Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Погрязли в невозврате


3 июля 2012 года Артем Никитин, Итоги


До конца года в России начнут продавать так называемые невозвратные авиабилеты. Деньги в случае отказа от брони за них уже не вернешь, зато они должны будут стоить гораздо дешевле возвратных. Но это в теории. На практике же порочная система ценообразования в российских авиакомпаниях может свести на нет само понятие «дешевый билет», а суды окажутся завалены исками от разъяренных пассажиров.

Кто не рискует
 
Недавно на сайте Минэкономразвития был опубликован подготовленный Министерством транспорта революционный законопроект «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации». Первая статья регламентирует случаи, в которых авиакомпания может не пустить пассажира на рейс или высадить из воздушного судна. Вторая статья устанавливает ответственность клиента за отказ от полета. Сейчас санкций практически не существует: если вы решили сдать билет более чем за 24 часа до вылета, то с вас удержат лишь небольшой сбор за бронирование и оформление документов. Если же планы изменились в течение последних суток, то на руки все равно удастся получить три четверти стоимости билета.
 
Такому положению дел мы обязаны Федеральной антимонопольной службе, которая в 2007 году запретила авиакомпаниям продавать невозвратные билеты. Главу ведомства Игоря Артемьева тогда удивлял сам факт подобной практики. «Железнодорожные билеты можно сдавать, билеты в театр можно, а тут нельзя. Почему нельзя?» — возмущался он. В 2010 году, когда Владимир Путин поручил ФАС разобраться с чрезмерно высокими ценами на авиабилеты, антимонопольщики снова пожурили некоторые авиакомпании (в основном так называемых лоукостеров) за попытки продавать невозвратные билеты в обход предписаний. Однако в конце концов в ФАС решили, что авиационный бизнес слишком специфичен, а риск массовой сдачи билетов неизбежно повышает их стоимость. «Анализ ФАС показывает, что даже при неполной нагрузке авиакомпании не снижают цены на билеты, опасаясь их массовой сдачи, — говорит заместитель руководителя ведомства Анатолий Голомолзин. — Предложенная сейчас конструкция позволит как минимум на 25 процентов снижать стоимость билетов, и суда будут ходить с большей нагрузкой».
 
Иными словами, главный мотив государства — снижение цен на авиаперевозки. Кстати, именно благодаря этому невозвратные билеты расходятся в Европе на ура. Скажем, авиакомпанией Lufthansa из Москвы в Афины (с пересадкой в Мюнхене) этим летом можно добраться примерно за 10 тысяч рублей по невозратному тарифу либо за 20 тысяч рублей по более гибкому тарифу. То есть в два раза дороже. Выходит, что риск потерять все деньги и плата за спокойствие одинаковы — 10 тысяч рублей, учитывая, что вероятность поездки всегда выше, чем ее срыв.
 
В России же авиабилеты содержат в себе скрытую премию перевозчика, страхующегося от массового возврата. Чтобы посчитать ее размер, нужно знать себестоимость рейса, что во всех авиакомпаниях является коммерческой тайной. По идее введение невозвратных билетов должно раскрыть этот секрет. Но обольщаться не стоит — снижение цен едва ли будет существенным. Множество факторов, отличающих российский рынок от европейского, могут нивелировать даже 25-процентный дисконт, о котором говорят чиновники. О том, что цены на невозврат снизятся более чем вдвое, как у западных авиакомпаний, не может быть и речи.
 
Тариф нестабильный
 
Окупить рейс авиакомпании могут двумя способами: заполнить салон самолета на 100 процентов или повысить цены на билеты. Так как первое в России не удается сделать почти никогда, то летать приходится дороже. «Сейчас перевозчик рассчитывает стоимость конкретного рейса, исходя из среднестатистической загрузки самолета, — говорит главный редактор портала Avia ru Роман Гусаров. — Обычно это 60—70 процентов салона. То есть если летит самолет вместимостью 150 кресел, то стоимость перелета делится не на 150 пассажиров, а на 100—110. Таким образом перевозчик гарантирует себе окупаемость. А если продастся больше билетов, то хорошо, вот и незапланированная прибыль».
 
По данным Росавиации, за январь — апрель 2012 года у «большой пятерки» российских авиакомпаний («Аэрофлот — российские авиалинии», «Трансаэро», «ЮТэйр», S7 Airlines и «Россия», которые вместе перевозят около 70 процентов всех пассажиров) доля заполняемости кресел составила 74,46 процента. А за весь 2011 год — 76,88 процента. По логике, если бы авиакомпании были уверены, что им удастся продать все 100 процентов билетов, например, путем реализации их на невозвратной основе, цены должны снизиться на те самые 25 процентов, о которых говорят в ФАС и Минтрансе.
 
По расчетам, приведенным в пояснительной записке к законопроекту, доля «отказников» у пяти крупнейших отечественных авиакомпаний составляет в среднем 8 процентов. Если взять за основу выручку отрасли за 2010 год, то получится ежегодный убыток в 22,7 миллиарда рублей. Часть этих денег и должны вернуть невозвратные билеты. Их долю предложено ограничить 30 процентами от всех продаваемых авиабилетов, чтобы авиарынок не погрузился в демпинг. Получается, что сэкономить удастся около 7 миллиардов рублей в год. Именно на эту сумму и можно понизить стоимость невозвратных билетов. Однако в масштабах страны и исходя из количества летающих россиян такая скидка выглядит просто смешно.
 
«Льготные тарифы — это вопрос коммерческой политики каждой авиакомпании, — говорит главный редактор специализированного информационного агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — Как правило, перевозчики применяют их для того, чтобы стимулировать спрос в так называемые низкие сезоны, когда заполняемость рейсов умеренная. Но когда на тот или иной рейс ожидается высокая заполняемость, перевозчики оставляют билеты только высокой стоимости. Хотя это те же билеты экономкласса».
 
Заполняемость действительно зависит от сезона. Так, в ноябре авиакомпания Lufthansa предлагает улететь в греческие Афины уже за 3 тысячи рублей по тарифу без возможности возврата и переноса даты полета. При этом гибкий тариф стоит все те же 20 тысяч. Однако в России зимой летают разве что в командировки, когда билеты оплачивают организации. Подавляющему большинству наших пассажиров зимние скидки просто не нужны. Полеты же куда-нибудь за границу, где потеплее, — это совсем другое дело. Здесь в основном задействованы чартеры, где свои правила ценообразования.
 
Мест нет
 
Правительство стремится снизить расценки именно на внутренние авиаперевозки. По причине огромной разницы в уровне конкуренции зарубежные перелеты оказываются подчас дешевле, чем внутрироссийские. У нас 80 процентов всех перелетов совершается с мая по сентябрь. Потом страна впадает в зимнюю спячку, и самолеты летают пустыми. Множество рейсов попросту отменяется. Зимой наши авиакомпании выживают за счет кредитов, которые «отбивают» в высокий сезон, безбожно задирая цены. Ну какие тут могут быть дешевые невозвратные билеты?!
 
Даже если властям удастся убедить авиакомпании снизить цены на те самые 25 процентов, это не слишком облегчит участь летающих внутри страны. Судите сами. Решили вы, к примеру, 2 июля сего года вылететь из Москвы не куда-нибудь на юга, а в самый банальный Екатеринбург, до которого, казалось бы, по воздуху рукой подать. У одного из самых наших известных авиаперевозчиков это удовольствие обойдется в 12 350 рублей в оба конца. Обещанная чиновниками скидка за невозврат удешевит перелет до 9262 рублей. Согласитесь, не такая уж это весомая экономия. А ведь при этом возникает риск потерять деньги в полном объеме, если что-то помешает вам совершить перелет.
 
Наконец, в России есть еще множество факторов, которые будут держать авиабилеты на уровнях дороже европейских. По оценкам генерального директора «Аэрофлота» Виталия Савельева, только 5—6 процентов стоимости билета идет на административные расходы, производственную деятельность и заработную плату сотрудникам. Остальное — это содержание воздушного парка, страхование и пошлины на импортные самолеты и оборудование (30 процентов), горюче-заправочные смеси (24 процента), аэропортовые сборы и навигационное обслуживание (22 процента), организация продаж, промоушн и сервис (9 процентов). Получается, что около 76 процентов стоимости билета связано с теми составляющими, которые страдают от отсутствия конкуренции или из-за высоких налогов.
 
Юристы предупреждают: на таком рынке введение невозвратных билетов чревато многочисленными судебными разбирательствами. Эксперты ожидают, что отдельные авиакомпании (особенно небольшие) в надежде, что пассажир, купивший невозвратный билет, не полетит, попытаются продать место кому-нибудь еще. Такие случаи до запрета не подлежащих возврату билетов уже были. Так что если у нас все-таки появятся новые тарифы, идти за билетом в авиакомпанию с не самой безупречной репутацией, наверное, не стоит. Может так оказаться, что, поднявшись на борт, вы выясните, что ваше место уже занято.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer