Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Следование в фарватере чужих разработок — часть II


4 июля 2012 года Леонид Балахонов, Сергей Семенов, ВПК


Еженедельник «Военно-промышленный курьер» печатает вторую часть статьи, посвященной не только разработке и производству современных и перспективных образцов ВТО, но и возрождению российской «оборонки».

 

О подготовке специалистов
 
Авиационное ВТО уже на протяжении десятилетий сформировалось в самостоятельный вид вооружения, который бурно развивается на основе новых высоких, в том числе информационных технологий. Необходимо аккумулировать комплекс знаний из различных областей науки и техники (синергетика), уметь работать с информацией и творчески синтезировать полученные знания в разрабатываемом объекте. Для этого нужно совершенно иное технологическое мировоззрение. Однако ни один наш специализированный вуз не готовит выпускников, которые будут отвечать данному требованию. Страна переживает смену технологического уклада и в области разработки новых систем вооружения не должна потерять достигнутых результатов.
 
 
Важнейший и принципиальный момент – организация подготовки научных и производственных кадров. Фактическая ликвидация ВВИА имени Н. Е. Жуковского, являвшейся ядром авиационной инженерной науки в России, делает проблему первостепенной. Ставка должна быть сделана на еще сохранившийся кадровый потенциал и приток новых сил. С целью подготовки молодых специалистов в области разработки и производства авиационного ВТО, а также роботизированных БЛА предлагается организовать в профильных вузах, например в МАИ (ТУ) и МГТУ имени Н. Э. Баумана, кафедры «Комплексы высокоточного оружия». Выпускники этих учебных заведений приходили бы в научные организации, на заводы, в испытательные центры, Минобороны России.
 
Не стоит забывать и о подготовке рабочих кадров для производства. Ведь именно там материализуется задуманный проект.
 
Привлечение квалифицированных специалистов потребует систематической, целенаправленной и комплексной организационно-методической работы. Низкий уровень зарплаты, режимность предприятия – факторы, отпугивающие молодых специалистов от ОПК. Им необходимо дать видение перспективы, интересную, увлекательную, творческую работу, материальную заинтересованность на длительный период.
 
Что необходимо предпринять
 
1. Вернуть десятилетиями сложившийся порядок в ОПК по проведению систематических целевых и поисковых НИР. Осуществление указанных работ позволяло не только определять состояние и тенденции развития образцов ВВТ, но и формировать основные тактико-технические требования (ТТТ) к перспективным системам вооружения. Сейчас уже нельзя идти вдогонку за высокотехнологичными разработками ведущих стран мира, повторяя и копируя лучшие образцы. Следует, понимая задачи текущего дня и ближайшего прогнозного периода, выходить на совершенно новые технологические решения с учетом системного подхода.
 
От государственных заказчиков предприятия-разработчики должны получать четкие и внятные научно обоснованные тактико-технические задания (ТТЗ). В этих ТТЗ должно быть четко прописано: когда и какие образцы создавать и за какие деньги. Таким образом, нужно поднять на новый качественный уровень систему военного анализа и перспективного планирования. Заказчику следует взять за правило считать, что только та разработка передовая, которая имеет технические решения на уровне изобретений, то есть защищена патентами.
 
Обращаясь к истории, которая, как мы знаем, ничему не учит, уместно напомнить, что начальник управления сухопутными войсками (Chef der Heeresleitung) Германии в 1920–1926 годах фон Сект считал, что не следует заниматься накоплением запасов быстро устаревающего оружия. Его цель состояла в том, чтобы поощрять исследования и новые разработки. Когда наступит время для полномасштабного перевооружения, он хотел бы иметь образцы и прототипы, которые можно быстро запустить в массовое производство.
 
2. Сосредоточить основное внимание на узловых, ключевых направлениях развития с обеспечением их приоритетного финансирования и исключить в будущем дублирование в разработках. Исключить оправдание необходимости загружать конкретные оборонные предприятия. Необходимо провести инвентаризацию производств и определить их функции. Все сохраненные для ОПК предприятия должны быть обеспечены заказами.
 
3. Для создания опережающих мировой уровень образцов авиационного ВТО важна роль основного предприятия – головного исполнителя. Данное предприятие должно иметь научную, опытно-производственную и испытательную базу. На нем должен формироваться основной технический облик образцов ВТО, а также их основных составных частей. Предприятие должно быть оснащено передовыми лабораториями по отработке на этапе лабораторных или опытных образцов систем наведения и управления, аэродинамических узлов, энергопитания. Специализированные предприятия могут быть подключены на этапах окончательной отработки и серийного производства. Как показывает практика, львиная доля финансовых затрат уходит смежным организациям и предприятиям. Они начинают диктовать свои требования, иногда не в пользу общего дела.
 
4. В ближайшем будущем необходимо уделить внимание разработке унифицированного с ракетами класса «воздух-поверхность» бортового оборудования УАБ, включающего системы наведения и управления, источники энергопитания, средства автоматического распознавания, средства информационного бесконтактного сопряжения с носителем. Обеспечить акцент на необходимых аэродинамических качествах, маневренности и малозаметности, создании малогабаритных каналов связи, работе в системе сетецентрического управления боевыми действиями.
 
5. Не располагая такими финансовыми ресурсами на проведение теоретических и экспериментальных работ, как ведущие страны, например США, Великобритания, Франция, надо сосредоточить внимание на допроектных проработках. Еще на стадии тематического планирования формировать основные направления развития перспективных образцов авиационного ВТО. Усилить научно-теоретическое обоснование предлагаемых проектов на базе предварительно рассмотренных альтернативных вариантов. В настоящее время этому уделяется ничтожное внимание. Создание простых и доступных методических разработок по выбору наилучших (рациональных, предпочтительных) образцов вооружения могло бы сэкономить государству значительные финансовые средства и в то же время помочь выбрать для реализации уникальные проекты. Сочетание современного математического аппарата и информационных технологий позволяет создать эффективные системы поддержки принятия решений (СППР). Такие автоматизированные СППР в области военных технологий уже частично разработаны и апробированы. В частности, информационно-аналитическая система «Оценка и выбор», разработанная с участием ОАО «Регион». Полагаться только на интуицию и опыт главного конструктора или мнение представителя заказчика, МО РФ в век информационных технологий будет неправильным.
 
6. Существенно повысить уровень оплаты труда разработчиков ВВТ (в три-четыре раза). При этом обеспечить продуманные меры и условия комплексного характера, которые требуют особого обсуждения. В каждом секторе оборонной отрасли необходимо создать рабочие группы из представителей ведущих предприятий, которые бы сформулировали перечень приоритетных мер. Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ (ВПК) с участием представителей законодательных органов, военных и гражданских образовательных учреждений выработать системные предложения и мероприятия по подъему ОПК. Точечное разрешение возникающих затруднений не позволит решить данный вопрос в целом.
 
7. Доработать стандарты, касающиеся процесса разработки изделий. Существующие нормативы по разработкам образцов авиационного ВТО сложились в период, когда отсутствовали компьютерные технологии. Для каждой отрасли, в том числе и для каждого типа ВВТ, должен быть определен четко регламентированный порядок создания изделия. Это позволит существенно сократить время, а также финансовые и трудовые ресурсы. Надо не полагаться на то, что рыночные отношения все поставят на место, а разработать стандарты для предприятий по специфике их области деятельности. Требуется разработать план коренного перевооружения предприятий на новые современные технологии проектирования и производства высокотехнологичных образцов вооружения.
 
8. Существенно повысить эффективность проектирования изделий. Для этого надо воспользоваться бесценным опытом, который уже давно сложился на Западе в области автомобиле- и самолетостроения. Ведь именно там создаются высококонкурентные образцы, работающие в условиях рынка.
 
9. В настоящее время сложившаяся структура по научному обоснованию ТТТ к современным и перспективным образцам авиационного ВТО не отвечает запросам по формированию высокотехнологичных образцов вооружения. Существовавшая школа подготовки научных кадров в области создания, производства и эксплуатации образцов вооружения разрушена. Оружие должно создаваться не изолированно, а в комплексе. Хорошо известен зарубежный опыт, когда фирма, корпорация разрабатывают не только самолет-носитель, но и оружие для него. Таким образом, по одной задуманной идее создается проект, а затем воплощается реально авиационный комплекс вооружения.
 
10. Консолидировать усилия, объединить оставшиеся научные и производственные силы в интересах решения задач ОПК.
 
Обратимся к воспоминаниям Густава Круппа, известного немецкого промышленника: «Если когда-нибудь произойдет воскрешение Германии, если даже она сможет сбросить с себя цепи Версаля, то в этом случае фирме необходимо подготовиться. Оборудование уничтожено, станки разрушены, но осталась одна вещь – люди в конструкторских бюро и в цехах, которые в удачном сотрудничестве довели производство оружия до последнего совершенства. Их умение необходимо сберечь так же, как их огромные ресурсы знания и опыта. Мне пришлось отстаивать фирму «Крупп» как комбинат по производству вооружения для отдаленного будущего, несмотря ни на какие препятствия».
 
Считаем, необходимо создавать центры по разработке высокотехнологичного оружия (по классам оружия или даже по типам) на базе профильного предприятия, специализированных кафедр военных и гражданских учебных заведений и лабораторий РАН, в которых еще остались высококвалифицированные специалисты и ученые. Существующая организация работ, даже внутри корпораций, очень забюрократизирована, не учитывает новые экономические условия, не удовлетворяет современным требованиям оперативности, во многом сковывает действия предприятия-разработчика.
 
В ОПК должны прийти люди подготовленные, желающие не только хорошо зарабатывать, но и увлеченные, изобретательные, нестандартно мыслящие. Только тогда можно получить ожидаемый эффект. Надо всемерно, в том числе и материально, заинтересовать работников в повышении своего профессионального уровня и приобретении научных знаний, стимулировать этот процесс. По существу так же, как и в силовых структурах и других сферах народного хозяйства, мы приходим к выводу, что необходимы обновление, переаттестация кадров. Работники, занимающие ведущие научные и технические должности, должны пройти конкурсный отбор. На должности руководителей должны вставать действительно лучшие, высокопрофессиональные работники, специалисты своего дела, генераторы идей.
 
Сейчас создалась обстановка, напоминающая конец 40-х – начало 50-х годов XX века. Тогда шла подготовка специалистов по актуальным направлениям – в области радиолокации, ракетной техники. Для интенсификации процесса необходимо создание специализированных академий или курсов по овладению высокими технологиями (в том числе информационными), современными методами разработки, выбора и создания высокотехнологичных образцов ВВТ.
 
11. Сохранить советский научно-технический задел. Несмотря на стремительное развитие технологий и повышение ТТТ к создаваемым образцам, можно уверенно сказать, что в СССР на каждом предприятии такой задел был создан. Его анализ (с участием тех же работников предприятия, которые участвовали в прежних работах) позволил бы сформировать передовые технические решения, отвечающие задачам сегодняшнего дня и перспективным требованиям. В противном случае многие ценные предложения могут быть просто забыты, так как идет смена поколений специалистов в условиях отсутствия преемственности.
 
12. Предусмотреть доплату к заработной плате за овладение тем или иным программным средством, за совмещение профессий. Вместо кульмана у работника появилось автоматизированное рабочее место (АРМ). Разработчик, конструктор, проектант должны заниматься исключительно своим делом. Чтобы АРМ эффективно использовалось, оно должно иметь надлежащее программное обеспечение, а работник не отвлекаться на настройку АРМ. Этим должны заниматься специально подготовленные специалисты. Необходимо поощрять творческий рост, приобретение теоретических и практических знаний, стремление интересоваться новинками в своей области. Со стороны государства должен быть предпринят ряд мер по повышению престижа научного и инженерного труда, охраны интеллектуальной собственности. Надо вернуть разумное соотношение числа инженеров и техников, руководителей и исполнителей.
 
13. Повысить эффективность проводимых НИОКР за счет уже давно забытого принципа научной организации труда. Например, создать АРМ как для подготовки документации, так и для каждодневной переписки. Практика показывает, что значительная доля времени (до 40 процентов) ведущих специалистов уходит на текущий документооборот, согласование и утверждение руководством. Этот процесс должен упроститься. Специалист должен заниматься непосредственно своим делом в соответствии с функциональными обязанностями. Казалось бы, это мелкие вопросы и мало кто их ставит, но вся наша жизнь состоит из таких мелочей, они определяют фактически положение вещей.
 
В структуре предприятий должно быть лицо, подразделение, в задачу которых входило бы формирование предложений по повышению эффективности труда, экономии ресурсов. Для наиболее подготовленных, целеустремленных людей необходима комплексная подготовка как будущих ведущих специалистов или главных конструкторов. Для этого они должны поработать в основных подразделениях по полгода, по году на всех этапах создания (жизненного цикла) образца ВВТ.
 
14. На каждом предприятии ОПК должно быть сильное научное подразделение, в задачу которого входили бы анализ и формирование новых научных направлений и перспективного технического облика образцов ВВТ.
 
В большинстве случаев в настоящее время на предприятиях имеются формальные штатные структуры, которые совершенно не отвечают задачам, сформулированным председателем ВПК при правительстве РФ Д. О. Рогозиным: «…мы обязаны отказаться от идеи «догнать и перегнать»… И вряд ли мы в короткий срок соберем силы и возможности, которые позволили бы на неимоверных скоростях догнать высокотехнологичные страны. Это и не нужно делать. Нужно другое, гораздо более сложное… Нужно рассчитать курс ведения вооруженной борьбы с перспективой до 30 лет, определить эту точку, выйти на нее. Понять, что нам нужно, то есть готовить оружие не завтрашнего и даже не послезавтрашнего дня, а на историческую неделю вперед…»
 
Необходимо понять, что задачи, которые ставятся правительством РФ, могут быть решены не только при обеспечении тех мер, о которых говорилось, Они являются необходимыми, но недостаточными. Надо понять, что все определяют люди, их знания, опыт, убежденность. Необходимо создать на всех предприятиях ОПК, в отрасли в целом такую атмосферу, чтобы каждый специалист, каждый работник был горд за то, что он участвует в общем большом и благородном деле по обеспечению обороноспособности Российской Федерации.
 
Сергей Семенов, руководитель группы анализа и перспективных исследований по авиационному направлению ОАО «ГНПП «Регион», кандидат технических наук
 
Леонид Балахонов, начальник отдела перспективного планирования и анализа ОАО «ГНПП «Регион»



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer