Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летим со мной


26 июля 2012 года Алексей Михалёв, Lenta.ru


Министр обороны США Леон Панетта разрешил Военно-воздушным силам страны снять ограничения на полеты истребителей F-22 Raptor. Специалистам ВВС удалось установить причину нехватки кислорода у пилотов, из-за которой не менее двух десятков раз складывались аварийные ситуации. В ближайшее время истребители пройдут незначительную доработку, после чего эскадрилья F-22 на малой высоте отправится на авиабазу Кадена в Японии.

 

Очередные ограничения на полеты истребителей Raptor Пентагон наложил 15 мая 2012 года. В целях предосторожности пилотам истребителей запретили выполнять полеты дальше, чем в получасе от ближайшей авиабазы. На Аляске полеты F-22 и вовсе приостановили, поскольку местные аэродромы плохо приспособлены для экстренной посадки. Кроме того, во избежание гипоксии пилотам Raptor запрещалось выполнять ряд маневров и подниматься выше 13,4 тысячи метров. В марте 2011 года высоту полетов истребителей временно ограничили до 7,6 километра.
 
Одной из причин гипоксии у пилотов называли неисправность бортовой системы генерации кислорода (OBOGS), подающей дыхательную смесь в маску пилота. Именно отказ OBOGS, как считалось, привел к крушению на Аляске в ноябре 2010 года F-22 под управлением капитана Джеффри Хэни (Jeffrey Haney). Пилот потерял сознание, не сумев воспользоваться резервной кислородной системой (EOS), и разбился.
 
Еще одним виновником удушья пилотов эксперты сочли высотно-компенсирующий костюм. Как удалось установить, при перегрузках верхняя часть костюма Combat Edge слишком сильно сдавливала грудь пилота, мешая ему нормально дышать. Вкупе с низким атмосферным давлением и перегрузками у нескольких пилотов зафиксировали ателектаз (спадение тканей легких). Характерными признаками ателектаза являются дрожание голоса и покашливание, за что в ВВС синдром прозвали "кашлем Раптора" (Raptor cough).
 
Во вторник, 24 июля, представитель Пентагона Джордж Литтл (George Little) объявил, что ВВС США окончательно определились с причиной недомогания у пилотов F-22. По словам Литтла, которого цитирует ABC, первой причиной удушья стал клапан, отвечающий за надувание верхней части высотно-компенсирующего костюма. Как удалось выяснить, из-за дефекта клапана верхняя часть костюма надувалась в незапланированных ситуациях и потом не сдувалась.
 
Второй причиной гипоксии официально признали недостаточную подачу дыхательной смеси в маску пилота. Для нормализации дыхания летчика из кислородной системы решили удалить фильтр, определяющий наличие посторонних примесей. Ранее для обнаружения посторонних примесей кислородные системы F-22 предложили оснастить химическими анализаторами.
 
Для предупреждения нештатных ситуаций истребители Raptor также снабдили системой "911", с помощью которой пилот может сообщить о недомогании и запросить экстренную посадку. Для измерения насыщенности крови кислородом на указательном пальце пилотов F-22 теперь закрепляется пульсоксиметр.
 
Как рассказал изданию Flightglobal начальник штаба ВВС США генерал Нортон Шварц (Norton Schwartz), ограничения на полеты F-22 сохранятся до тех пор, пока не будут устранены неисправности клапанов высотно-компенсирующих костюмов и систем подачи кислорода. Новое снаряжение уже проходит испытания и, как ожидается, начнет устанавливаться на истребители в сентябре 2012 года.
 
Пока же пилотам придется летать без высотно-компенсирующих костюмов, вблизи аэродромов и ограничивать себя в перегрузках. Исключением станет перелет эскадрильи F-22 на японскую авиабазу Кадена, запланированный на ближайшие дни.
 
Полет пройдет на малой высоте без использования высотных костюмов. Маршрут решили проложить над островами Тихого океана на случай экстренной посадки. Таким образом, максимальное удаление самолетов от ближайшего аэродрома составит около полутора часов. При перелете эскадрилью "Рапторов" будут сопровождать несколько самолетов-заправщиков с достаточным запасом топлива. На борту танкеров будут находиться опытные пилоты F-22, которые в случае нештатной ситуации помогут посадить самолеты.
 
Перелет в Японию станет для F-22 третьим. Первую группу истребителей отправили в Кадену (Окинава) в феврале 2007 года. При этом с первого раза долететь до пункта назначения самолетам не удалось. При пересечении международной линии смены дат на бортовых компьютерах F-22 произошел сбой. В результате самолетам пришлось вернуться в США.
 
F-22 Raptor стал первым в мире серийным истребителем пятого поколения. Первый полет самолета состоялся еще в 1997 году, а в конце 2005 F-22 приняли на вооружение ВВС США. Одновременно Raptor стал одним из самых аварийных и самым дорогостоящим проектом в истории американских Военно-воздушных сил. Сенатор Джон Маккейн в свое время назвал F-22 "самой дорогой ржавеющей королевой ангара" (намекая на общую продолжительность запретов на полеты истребителей).
 
В общей сложности на вооружении США стоят 185 самолетов F-22 стоимостью около 79 миллиардов долларов. Таким образом, каждый самолет обошелся американскому бюджету примерно в 427 миллионов долларов. Для сравнения, второй американский истребитель пятого поколения F-35 Lightning II (также производства Lockheed Martin и второй по дороговизне в США) в зависимости от модификации стоит от 197 до 236 миллионов долларов.
 
Тем не менее, сворачивать проект F-22, несмотря на обилие технических сложностей и критики, ВВС США не собираются. Как будет складываться судьба самого дорогого в мире истребителя, загадывать сложно. Уже осенью станет понятно, получилось ли у военных вылечить Raptor от "кашля". А дальше у Пентагона на F-22 большие виды.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer