Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Страховка от власти


24 августа 2012 года Георгий Осипов, Газета.ru


Гуманная российская бюрократия признает свою опасность для населения и предлагает ввести обязательное страхование от последствий чиновничьих ошибок или умыслов.

 

Глава Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько в интервью «Российской газете», говоря о банкротстве Wind Jet, предложил гражданам страховаться на такие случаи, доплачивая по 30—60 руб. за каждый авиабилет. Как бы, выходит, от несчастного случая, от которого нельзя зарекаться.
 
На самом деле российскую часть истории финансового падения злополучного итальянского авиаперевозчика никак не получается сравнивать, с банальным лесным пожаром, когда дома горят из-за, скажем, окурка, брошенного в валежник местным алкоголиком. Если, конечно, не приравнивать к провинциальному дебилу российский Минтранс.
 
Потому что именно Минтранс, по просачивающимся сведениям, решил привести предбанкротную компанию на наш рынок, пробил это решение, а когда Wind Jet прервала полеты — остался в стороне. Понятные расходы нес не он, а пассажиры и казна. Теперь Нерадько предлагает окончательно узаконить чиновничью безответственность и, реально оценивая состояние дел, загодя собирать с населения деньги на страховки от подобных случаев, которые непременно будут.
 
Когда Wind Jet прекратила полеты, наше правительство уговорило компанию «Россия» вернуть сограждан домой по итальянским билетам. Не поясняется, как будут компенсированы затраты «России». А до нашего правительства экстренным вывозом пассажиров, застрявших в Италии, занялись другие итальянские авиакомпании, в том числе национальный перевозчик Alitalia. Наверное, далее последуют переговоры Alitalia с нашими чиновниками о том, кто же компенсирует потери, понесенные авиаторами, и какая их часть будет выплачена. В общем, сплошные расходы. С этой стороны понятно предложение Нерадько заранее собирать с граждан по 30—60 рублей (и подсчитали же уже нужную сумму) на такие случаи, чтобы потом не отвечать по вертушке за непредвиденные траты.
 
Смотрим статистику по Италии. Кажется, что банкротства авиакомпаний стали там почти национальной забавой. С 2000 года у них разорились уже десять авиаперевозчиков.
 
Стоит заметить, что до Wind Jet все эти перевозчики-банкроты создавались в основном для осуществления внутренних маршрутов. Существовали они в среднем по 6—7 лет. Сначала зарабатывали, потом разорялись. Сценарий выглядит отработанным. Может быть, это выгодный сценарий, позволяющий владельцам вовремя закрывать дело и уходить на покой с хорошим счетом где-нибудь в Гибралтаре.
 
Потом, похоже, нашлись желающие применить схему более глобально и приспособить дискаунтеры не только для внутренних перевозок , но и для полетов за границу. Для такого серьезного проекта нужны солидные и смекалистые партнеры. Где их взять? В России.
 
Министерство транспорта зимой согласовало переподписание межправительственного соглашения о воздушном сообщении с Италией. Итальянские же власти, говорят, долго не могли понять, зачем надо переписывать исправно действующее соглашение. Но и их убедили, в итоге итальянцы согласились поправить текст. Ради чего все было сделано? По новому соглашению с каждой стороны появились вторые назначенные регулярные перевозчики в Рим и Милан. С российской — «Трансаэро». Это понятно, компания давно пытается разрушать монополию «Аэрофлота». А вот с итальянской стороны явилась Wind Jet. Вот это уже менее понятно. Кто ее предложил?
 
Об этом рассказывает в своем блоге член совета директоров «Аэрофлота» Сергей Алексашенко. Он пишет: «…на изменение соглашения итальянцы пошли только под сильнейшим давлением со стороны российского Минтранса, который сам предложил Wind Jet в качестве второго перевозчика с итальянской стороны».
 
Можно усмотреть в реплике Алексашенко понятный мотив представителя «Аэрофлота». Можно углядеть и намек на то, что «Трансаэро» «уговорила» Минтранс на такую акцию. Но сути дела эти версии не меняют. Ясно, что у «Трансаэро» очевиден интерес к расширению географии полетов. Но вовсе не просматривается интерес этой компании к выводу на российский рынок именно Wind Jet. Серьезный бизнес отлично знает правила игры и пределы своей компетенции, знает, что выбор партнера — прерогатива и интерес федерального министерства.
 
И Минтранс начал выбирать. Это, кстати, не так просто. Ситуация в авиаперевозках такова: конкуренция громадная, прибыльность низкая. Выживать могут только гиганты, потому в Европе и США идет консолидация отрасли. В Италии нелегко было найти желающих наладить регулярные полеты в Россию. Если, конечно, не остановиться на компании, которая, можно предположить, реализует описанный выше сценарий — срубить денег, пока можно, а потом тихо пойти под банкротство. В итоге приглянулась Wind Jet.
 
Но понравилась эта компания Минтрансу, то есть регулятору отрасли. Наверное, министерство могло узнать подноготную Wind Jet, проблем у которой прошлой зимой уже не могло не быть. Минтранс никто не подгонял. У него был выбор. Министерство могло бы не усердствовать в выводе Wind Jet на российские направления. Или заставить себя уговаривать, выторговывая гарантии на случай разорения партнера. На самом же деле, как пишет Алексашенко, Минтранс «агрессивно лоббировал приход именно Wind Jet».
 
Нерадько про все это в интервью не рассуждает. Он мгновенно предлагает поднять цену билетов на несколько десятков рублей. По-своему он прав. Нет никаких гарантий, что завтра Минтранс не приведет к нам нового предбанкрота, деньги надо сразу и всегда запасать.
Восхищает во всей этой истории совершенная гармония действий разных отростков бюрократической вертикали — министерства и агентства. Ни о какой ответственности за решения речь не идет. Но это привычно, уже не поражает. Однако следует мгновенная реакция по выдаче рецепта, как все перекрутить в организацию новых пожертвований в пользу вертикали. Вот этот относительно свежий и очень изящный выверт заслуживает аплодисментов.
 
Если и был смысл в падении Wind Jet, то, может быть, именно в том, чтобы в результате поднялся ветерок и задрал, так сказать, бюрократическую юбку на пару секунд, открыв великолепие изгибов российской чиновничьей мысли. Как в кино «Лихорадка седьмого года», когда Мэрилин Монро стоит на вентиляционной решетке. С другой же стороны, если согласиться с Нерадько, то выходит, что страховаться от бюрократических инициатив столь же обязательно, как, к примеру, делать прививку от малярии при поездке в амазонскую глушь, где громадные комары-кровососы несут прямую и явную угрозу здоровью и жизни. В общем, при позитивном настрое можно при контакте с чиновниками вспоминать ножки Монро, а при негативном — кровососов.
 
Можно, конечно, просто не читать их интервью и, что обычно сильно печальнее, доклады. Но ведь на самом деле бюрократы способны начать вводить обязательное страхование от чиновничьего же произвола. Другие министерства, агентства и ведомства мигом подхватят идею, чтобы доплачивали не только за авиабилеты, а вообще за все.
 
С вертикальной глупостью свыкнуться можно, но денег жаль.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer