Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Военно-промышленная неустойка на 4 миллиарда


5 июля 2012 года Лев Македонов, Газета.ru


Иран собирается отсудить у России $4 млрд за непоставку зенитно-ракетных комплексов С-300. Соответствующий иск в международные арбитражные инстанции Женевы был подан более года назад. У этого дела мало перспектив, уверены источники в российском ВПК: Москва сошлется на то, что просто выполняла обязательства перед Совбезом ООН, наложившим на Иран санкции.

 

Иран пытается наказать Россию за отказ поставлять исламской республике ракетно-зенитные комплексы С-300, контракт по которым Москва заморозила летом позапрошлого года, объяснив это необходимостью выполнять требования резолюции Совбеза ООН, наложившей на Тегеран торгово-экономические санкции.
 
Сумма иска, предъявленного Ираном к России и рассматривающегося международном арбитраже Женевы, составляет $3 985 159 773,32, об этом стало известно в четверг.
 
Истцом в деле выступает министерство обороны Ирана и The Aerospace Industries Organisation, головное предприятие иранского ВПК, отвечающее за военное ракетостроение. Ответчиком является российский монополист на рынке экспорта вооружений компания «Рособоронэкспорт», в годовом отчете которой, опубликованном в четверг, раскрыты подробности тяжбы. Иск был подан иранской стороной еще 13 апреля 2011 года без особой огласки.
 
Скандал вышел наружу только несколько месяцев, когда на пресс-конференции в Москве иранский посол Махмуд Реза Саджади объявил, что его страна подает на Россию в международный суд (тогда речь шла о Международном суде ООН). «Юридически мы считаем, что отгрузка С-300 не входит в резолюцию Совбеза ООН. Мы направили свой иск, чтобы решение суда помогло России осуществить эти поставки, чтобы у России был юридический козырь», — говорил тогда Саджади. О финансовой составляющей претензий иранской стороны дипломат не обмолвился ни словом.
 
Пять лет назад Москва и Тегеран заключили договор на поставку пяти дивизионов С-300, причем сделка долгое время держалась в секрете. После того как о ней было объявлено официально, эксперты начали гадать о сумме контракта, сойдясь на цифре примерно в $800 млн. Выполнение контракта стало политической картой в большой игре, которую Москва вела с Вашингтоном: недопущение вооружения Ирана хоть и не самыми новыми, но эффективными средствами ПВО было принципиальным моментом для американцев. Не потерял этот вопрос актуальности с приходом к власти в США Барака Обамы: начав в 2009 году «перезагрузку», две страны сошлись на том, что с поставками вооружений Тегерану можно и погодить, а когда в июне 2010 года Совбез ООН решил наказать исламскую республику за упорное нежелание сделать свою национальную ядерную программу прозрачной, эмбарго на поставки вооружений в Иран стали одной из главных составляющих санкций. Москва этот пакет мер в отношении Тегерана поддержала, надолго подпортив отношения с прежним союзником. ЗРК так и не были переправлены в Иран, хотя глава российского МИДа Сергей Лавров и утверждал, что С-300 — оружие оборонительное и, следовательно, не может подпадать под действие санкционных мер.
 
Осенью того года Москва свою позицию уточнила: в указе тогдашнего президента Дмитрия Медведева «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1929 от 9 июня 2010 года» в список запрещенных к поставке в Тегеран вооружений попали и С-300.
 
Иск в женевский арбитраж был подан полгода спустя.
 
Дата рассмотрения иска в Женеве так и не назначена. Источник «Интерфакса» в российских военно-промышленных кругах выразил уверенность в том, что он вообще вряд ли будет рассмотрен.
 
«Выполнение контракта было приостановлено в связи с введением международных санкций на поставку в Иран оружия. Россия, как известно, официально объявила о том, что аннулирует контракт по С-300 и возвращает полученный аванс в сумме $166,8 млн», — заявил он. Откуда взялась цифра почти в $4 млрд, он не указывает. Руководитель Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов перечислил для «Газеты.Ru» возможные составляющие этой суммы: «Во-первых, сумма в $800 млн была оценочной, она вполне могла быть и выше $1 млрд, во-вторых, иранцы понимают, что по сравнению с 2007 годом доллар обесценился, в-третьих, они наверняка что-то подстроили в своей системе ПВО под С-300, и это могло рассыпаться, и, наконец, для них это моральный ущерб». Правда, Пухов полагает в отличие от представителя ВПК, что иск к «Рособоронэкспорту» вполне может быть и удовлетворен.
 
Россия возвращала Ирану только аванс, о неустойке речи не было, в январе этого года рассказывал глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов, опровергнув посла Саджади, объявившего о выплате российской стороной штрафа за разрыв соглашений за несколько дней до этого.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer