Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


От количества к качеству


15 августа 2012 года Василий Сычев, Lenta.ru


После окончания Второй мировой войны победители и проигравшие вступили в новую, "холодную войну", основными противниками в которой стали Североатлантический альянс и страны Варшавского договора. Вялотекущее политическое противостояние дало мощный толчок развитию различных технологий, использовавшихся в первую очередь в военной авиации. Именно на ВВС руководство Советского Союза делало одну из основных ставок.

Первое поколение
 
В послевоенные годы конструкторские бюро, работавшие в СССР, ориентировались на создание самолетов с принципиально новыми силовыми установками, которые были бы эффективнее и надежнее широко использовавшихся до этого поршневых двигателей. Такие самолеты дали бы возможность советским ВВС выполнять более сложные маневры и развивать большие скорости, а значит получить боевое преимущество над ВВС потенциального противника.
 
Разработка самолета на реактивной тяге началась в СССР в 1943-1944 годах, а первый полет прототипа такого летательного аппарата состоялся в марте 1945 года. В ходе испытаний самолет сумел развить скорость свыше 800 километров в час. Для сравнения, самый быстрый поршневой истребитель Второй мировой войны - Do.335A - мог развивать скорость до 760 километров в час.
 
Уже в апреле 1946 года началось серийное производство сразу двух советских реактивных самолетов Як-15 и МиГ-9, условно относящихся к первому поколению. Они могли развивать скорость до 800 и 900 километров в час соответственно. При этом от США и Великобритании с точки зрения начала эксплуатации реактивных самолетов СССР отстал в среднем на два года. Так, ВВС Великобритании начали выполнять полеты на реактивном Gloster Meteor в 1944 году, а США на F-80 - в 1945 году. Франция, в прошлом один из основных союзников СССР, создала собственный реактивный самолет MD.450 Ouragan только к 1952 году.
 
Увеличение скорости боевых самолетов стало причиной пересмотра всех существовавших наставлений по выполнению полетов, но главное - по внедрению в летательные аппараты новых радиоэлектронных устройств и систем, позволявших повысить точность стрельбы и бомбометания. Наконец, самолеты стали достаточно сложными для ручной посадки, и все существовавшие в стране аэродромы начали переоборудовать для посадки летательных аппаратов по приборам, "вслепую".
 
Параллельно проводилась новая реформа военно-воздушных сил. В 1946 году ВВС РККА были переименованы в ВВС СССР. К этому времени военно-воздушные силы подразделялись на фронтовую авиацию, дальнюю авиацию, воздушно-десантные войска, десантно-транспортную авиацию и войска противовоздушной обороны. В 1946 году воздушно десантные войска были выведены из состава ВВС СССР, в 1948 году то же произошло и с войсками ПВО. Десантно-транспортная авиация стала сначала транспортно-десантной, а затем - военно-транспортной.
 
К концу 1940-х годов на вооружение ВВС СССР начали поступать новые реактивные самолеты, в том числе МиГ-15 и Ла-15, а фронтовая авиация получила первый реактивный бомбардировщик Ил-28; простой в пилотировании самолет мог выполнять полеты ночью и в сложных погодных условиях. В 1950-х годах именно Ил-28 стали основными носителями тактического ядерного оружия.
 
В преображенном виде ВВС СССР приняли активное участие в Корейской войне 1950-1953 годов, в которой фактически напрямую противостояли ВВС США. В Корее воевали преимущественно новые советские самолеты МиГ-15 и МиГ-15бис, которые противостояли американским F-86 Sabre. Советские воздушные части действовали в составе 64-го истребительного авиакорпуса, базировавшегося на территории Китая. Любопытно, что советские летчики при этом были одеты в китайскую форму, а самолеты имели опознавательные знаки ВВС Китая.
 
В целом, ВВС СССР в ходе конфликта действовали успешно, однако противостояние с НАТО было уравновешено численным преимуществом авиации западной коалиции. За всю войну ВВС СССР потеряли 354 самолета, в то время как советскими летчиками были сбиты 1097 самолетов противника.
 
В феврале 1950 года летчик-испытатель Иван Иващенко на серийном истребителе МиГ-17 в пикировании впервые превысил скорость звука, фактически положив начало эре сверхзвуковой авиации. Советские конструкторские бюро в это время уже проводили исследования, целью которых был поиск возможности преодолеть звуковой барьер. В частности, проводились эксперименты со стреловидным крылом, позволявшим снизить лобовое сопротивление и отсрочить наступление волнового кризиса при приближении к околозвуковым скоростям.
 
В 1955 году на вооружение ВВС СССР поступил первый сверхзвуковой истребитель МиГ-19, способный развивать скорость до 1,45 тысячи километров в час. Тем не менее, несмотря на большой скачок в развитии реактивной авиации, самолеты по большому счету мало отличались от своих поршневых предшественников - радарами оснащались только специальные летательные аппараты, а основным вооружением оставалось ракетно-пушечное. Первый прорыв был сделан в 1956-1957 году, когда на вооружение начали поступать управляемые ракеты класса "воздух-воздух".
 
Одновременно с активным развитием реактивной истребительной и фронтовой авиации, все большее значение в "холодной войне" стала приобретать дальняя авиация. Для сокращения времени подлета к территории США советские ВВС начали активно осваивать аэродромы на Крайнем Севере. В войска поступили новые бомбардировщики Ту-16, М-4, 3М и Ту-95. Последние два благодаря межконтинентальной дальности полета снизили необходимость в аэродромах, расположенных в непосредственной близости от границ США.
 
При этом в структуре ВВС были произведены очередные изменения. Так, в 1956 году была ликвидирована штурмовая авиация (восстановлена только в 1980-х годах), а на смену ей пришла истребительно-бомбардировочная. Новой структуре ВВС отводилась роль поддержки сухопутных войск и ВМФ СССР; летчики должны были уничтожать важные военные и инфраструктурные объекты противника.
 
Второе поколение
 
К началу 1960-х годов советская авиация уже практически полностью перешла на самолеты, способные развивать сверхзвуковую скорость. В номенклатуру их вооружения уже входили ракеты классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность". Таким образом, авиация СССР получила высокие шансы на прорыв системы ПВО потенциального противника, сформировавшуюся в тот период. Во второй половине 1950-х годов в войска начали поступать боевые самолеты второго поколения, основной отличительной чертой которых было наличие радиолокационных станций. Благодаря такому усовершенствованию самолеты стали всепогодными.
 
В 1955 году был создан фронтовой истребитель Су-7, принятый на вооружение в 1960 году, а с 1958 года в войска начали поступать истребители МиГ-21. Эти самолеты уже были способны развивать скорость свыше двух тысяч километров в час, оснащались мощным пушечным вооружением, а также были способны нести управляемые и неуправляемые ракеты. В 1959 году ВВС СССР получили реактивный истребитель второго поколения Су-9; он стал одним из первых советских самолетов с треугольным в плане крылом и первым в мире самолетом-перехватчиком (предельная скорость - 2230 километров в час).
 
В течение 1960-х годов на вооружение ВВС СССР в больших количествах поступали истребители МиГ-21, Су-7, Су-9, Су-11. Бомбардировочная авиация плавно переходила на самолеты, способные развивать большие скорости. В частности, был разработан сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22, развивавший скорость до 1,5 тысячи километров в час. Этот самолет создавался специально для нанесения ударов по военно-морским силам НАТО.
 
Одновременно с бурным развитием военного самолетостроения велась разработка и вертолетной техники, которой отводилась преимущественно транспортная роль. С начала 1950-х годов в войска поступали вертолеты Ми-1, Ми-2, Ми-4 и Ми-6. Они использовались для перевозки техники и военнослужащих, однако сугубо боевых задач пока не выполняли. В редких случаях вооружение устанавливалось на вертолеты Ми-2, однако в массовом порядке в боевых целях они не применялись. Основным преимуществом вертолетной техники считалась возможность вертикального взлета и посадки на небольших площадках и, соответственно, относительно оперативная доставка войск и техники в недоступные для самолетной авиации районы.
 
По мере поступления на вооружение новой техники менялись и представления о способах применения дальней и фронтовой авиации. Этому способствовало, в частности, оснащение боевых самолетов вооружением, позволявшим поражать объекты противника на большой дальности, иногда без непосредственного захода в районы, прикрываемые системами ПВО. Истребительная авиация все чаще играла роль перехвата различных целей по команде с наземного центра. Активно начала развиваться транспортная авиация, способная доставлять войска с техникой и вооружением в глубокий тыл противника.
 
Следует отметить, что советским ВВС по техническому оснащению удавалось сохранять паритет с военно-воздушными силами стран блока НАТО. Основными конкурентами в воздушном пространстве с советскими самолетами были американские F-104 (этот самолет был крайне сложен в управлении и авариен, из-за чего получил прозвище "Вдоводел"), F-4, F-8 и F-105, а также французские Mirage-III и Mirage-IV. Многие иностранные самолеты также имели треугольное в плане крыло. Такая форма крыла была распространена, поскольку при необходимом уровне жесткости позволяла самолетам преодолевать звуковой барьер. Однако оно имело и ряд недостатков, главным из которых было снижение управляемости самолета при активном маневрировании.
 
В 1965 году руководство СССР приняло решение вступить в войну во Вьетнаме, начавшуюся в 1957 году. Власти классифицировали действия советских войск в этой стране, как оказание широкомасштабной военно-технической помощи, то есть формально СССР в вооруженном конфликте участия не принимал. При этом ВВС СССР непосредственного участия в боевых действиях не принимали, а активно в войне участвовали только расчеты зенитных ракетных комплексов - их задачей была защита воздушного пространства от действий авиации США.
 
В рамках принятой концепции широкомасштабной помощи СССР занимался поставками во Вьетнам различной военной техники. В частности, до конца войны в 1975 году Вьетнам получил 95 зенитных ракетных комплексов С-75 "Двина", а также 316 боевых самолетов, включая истребители МиГ-17Ф/ПФ, МиГ-19, МиГ-21Ф-13/ПФ/ПФМ/МФ и учебно-тренировочные самолеты МиГ-15УТИ. Кроме того, СССР занимался подготовкой вьетнамских пилотов. Тем не менее, именно эта помощь СССР Вьетнаму обросла множеством легенд, среди которых столкновение самолетов, управляемых советскими пилотами под вьетнамскими именами, с американской авиацией.
 
На рубеже 1960-1970-х годов в СССР начали разрабатываться боевые самолеты следующего, уже третьего поколения. Авиаконструкторы активно экспериментировали с поворотным крылом, позволявшим менять в полете его стреловидность, а значит и в достаточно широких пределах менять аэродинамические характеристики самолетов. Кроме того, большое внимание стало уделяться реактивным самолетам, способным совершать вертикальный взлет и посадку.
 
(Продолжение следует)



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer