Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ракеты прошлого


4 июля 2012 года Алексей Мельников, Газета.ru


Россия от экономически и политически отсталой страны перешла в категорию цивилизационной отсталости, в периферию, охвостье развитого мира. И объемы золотовалютных резервов и ВВП не мог скрыть того, что хорошо видно на фоне бурного развития новых отраслей науки, той же частной космонавтики в западных странах.

 

На днях вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин назвал Россию «ведущим извозчиком, ямщиком» на рынке космических услуг, посетовав, что «этот сегмент занимает не более 3%, во всем остальном доминируют американцы и европейцы», что «совершенно неправильно».
 
В духе бюрократии, считающей, что ее правление в России вечно, предлагаемое решение видится вице-премьеру в том, чтобы Роскосмос составил программу, которая «будет рассчитана на много десятилетий вперед, будет создана поэтапная дорожная карта, как мы сможем раздвинуть локтями и плечами для себя жизненно-важное пространство в космосе».
 
Некоторые российские издания поспешили безосновательно написать, что для более уверенных движений российских локтевого и плечевого суставов в межгалактическом вакууме «в России появятся частные космические компании». Однако ничего кроме новой декларации о желательности развития государственной космонавтики заявление Дмитрия Рогозина не несет. Как сказал поэт: «Все это было, было, было… Все это будет, будет, бу…».
 
Освоение космоса всегда считалось делом государства. Можно даже сказать, что космос оставался последним оплотом тех, кто утверждает, что существуют виды экономической деятельности, принципиально неподвластные частной инициативе.
 
Но либеральная экономическая доктрина победила и здесь. Показательно, что прорыв произошел не на родине первого космонавта, экономика которой покрыта метастазами государственных корпораций с космическими амбициями и нанорезультатами, а в стране, где дух предпринимательства играет ведущую роль – в Соединенных Штатах.
 
В то время как наш, русский малыш «Фобос-грунт», так и не успевший открыть глаза, спит покойным сном на дне Тихого океана, западная частная космическая инициатива продолжает потрясать воображение. Вслед за успешным завершением миссии грузовика Dragon калифорнийская компания SpaceX заявляет о желании первой среди частных компаний отправить на орбиту астронавта. Еще более грандиозно выглядит частная инициатива MarsOne по созданию на красной планете первого обитаемого поселения, участвовать в которой выразили желание крупнейшие аэрокосмические компании, включая уже упомянутую SpaceX. Кроме того, весной в США объявлено о создании компании Planetary Resources, целью которой является «поиск, разработка и испытание технологий по добыче полезного сырья из неземных источников». После миссии «Кассини-Гюйгенс» предприниматели завистливо смотрят на спутник Сатурна Титан с его метановыми озерами и метановыми дождями.
 
Вне зависимости от того, насколько и в какие сроки воплотятся в реальность эти планы, сам по себе подход сделать коммерчески прибыльным освоение космоса характерен для предпринимательской экономики. Система устроена таким образом, что бизнес ведет нескончаемый поиск, unended quest, новых ресурсных комбинаций и возможностей получения прибыли, приемлемой для акционеров отдачи на вложенный капитал.
То, что когда-то происходило на Земле, что свойственно капитализму с его ненасытной жаждой поиска новых источников сырья и развитием рынков сбыта, теперь решительно переносится в космос. Но только ли в предпринимательском духе и, шире, в экономической системе, основанием которой является предприниматель, дело?
 
Главное, скорее, в общем уровне развития западной цивилизации, в целостности условий, среди которых частная экономика составляет пусть и самый важный, но лишь один из элементов. Огромное значение имеет уровень развития науки, общественная атмосфера, в которой проекты освоения Марса или Титана не кажутся фантастикой. Да и что здесь может быть принципиально удивительного, если по поверхности Марса годами путешествовали роверы Spirit и Opportunity (последний, между прочим, работает на Марсе уже 8 лет), а в августе этого года ожидается посадка еще одного – Curiosity?
 
Что может быть поразительного в проекте создания человеческого поселения на Марсе, если годами в разных американских университетах ведутся практические исследования по террофоримированию Марса – созданию на Марсе приемлемых для человека условий обитания? Эти исследования включают, между прочим, изучение возможностей разогрева атмосферы планеты («голубой Марс»), возможностей последующего озеленения ее сначала с помощью лишайников и мхов, а затем сосен, растущих на Земле в высокогорье («зеленый Марс»).
 
Другой важной чертой западного общества является собственно уровень развития предпринимательской экономики. Оригинальная идея сделать бизнес на космическом реалити-шоу – жизни поселенцев в рамках проекта MarsOne, связывает, казалось бы, две столь далекие отрасли как индустрию развлечений и космические полеты. Вне зависимости от хитрости предпринимательского разума сам подход мог родиться только в экономике, где индустрия развлечений составляет значительную величину, где есть большое разнообразие человеческих потребностей, а значит, и различных частных рынков.
 
Экономистам свойственно сравнивать страны с помощью обобщенных экономических показателей. В таком взгляде есть своя большая правда. Но, исходя только из такого подхода, сложно понять качественное различие экономических систем.
 
Благополучие, отражаемое в положительных темпах роста ВВП, наличии «суверенных фондов», больших золотовалютных резервах может быть совершенно не показным. А экономика при этом тяжело больной. И это именно российский случай.
 
И проблема здесь вовсе не только в засилье государственной бюрократии, неэффективности т.н. «государственных компаний». Проблема даже и не политическая – не в отсутствии честных выборов, сильных партий-конкурентов, свободных средствах массовой информации. Главная российская проблема, которая хорошо видна на фоне бурного развития частной космонавтики в западных странах – цивилизационная отсталость.
 
Можно считать, что в результате разгульных «нулевых» лет, с чудовищным сопутствующим развитием феодальных отношений, экономические и политические проблемы страны окончательно перешли в цивилизационные. И для любой будущей честной российской власти задача стоит уже не так, как она стояла четверть века назад – одних экономических и политических реформ недостаточно.
 
Теперь Россия перешла в другую категорию – от экономически и политически отсталой страны в категорию цивилизационной отсталости, в периферию, охвостье западного мира. И
 
для будущей страны лозунг может быть только один – «учиться, учиться и учиться» у западных стран: прагматизму, отношению к труду, трезвому взгляду на свои возможности и соответствующему ему пониманию своего сегодняшнего второстепенного места в мире.
 
И никакие буксующие на старте «протоны», как и прочие остатки прошлых технологических успехов, не в состоянии равняться с передовыми космическими драконами западного мира. За последними – будущее. За первыми – угасающие в патриотическом угаре воспоминания о безвозвратно ушедшем космическом величии.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer