кампании США в Ираке в 2003 году, если бы они имелись в распоряжении войск Саддама Хусейна, сотрудник ГкНИПАС заметил: «Это оружие имеет двойное воздействие – и поражающее, и психологическое. Если военачальники знают о наличии ПВМ у неприятеля, они будет вынуждены изменить тактику действий вертолетов, поскольку они не смогут летать на малых высотах. А поднявшись вверх, машины станут легкоуязвимы для средств войсковой ПВО».
 
По оценке эксперта, одно только гипотетическое наличие подобных мин у Ирака кардинально бы сказалось на характере боевых действий в Месопотамии в 2003 году. А если бы иракцы реально прикрыли ПВМ сухопутную границу своей страны? Надо ли говорить, насколько необходимо такое оружие России с ее огромными территориями?



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer