Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На крыльях амперов и вольт


27 июля 2012 года Андрей Коняев, Lenta.ru


Недавно появилась новость о том, что самолет Long-ESA побил рекорд скорости для самолетов с электродвигателем. Во время испытания он разогнался до 202,6 мили в час (326 километров в час). Это прекрасный повод вспомнить историю замечательного и во многом совершенно экзотического раздела авиации.

На самом деле идея о том, что воздушное судно может приводиться в движение электрическим двигателем, возникла задолго до первого полета братьев Райт. Еще в 1883 году (полет братьев состоялся 20 лет спустя, то есть в 1903-м, и они использовали бензиновый двигатель) Гастон Тиссандье применил такой тип двигателя для того, чтобы приводить в движение аэростат.
 
Год спустя состоялся полет дирижабля La France, снабженного электромотором, который приводился в движение 435-килограммовой батареей. Появление бензиновых двигателей и господство аппаратов тяжелее воздуха привело к тому, что идея электрического воздушного судна была предана забвению на многие годы - мечты Теслы о самолетах с электродвигателями, питающихся с земли энергетическими лучами, не в счет.
 
В конце 50-х годов прошлого века электромоторы прорвались-таки в авиацию - они стали использоваться для моделей. Этому способствовало появление более эффективных батарей. Электромоделям приходилось конкурировать с моделями самолетов, летающими на топливе. Последние позволяли развивать большую скорость, однако стоили дороже электрических. Невысокая скорость электромоделей сыграла с ними злую шутку - любители моделей приняли это свойство электросамолетов за очевидный недостаток, и модели такого рода стали считаться развлечением для начинающих. За этим почти забылось, что электродвигатель представляет совершенно уникальные возможности для маневрирования - его работа, например, не зависит от тока воздуха внутрь.
 
Первым пилотируемым полетом самолета с электродвигателем стал полет австрийского модифицированного HB-3 Brditschka в 1973 году. На момент своего появления самолет отличался необычной конструкцией - пропеллер, например, располагался позади кабины, в специальном вырезе в фюзеляже самолета. Изначально самолет был самым обычным, предназначенным для работы на углеводородном топливе, но Фред Милитки и Хейно Брдишка (конструктор оригинального самолета) перестроили его для работы на электричестве. Впрочем, дальше прототипа дело не пошло - самолет продержался в воздухе около 14 минут.
 
Ситуация кардинально изменилась в середине 2000-х - не только энтузиасты, но и серьезные компании заинтересовались разработками в области "альтернативной" авиации. Этому способствовало несколько факторов. Во-первых, повысились требования к защите окружающей среды от загрязнений, причем речь шла не только о продуктах распада топлива, но и о шуме - вопросы шумности современных самолетов стали обсуждаться всерьез, а в Европе даже был принят ряд ограничений. Во-вторых, появились подходящие для создания "электросамолетов" материалы - легкие и прочные, как, например, углеволокно. Дело в том, что даже самые совершенные из существующих электробатарей очень сильно отстают по плотности запасаемой энергии от энергоустановок на углеводородном топливе. Плотность, в данном случае, это некоторый, довольно неформальный параметр, который примерно характеризуется как отношение энергии, которую способна произвести энергоустановка с полными "баками" (в случае электроустановки - с заряженными батареями), к массе этой установки (этот параметр тесно связан с энергоемкостью разных типов топлива - pdf). Чем легче масса самолета, тем больше такая плотность.
 
В настоящее время электроавиация развивается сразу по нескольким направлениям. Если говорить об энтузиастах, то они использовали новые материалы и технологии "в лоб" - то есть принялись создавать очень легкие самолеты с очень мощными электродвигателями. Самым известным из подобных проектов является, конечно, Solar Impulse. Цель этого проекта - создание первого самолета на солнечных батареях, способного совершить кругосветное путешествие, которое запланировано на 2014 год. Существующая версия аппарата, получившая имя HB-SIA (в кругосветку отправится HB-SIB) весит всего 1,6 тонны. При этом размах крыла составляет более 63 метров. В качестве источника электроэнергии он использует более 12 тысяч солнечных батарей, установленных на всех доступных плоскостях аппарата. Кроме этого на борту располагается батарея массой 400 килограммов (то есть 25 процентов от веса всего аппарата!), которая собирает энергию для работы винтовых моторов в ночное время. Самих моторов четыре, и мощность каждого - около 10 лошадиных сил.
 
Целью этого проекта является создание летательных аппаратов, которые могли бы в течение длительного времени находиться в воздухе, подпитываясь лишь солнечной энергией. Надо сказать, что некоторые успехи в этом направлении уже имеются: в 2010 году Solar Impulse пробыл в небе над Швейцарией 26 часов 10 минут и 19 секунд. Беспилотные же летательные аппараты могут работать в воздухе много дольше - например, в том же 2010 году сверхлегкий БПЛА Zephyr провел в полете две недели. Также Solar Impulse совершил рекордный трансконтинетальный перелет из швейцарского Пейерне в столицу Марокко Рабат. Самолет совершил всего одну остановку в Мадриде, чтобы сменить пилотов.
 
Помимо очевидных военных и научных целей, такой аппарат, оказывается, может быть использован не только на Земле. Так, с 2005 года в NASA существует проект отправки на Венеру аппарата, который летал бы в верхних слоях атмосферы этой планеты, питаясь лишь солнечной энергией - расчеты показывают, что на высоте 65-75 километров небольшой самолет может летать сколь угодно долго.
 
Еще одним направлением исследования, в котором работают не только энтузиасты, но и крупные компании, является создание небольших, но достаточно мощных самолетов на батареях. По мнение создателей, подобные одноместные машины могут стать персональными средствами передвижения на небольшие расстояния, в некоторых случаях гораздо более эффективными, чем те же автомобили. Впрочем, и про военный потенциал таких аппаратов, например, для разведки - небольшая высота полета, малошумность - забывать не стоит.
 
Среди крупных проектов самыми известными являются Long-ESA и Cri-Cri. Эти два аппарата в настоящее время борются за звание самого быстрого электросамолета на батареях. Сейчас выигрывает Long-ESA. Во время полета 20 июля 2012 года ему удалось установить рекорд скорости - Long-ESA, пилотируемый Чипом Йейтсом, генеральным директором компании - создателя аппарата Flight Of The Century, разогнался до 202,6 мили в час (326 километров в час). Это на 6 миль в час больше, чем рекорд Cri-Cri на авиасалоне Ле Бурже в 2011 году - там этому самолету удалось разогнаться до 196 миль в час (315,4 километра в час).
 
Long-ESA приводится в движение одним мотором мощностью 238 лошадиных сил. Надо сказать, что проект еще очень далек от своей окончательной цели - трансатлантического перелета из Нью-Йорка в Париж. Рекордный полет продолжался около 16 минут - это было связано с тем, что Йейтс не рассчитал мощность батарей аппарата. Создатели обещают, что в ближайшее время воздушное судно будет снабжено новым набором батарей, который позволит увеличить длительность полета, а также максимальную скорость.
 
Еще один вариант электроавиации - это использование топливных элементов. К таким самолетам относится, например, Boeing-FCD Project. Нельзя не отметить и полностью работающий на батареях Sikorsky Firefly - первый (и пока единственный) полностью электрический вертолет. Есть и совсем экзотические варианты - например, сверхпроводящие электротурбодвигатели (pdf), по сути аналоги реактивных турбин. По словам создателей проекта, подобные проекты можно будет реализовать в ближайшие 20 лет.
 
Многие компании разрабатывают гибридные системы. Основная цель таких разработок - получить самолет, который будет взлетать с помощью более безопасного и менее шумного электродвигателя, а уже в полете использовать движители, работающие на углеводородном топливе. Преимуществом такого подхода является, конечно, его большая по сравнению с полностью электрическими двигателями доступность.
 
Все перечисленные проекты, однако, представляются сейчас чем-то из раздела научной фантастики. Возможно, это и так. Однако, глядя на эти безумные проекты персональных самолетов, нельзя забывать вот что: между первым робким полетом братьев Райт, чуть не закончившимся разрушением самого самолета, в 1903 году и преодолением звукового барьера американским Bell X-1 в 1947 году прошло менее пятидесяти лет. Так что все может быть.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer