Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Следование в фарватере чужих разработок — часть I


4 июля 2012 года Леонид Балахонов, Сергей Семенов, ВПК


При обсуждении путей возрождения отечественного оборонно-промышленного комплекса постоянно говорится о том, что без осознания каждым работником ОПК необходимости технологического рывка для России, полной самоотдачи при выполнении поставленных задач финансовые средства, выделяемые на оснащение армии и флота современными образцами вооружений, могут быть потрачены неэффективно. Чтобы этого не произошло, надо рассматривать спектр проблемных вопросов с учетом основной движущей силы в любом деле – человека, качества его жизни.

 

Основные преимущества
 
С начала 90-х годов XX века для ведущих стран мира определяющим фактором военного соперничества стало не только количество того или иного вида вооружения. На первое место вышли качественные характеристики, прирост которых в основном обусловлен применением новых технологий.
 
Анализ боевых действий в военных конфликтах последнего десятилетия показывает, что в общем объеме применяемых средств поражения резко возросла доля авиационного высокоточного оружия – с семи процентов (война в Персидском заливе в 1991 году) до 70 (война в Ираке 2003-м, в Ливии в 2011-м), прежде всего управляемых авиабомб. Приведем соотношение единиц ВТО к общему числу бомб и ракет, использованных в различных операциях: «Буря в пустыне» (Ирак, 1991) – 20500/256000, «Решительная сила» (Югославия, 1999) – 8000/23000, «Несгибаемая свобода» (Афганистан, 2001) – 12500/22000, «Свобода Ираку» (Ирак, 2003) – 20000/29000.
 
 
Ныне во всех экономически развитых государствах придается первостепенное значение оснащению имеющихся и перспективных авиационных комплексов высокоточным оружием, в частности УАБ. Это вызвано в первую очередь тем, что изменились концепции применения вооруженных сил: главенствующая роль отводится боевой авиации, наносящей точечные и высокоэффективные ракетно-бомбовые удары.
 
Разработка управляемых авиабомб осуществляется в Соединенных Штатах, Великобритании, Франции, Израиле, Китае, Австралии, ЮАР, Иране, на Украине. Лидерами здесь, несомненно, являются американцы, которые также поставляют УАБ в различные страны мира. Номенклатура созданных изделий представлена бомбами калибром от 3–5 до 13 600 килограммов с различными типами боевых частей и системами наведения. Применение обеспечивается в широком диапазоне скоростей (до М=1 и выше) и высот (100–13 000 метров) на дальность до 80–100 километров.
 
По оценке зарубежных специалистов, УАБ по сравнению с обычными авиационными бомбами обладают следующими основными преимуществами:
 
повышение точности попадания в цель в четыре – десять раз;
сокращение расхода боеприпасов в 5–25 раз в зависимости от типа цели;
уменьшение числа самолетовылетов (в 2–20 раз) и заходов на цель;
резкое снижение потерь самолетов-носителей в результате огня ПВО противника;
сокращение финансовых затрат на выполнение боевой операции в 2–30 раз;
возможность избирательного поражения целей;
сокращение потребного для этого времени.
 
Направления развития и совершенствования
 
Считается, что в создаваемом образце вооружения воплощаются самые последние достижения науки и техники, новейшие технологии, а его технический облик определяется сложившимся технологическим укладом, который характерен для пятого цикла (1980–2040 годы) научно-технического прогресса по теории экономиста Н. К. Кондратьева. Именно к началу 90-х годов завершилась отработка технологий построения управляемого авиационного оружия на современной элементной базе, и новейшие образцы вооружения были апробированы в военных конфликтах последнего десятилетия XX – начала XXI века.
 
Боевое применение УАБ в составе ударных авиационных комплексов вооружения показало, что эти бомбы поначалу имели существенные недостатки в части обеспечения всепогодности и круглосуточности. Революционные изменения последних лет в технологическом укладе развитых стран мира привели и к революции в военном деле. Стали широко использоваться космические и сложные информационные технологии. Последнее позволило специалистам обозначить период 1992–2020 годов как IV этап развития УАБ. Для данного этапа характерно повышение эффективности ударных авиационных комплексов за счет оснащения управляемыми авиационными средствами поражения, в том числе УАБ в новом технологическом исполнении.
 
Обеспечить круглосуточность и всепогодность боевого применения ВТО позволила комплексированная инерциально-спутниковая система наведения (СН). Сегодня такая СН – почти классический признак высокоточного оружия различного базирования. Однако для достижения кругового вероятного отклонения EКВО=3 метра, при котором в круг радиуса EКВО, очерченный вокруг цели, попадает не менее 50 процентов УАБ, необходима система конечного наведения. Поэтому во всех разрабатываемых и перспективных УАБ введены головки самонаведения (ГСН) – лазерные, телевизионные, тепловизионные и другие. ГСН часто дополняется линией передачи данных для осуществления дообнаружения, перенацеливания или контроля удара. Например, для УАБ SDB-2 калибром 113 килограммов фирма Raytheon предложила комплексированную трехрежимную ГСН, в которой сочетаются РЛС миллиметрового диапазона, тепловизионная камера и полуактивная лазерная система наведения SAL.
 
Американские специалисты связывают сокращение временных затрат на распознавание и атаку цели вплоть до одной минуты с централизованно-сетевым управлением боевыми действиями.
 
Развитие российских корректируемых авиабомб (КАБ) и УАБ различных калибров в целом соответствует мировым тенденциям для данного класса оружия, которые учитывают новые информационные технологии и последние достижения науки и техники. И все же Россия отстает от Соединенных Штатов в разработке современных видов УАБ на 8–10 лет – фактически на целое поколение.
 
При конструировании ВТО основные усилия сегодня направлены на повышение эффективности боевых частей, совершенствование компоновочных схем, применение композиционных материалов. Это ведет к созданию простых и дешевых образцов управляемых авиабомб различного применения по широкой номенклатуре целей на дальностях до 10–30 километров, а также сложных и дорогих изделий для выполнения особо важных задач на дальностях 80–100 километров в составе ударных авиационных комплексов круглосуточно и в тяжелых погодных условиях.
 
К основным направлениям развития УАБ также относят оснащение комплексированными системами наведения, включая реализующие инерциальный и радионавигационный принцип; повышение избирательности воздействия поражающих факторов оружия на наиболее уязвимые или важные точки цели благодаря совершенствованию боевых частей, а также способов боевого применения; радикальное усиление помехоустойчивости бортовых систем наведения и управления, надежности обнаружения, достоверности распознавания и классификации целей в сложной помеховой обстановке и тяжелых метеоусловиях; обеспечение возможности использования бортовой аппаратуры средств поражения для решения задач разведки (доразведки) и оценки обстановки или нанесенного ущерба; значительное повышение скрытности применения средств поражения благодаря снижению уровней собственных демаскирующих признаков; сокращение времени реакции и соответственно роли фактора устаревания данных целеуказания за счет уменьшения времени подготовки полетных заданий, повышения скорости и маневренности средств поражения, а также обеспечения возможности их перенацеливания после пуска (залпа).
 
Необходимо отметить, что обеспечение возможности применения перспективных ВТО в любых метеорологических, климатических и географических условиях днем и ночью, в сложной помеховой обстановке считается за рубежом необходимым условием разработок в данном классе вооружений. Это подтверждается на примере ведущихся в Америке НИОКР по модернизации и созданию новых образцов ВТО. Доля применения ВТО и разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов (БЛА) в боевых операциях постоянно растет, а УАБ являются их непременной принадлежностью. В этих условиях, а также в связи с повышением эффективности объектовой ПВО в развитии зарубежных УАБ наметилась тенденция в сторону уменьшения калибров – до 100 килограммов и менее. Тактико-технико-экономический анализ показывает высокую эффективность применения УАБ по критерию увеличения оперативности решения боевых задач и уменьшения финансовых затрат.
 
Необходим другой уровень
 
Руководство нашей страны требует от ОПК и Минобороны определить перспективные направления развития образцов вооружения и военной техники до 2040 года и до 2020-го оснастить Вооруженные Силы России новейшими образцами ВВТ. Чтобы выполнить указанные задачи, необходимо значительное внимание уделять научным разработкам и предпроектному планированию.
 
Дабы выпускать высокотехнологичные изделия, американские и японские компании вкладывают в НИОКР от 25 до 40 процентов от общих расходов, затрачиваемых на создание конечного продукта.
 
К числу основных направлений мировых и частично отечественных исследований относят разработку унифицированной бесплатформенной инерциальной системы управления, комплексированной с навигационной аппаратурой потребителя (НАП) глобальной радионавигационной системы; круглосуточных и всепогодных систем конечного наведения; малогабаритных и помехозащищенных линий связи; высокоэффективных боевых частей и взрывательных устройств селективного действия; конструкций, позволяющих увеличить дальность применения до 80–100 километров при высоте сброса до 10 000 метров и допускающих внутрифюзеляжное размещение на перспективных самолетах-носителях.
 
Перспективная схема альтернативных вариантов использования каналов связи при боевом применении УАБ приведена на рисунке (всего восемь вариантов: 1 – РК1-РК2, 2 – РК1-РК3, 3 – РК2, 4 – ТКСН1, 5 – РК1-РК4-РК6, 6 – РК5-РК6, 7 – РК1-ТКСН2-ТКСН3, 8 – ТКСН4-ТКСН3, где ТКСН – трансляционно-командная система наведения, РК1…РК6 – радиоканалы, РК-ДФП – радиоканал со станцией дифференциальной подсистемы глобальной спутниковой навигационной системы).
 
Тем не менее проводимые в РФ исследования сводятся к частным техническим решениям, которые обеспечивают повышение эффективности существующих образцов вооружения, но не решают кардинально актуальные вопросы. В частности, ведутся работы по расширению условий боевого применения УАБ за счет использования в ГСН матричного ИК-приемника излучения (данная задача была решена в США в начале 80-х годов XX века при создании GBU-15), по оснащению КАБ лазерной гиростабилизированной ГСН (работы сводятся к копированию уже известной технологии, которая была внедрена в США в начале 70-х годов XX века), по внедрению СН на основе «эталона» (работы находятся в начальной стадии, тогда как за рубежом эта технология давно освоена).
 
Дальнейшее следование в фарватере чужих разработок чревато еще большим отставанием. Необходимо выйти на другой уровень: из состояния копирования уже известных научно-технических решений к поиску принципиально новых и оригинальных путей.
 
Новые подходы
 
Процесс разработки новых образцов отечественного управляемого авиационного оружия протекает в следующей обстановке.
 
1. За прошедшее десятилетие существенного обновления парка авиационного ВТО не произошло.
 
2. Основные конструкции были созданы в условиях старой технологической базы (более 20 лет назад) и морально устарели. К сожалению, упущено время на реализацию задела, и если сейчас все силы бросить на его освоение, опять получим технику вчерашнего дня.
 
3. Фактически требования к перспективным образцам изменились, так как возросла эффективность средств борьбы с ВТО. Теперь необходимо обеспечить большую дальность (не менее 60 км), малозаметность, маневренность, возросшие требования к стоимостным показателям.
 
4. Даже при наличии достаточного объема финансирования обеспечить надлежащий уровень разработок затруднительно. Нужно коренным образом изменить сам процесс разработки, сделать его гибким и эффективным. Если будет предложено оригинальное техническое решение, то его реализация, как обычно, «захлебнется» на стадии освоения. Требуется новый подход, новое мировоззрение к созданию современных образцов ВВТ.
 
5. Надо отслеживать запросы рынка, складывающуюся ситуацию, придавать первостепенное значение сравнению с лучшими мировыми достижениями. Это позволит делать такие нововведения в образцах ВТО и способах их применения, которые отвечают современным требованиям.
 
Существующие организационные структуры, нынешняя организация работы нуждаются в пересмотре. Продолжать осваивать новые технологии в старой системе – невольно тормозить научно-технический прогресс. Должны быть гибкие, мобильные коллективы, которые живо воспринимают и оперативно используют в своей деятельности все новое и передовое.
 
Переход на новую систему работ надо осуществлять последовательно, постепенно, вытесняя старые элементы. Необходимы комплексный подход в системе «заказчик – предприятие-разработчик – предприятие-изготовитель – эксплуатация»; совершенствование технологии взаимодействия в процессе создания, изготовления и сервисного обслуживания образцов ВВТ; введение технологии автоматизированного проектирования, в том числе в формате 3D-моделирования; ведение документации, переписки и передачи на предприятие-изготовитель материалов в электронном формате; широкое использование сетевых технологий внутри производств и между предприятиями-соисполнителями.
 
Сергей Семенов, руководитель группы анализа и перспективных исследований по авиационному направлению ОАО «ГНПП «Регион», кандидат технических наук
 
Леонид Балахонов, начальник отдела перспективного планирования и анализа ОАО «ГНПП «Регион»



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC1r5K
Тут http://perevozki.youdo.com/passenger/cars/ по этой ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer