Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Следование в фарватере чужих разработок — часть II


4 июля 2012 года Леонид Балахонов, Сергей Семенов, ВПК


Еженедельник «Военно-промышленный курьер» печатает вторую часть статьи, посвященной не только разработке и производству современных и перспективных образцов ВТО, но и возрождению российской «оборонки».

 

О подготовке специалистов
 
Авиационное ВТО уже на протяжении десятилетий сформировалось в самостоятельный вид вооружения, который бурно развивается на основе новых высоких, в том числе информационных технологий. Необходимо аккумулировать комплекс знаний из различных областей науки и техники (синергетика), уметь работать с информацией и творчески синтезировать полученные знания в разрабатываемом объекте. Для этого нужно совершенно иное технологическое мировоззрение. Однако ни один наш специализированный вуз не готовит выпускников, которые будут отвечать данному требованию. Страна переживает смену технологического уклада и в области разработки новых систем вооружения не должна потерять достигнутых результатов.
 
 
Важнейший и принципиальный момент – организация подготовки научных и производственных кадров. Фактическая ликвидация ВВИА имени Н. Е. Жуковского, являвшейся ядром авиационной инженерной науки в России, делает проблему первостепенной. Ставка должна быть сделана на еще сохранившийся кадровый потенциал и приток новых сил. С целью подготовки молодых специалистов в области разработки и производства авиационного ВТО, а также роботизированных БЛА предлагается организовать в профильных вузах, например в МАИ (ТУ) и МГТУ имени Н. Э. Баумана, кафедры «Комплексы высокоточного оружия». Выпускники этих учебных заведений приходили бы в научные организации, на заводы, в испытательные центры, Минобороны России.
 
Не стоит забывать и о подготовке рабочих кадров для производства. Ведь именно там материализуется задуманный проект.
 
Привлечение квалифицированных специалистов потребует систематической, целенаправленной и комплексной организационно-методической работы. Низкий уровень зарплаты, режимность предприятия – факторы, отпугивающие молодых специалистов от ОПК. Им необходимо дать видение перспективы, интересную, увлекательную, творческую работу, материальную заинтересованность на длительный период.
 
Что необходимо предпринять
 
1. Вернуть десятилетиями сложившийся порядок в ОПК по проведению систематических целевых и поисковых НИР. Осуществление указанных работ позволяло не только определять состояние и тенденции развития образцов ВВТ, но и формировать основные тактико-технические требования (ТТТ) к перспективным системам вооружения. Сейчас уже нельзя идти вдогонку за высокотехнологичными разработками ведущих стран мира, повторяя и копируя лучшие образцы. Следует, понимая задачи текущего дня и ближайшего прогнозного периода, выходить на совершенно новые технологические решения с учетом системного подхода.
 
От государственных заказчиков предприятия-разработчики должны получать четкие и внятные научно обоснованные тактико-технические задания (ТТЗ). В этих ТТЗ должно быть четко прописано: когда и какие образцы создавать и за какие деньги. Таким образом, нужно поднять на новый качественный уровень систему военного анализа и перспективного планирования. Заказчику следует взять за правило считать, что только та разработка передовая, которая имеет технические решения на уровне изобретений, то есть защищена патентами.
 
Обращаясь к истории, которая, как мы знаем, ничему не учит, уместно напомнить, что начальник управления сухопутными войсками (Chef der Heeresleitung) Германии в 1920–1926 годах фон Сект считал, что не следует заниматься накоплением запасов быстро устаревающего оружия. Его цель состояла в том, чтобы поощрять исследования и новые разработки. Когда наступит время для полномасштабного перевооружения, он хотел бы иметь образцы и прототипы, которые можно быстро запустить в массовое производство.
 
2. Сосредоточить основное внимание на узловых, ключевых направлениях развития с обеспечением их приоритетного финансирования и исключить в будущем дублирование в разработках. Исключить оправдание необходимости загружать конкретные оборонные предприятия. Необходимо провести инвентаризацию производств и определить их функции. Все сохраненные для ОПК предприятия должны быть обеспечены заказами.
 
3. Для создания опережающих мировой уровень образцов авиационного ВТО важна роль основного предприятия – головного исполнителя. Данное предприятие должно иметь научную, опытно-производственную и испытательную базу. На нем должен формироваться основной технический облик образцов ВТО, а также их основных составных частей. Предприятие должно быть оснащено передовыми лабораториями по отработке на этапе лабораторных или опытных образцов систем наведения и управления, аэродинамических узлов, энергопитания. Специализированные предприятия могут быть подключены на этапах окончательной отработки и серийного производства. Как показывает практика, львиная доля финансовых затрат уходит смежным организациям и предприятиям. Они начинают диктовать свои требования, иногда не в пользу общего дела.
 
4. В ближайшем будущем необходимо уделить внимание разработке унифицированного с ракетами класса «воздух-поверхность» бортового оборудования УАБ, включающего системы наведения и управления, источники энергопитания, средства автоматического распознавания, средства информационного бесконтактного сопряжения с носителем. Обеспечить акцент на необходимых аэродинамических качествах, маневренности и малозаметности, создании малогабаритных каналов связи, работе в системе сетецентрического управления боевыми действиями.
 
5. Не располагая такими финансовыми ресурсами на проведение теоретических и экспериментальных работ, как ведущие страны, например США, Великобритания, Франция, надо сосредоточить внимание на допроектных проработках. Еще на стадии тематического планирования формировать основные направления развития перспективных образцов авиационного ВТО. Усилить научно-теоретическое обоснование предлагаемых проектов на базе предварительно рассмотренных альтернативных вариантов. В настоящее время этому уделяется ничтожное внимание. Создание простых и доступных методических разработок по выбору наилучших (рациональных, предпочтительных) образцов вооружения могло бы сэкономить государству значительные финансовые средства и в то же время помочь выбрать для реализации уникальные проекты. Сочетание современного математического аппарата и информационных технологий позволяет создать эффективные системы поддержки принятия решений (СППР). Такие автоматизированные СППР в области военных технологий уже частично разработаны и апробированы. В частности, информационно-аналитическая система «Оценка и выбор», разработанная с участием ОАО «Регион». Полагаться только на интуицию и опыт главного конструктора или мнение представителя заказчика, МО РФ в век информационных технологий будет неправильным.
 
6. Существенно повысить уровень оплаты труда разработчиков ВВТ (в три-четыре раза). При этом обеспечить продуманные меры и условия комплексного характера, которые требуют особого обсуждения. В каждом секторе оборонной отрасли необходимо создать рабочие группы из представителей ведущих предприятий, которые бы сформулировали перечень приоритетных мер. Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ (ВПК) с участием представителей законодательных органов, военных и гражданских образовательных учреждений выработать системные предложения и мероприятия по подъему ОПК. Точечное разрешение возникающих затруднений не позволит решить данный вопрос в целом.
 
7. Доработать стандарты, касающиеся процесса разработки изделий. Существующие нормативы по разработкам образцов авиационного ВТО сложились в период, когда отсутствовали компьютерные технологии. Для каждой отрасли, в том числе и для каждого типа ВВТ, должен быть определен четко регламентированный порядок создания изделия. Это позволит существенно сократить время, а также финансовые и трудовые ресурсы. Надо не полагаться на то, что рыночные отношения все поставят на место, а разработать стандарты для предприятий по специфике их области деятельности. Требуется разработать план коренного перевооружения предприятий на новые современные технологии проектирования и производства высокотехнологичных образцов вооружения.
 
8. Существенно повысить эффективность проектирования изделий. Для этого надо воспользоваться бесценным опытом, который уже давно сложился на Западе в области автомобиле- и самолетостроения. Ведь именно там создаются высококонкурентные образцы, работающие в условиях рынка.
 
9. В настоящее время сложившаяся структура по научному обоснованию ТТТ к современным и перспективным образцам авиационного ВТО не отвечает запросам по формированию высокотехнологичных образцов вооружения. Существовавшая школа подготовки научных кадров в области создания, производства и эксплуатации образцов вооружения разрушена. Оружие должно создаваться не изолированно, а в комплексе. Хорошо известен зарубежный опыт, когда фирма, корпорация разрабатывают не только самолет-носитель, но и оружие для него. Таким образом, по одной задуманной идее создается проект, а затем воплощается реально авиационный комплекс вооружения.
 
10. Консолидировать усилия, объединить оставшиеся научные и производственные силы в интересах решения задач ОПК.
 
Обратимся к воспоминаниям Густава Круппа, известного немецкого промышленника: «Если когда-нибудь произойдет воскрешение Германии, если даже она сможет сбросить с себя цепи Версаля, то в этом случае фирме необходимо подготовиться. Оборудование уничтожено, станки разрушены, но осталась одна вещь – люди в конструкторских бюро и в цехах, которые в удачном сотрудничестве довели производство оружия до последнего совершенства. Их умение необходимо сберечь так же, как их огромные ресурсы знания и опыта. Мне пришлось отстаивать фирму «Крупп» как комбинат по производству вооружения для отдаленного будущего, несмотря ни на какие препятствия».
 
Считаем, необходимо создавать центры по разработке высокотехнологичного оружия (по классам оружия или даже по типам) на базе профильного предприятия, специализированных кафедр военных и гражданских учебных заведений и лабораторий РАН, в которых еще остались высококвалифицированные специалисты и ученые. Существующая организация работ, даже внутри корпораций, очень забюрократизирована, не учитывает новые экономические условия, не удовлетворяет современным требованиям оперативности, во многом сковывает действия предприятия-разработчика.
 
В ОПК должны прийти люди подготовленные, желающие не только хорошо зарабатывать, но и увлеченные, изобретательные, нестандартно мыслящие. Только тогда можно получить ожидаемый эффект. Надо всемерно, в том числе и материально, заинтересовать работников в повышении своего профессионального уровня и приобретении научных знаний, стимулировать этот процесс. По существу так же, как и в силовых структурах и других сферах народного хозяйства, мы приходим к выводу, что необходимы обновление, переаттестация кадров. Работники, занимающие ведущие научные и технические должности, должны пройти конкурсный отбор. На должности руководителей должны вставать действительно лучшие, высокопрофессиональные работники, специалисты своего дела, генераторы идей.
 
Сейчас создалась обстановка, напоминающая конец 40-х – начало 50-х годов XX века. Тогда шла подготовка специалистов по актуальным направлениям – в области радиолокации, ракетной техники. Для интенсификации процесса необходимо создание специализированных академий или курсов по овладению высокими технологиями (в том числе информационными), современными методами разработки, выбора и создания высокотехнологичных образцов ВВТ.
 
11. Сохранить советский научно-технический задел. Несмотря на стремительное развитие технологий и повышение ТТТ к создаваемым образцам, можно уверенно сказать, что в СССР на каждом предприятии такой задел был создан. Его анализ (с участием тех же работников предприятия, которые участвовали в прежних работах) позволил бы сформировать передовые технические решения, отвечающие задачам сегодняшнего дня и перспективным требованиям. В противном случае многие ценные предложения могут быть просто забыты, так как идет смена поколений специалистов в условиях отсутствия преемственности.
 
12. Предусмотреть доплату к заработной плате за овладение тем или иным программным средством, за совмещение профессий. Вместо кульмана у работника появилось автоматизированное рабочее место (АРМ). Разработчик, конструктор, проектант должны заниматься исключительно своим делом. Чтобы АРМ эффективно использовалось, оно должно иметь надлежащее программное обеспечение, а работник не отвлекаться на настройку АРМ. Этим должны заниматься специально подготовленные специалисты. Необходимо поощрять творческий рост, приобретение теоретических и практических знаний, стремление интересоваться новинками в своей области. Со стороны государства должен быть предпринят ряд мер по повышению престижа научного и инженерного труда, охраны интеллектуальной собственности. Надо вернуть разумное соотношение числа инженеров и техников, руководителей и исполнителей.
 
13. Повысить эффективность проводимых НИОКР за счет уже давно забытого принципа научной организации труда. Например, создать АРМ как для подготовки документации, так и для каждодневной переписки. Практика показывает, что значительная доля времени (до 40 процентов) ведущих специалистов уходит на текущий документооборот, согласование и утверждение руководством. Этот процесс должен упроститься. Специалист должен заниматься непосредственно своим делом в соответствии с функциональными обязанностями. Казалось бы, это мелкие вопросы и мало кто их ставит, но вся наша жизнь состоит из таких мелочей, они определяют фактически положение вещей.
 
В структуре предприятий должно быть лицо, подразделение, в задачу которых входило бы формирование предложений по повышению эффективности труда, экономии ресурсов. Для наиболее подготовленных, целеустремленных людей необходима комплексная подготовка как будущих ведущих специалистов или главных конструкторов. Для этого они должны поработать в основных подразделениях по полгода, по году на всех этапах создания (жизненного цикла) образца ВВТ.
 
14. На каждом предприятии ОПК должно быть сильное научное подразделение, в задачу которого входили бы анализ и формирование новых научных направлений и перспективного технического облика образцов ВВТ.
 
В большинстве случаев в настоящее время на предприятиях имеются формальные штатные структуры, которые совершенно не отвечают задачам, сформулированным председателем ВПК при правительстве РФ Д. О. Рогозиным: «…мы обязаны отказаться от идеи «догнать и перегнать»… И вряд ли мы в короткий срок соберем силы и возможности, которые позволили бы на неимоверных скоростях догнать высокотехнологичные страны. Это и не нужно делать. Нужно другое, гораздо более сложное… Нужно рассчитать курс ведения вооруженной борьбы с перспективой до 30 лет, определить эту точку, выйти на нее. Понять, что нам нужно, то есть готовить оружие не завтрашнего и даже не послезавтрашнего дня, а на историческую неделю вперед…»
 
Необходимо понять, что задачи, которые ставятся правительством РФ, могут быть решены не только при обеспечении тех мер, о которых говорилось, Они являются необходимыми, но недостаточными. Надо понять, что все определяют люди, их знания, опыт, убежденность. Необходимо создать на всех предприятиях ОПК, в отрасли в целом такую атмосферу, чтобы каждый специалист, каждый работник был горд за то, что он участвует в общем большом и благородном деле по обеспечению обороноспособности Российской Федерации.
 
Сергей Семенов, руководитель группы анализа и перспективных исследований по авиационному направлению ОАО «ГНПП «Регион», кандидат технических наук
 
Леонид Балахонов, начальник отдела перспективного планирования и анализа ОАО «ГНПП «Регион»



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer