Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Астронавты не умирают по субботам


27 августа 2012 года Андрей Коняев, Lenta.ru


История любит первых, и Нил Армстронг явно был одним из ее любимчиков. Американский ответ советскому Гагарину, он делал все, чтобы дистанцировать себя от того самого главного достижения в своей жизни. "Мне не нравится, что большинству людей я известен как тот самый парень с Луны. Мне кажется, что все мы глубоко внутри хотим, чтобы нас чествовали не за какие-то яркие вспышки нашей биографии, а за сумму всего, что было сделано, создано и сказано," - рассказал он в одном из последних интервью. Но любовь истории неотвратима и жестока. Пока есть учебники истории, Нилу Армстронгу зарезервировано в них место как первому человеку на Луне.

Нил Олден Армстронг родился 5 августа 1930 года в Огайо в городе Вапаконета. Детство он провел недалеко от Дейтона, места рождения одного из двух братьев Райт. Это соседство много значило для Армстронга - в немногих своих интервью он вспоминал его постоянно. В сам же полет к Луне он взял с собой фрагмент пропеллера и крыла самолета легендарных братьев.

Со школы Армстронг болел небом. "Когда я учился в школе, мы говорили только о летчиках. И иногда о девочках," - рассказывал он. В 15 лет Армстронг уже получил удостоверение пилота - раньше, чем у него появились водительские права. В 1947 году Нил пошел учиться на авиационного инженера в университет Пердью в Индиане. Он также поступил в Массачусетский технологический институт, но отказался от учебы там - Массачусетс казался ему, будущему покорителю Луны, слишком далеким от дома.

Армстронг учился по знаменитому "плану Холлоуэя" - программе, по которой молодые люди получали бесплатное образование в обмен на три года службы в ВМС США. Через два года учебы Нил был призван в армию и всего через несколько месяцев с квалификацией военно-морского летчика очутился на передовой Корейской войны. Во время одного из вылетов в сентябре 1951 года его самолет был подбит, но пилот смог довести машину до дружественных территорий, где и катапультировался. В общей сложности за время службы Нил Армстронг совершил 78 боевых вылетов и удостоился нескольких наград.

Первым ступить на Луну, кстати, должен был Эдвин Олдрин - именно так было записано в плане миссии. Но оказалось, что внутреннее устройство лунного модуля не позволяет это сделать - люк открывался внутрь таким образом, что мешал пилоту выйти (он должен был перелезть через командира). 

После трех лет службы он вернулся к учебе в университете Пердью. "Помню, когда я вернулся в колледж после Корейской войны, мои сверстники казались мне такими юными, что я даже не знал, о чем с ними говорить," - рассказывал он в интервью.

В 1955 году Армстронг начинает работать в NACA - предшественнице NASA - в качестве летчика-испытателя. Ему довелось работать с самыми быстрыми самолетами, включая X-15, который до сих пор считается самым быстрым пилотируемым воздушным судном. Будущий капитан "Аполлона 11" отлетал на более чем двух сотнях экспериментальных машин. В 1962 Нил Армстронг попал в команду астронавтов. Это знаменательное событие совпало с трагедией в личной жизни - после длительной болезни умерла его дочь Карен.

Свой первый полет Нил Армстронг совершил в 1966 году на борту аппарата Gemini 8. Главной целью миссии была стыковка со спутником, и вместе с напарником Дэвидом Скоттом Армстронгу удалось ее выполнить. Вместе с тем полет закончился провалом - спустя некоторое время после отстыковки аппарат начал неконтролируемое вращение. Как оказалось, в результате короткого замыкания один из маневровых двигателей не выключился в заданное время. Используя тормозные двигатели, Армстронг сумел стабилизировать аппарат, но, согласно правилам, был обязан вернуть корабль на Землю. Как следствие, большинство заданий оказались не выполнены, среди них - выход Скотта в открытый космос.

По словам сослуживцев, Армстронг всегда производил впечатление несгибаемого и хладнокровного человека, способного действовать разумно даже в самых критических ситуациях. Про него ходило множество историй (в отличие от истории с мистером Горски, реальных) еще со времен его работы летчиком-испытателем, но самым ярким был случай в 1968 году: Армстронг работал на LLTV - аппарате, на котором астронавты программы "Аполлон" отрабатывали посадку на земной спутник. Во время одного из таких полетов аппарат потерял управление. Армстронг до последнего пытался вернуть контроль над машиной, но на высоте 30 метров катапультировался, как оказалось, в последний момент - в отчете об инциденте говорилось, что задержка в 0,5 секунды могла стоить астронавту жизни. Чудом избежав смерти (у него был только прокушен язык), Армстронг тотчас же после приземления отправился писать о произошедшем отчет. "Надо было закончить работу," - рассказывал Нил после этого случая.

16 июля 1969 года космический корабль "Аполлон 11" с Нилом Армстронгом (командир корабля), Базом Олдрином и Майклом Коллинсом отправился к Луне. Земного спутника они достигли 20 июля. Коллинс остался на орбите, а Армстронг с Олдрином прилунились в море Спокойствия. "Хьюстон, это база Спокойствие. Орел приземлился", - произнес знаменитые слова командир корабля. А после, выходя из корабля, Армстронг сказал в прямом эфире еще более знаменитую фразу "Один маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества".

Возвращение команды было триумфальным, но после второго полета Армстронг в космос не вернулся. Точнее, говорят, ему не дали - берегли его как символ. Спустя всего два года Нил Армстронг покинул Американское космическое агентство, устроившись преподавателем в университет Цинциннати. С начала 90-х он ушел в бизнес, жил достаточно скромно и даже немного скрытно, сторонясь политики и прессы.

25 августа 2012 года Нил Армстронг скончался в возрасте 82 лет, предположительно из-за осложнений после операции на коронарных артериях. Президент США Барак Обама назвал Армстронга одним из "величайших героев Америки". Соперник Обамы на выборах республиканец Митт Ромни заявил, что "с невероятной смелостью и неисчерпаемой любовью к своей стране он прошел там, где ранее не ступала нога человека".

Вряд ли все эти пафосные слова понравились бы самому Армстронгу. Гораздо более естественным выглядит предложение его семьи в официальном сообщении о смерти. Они предложили всем желающим почтить память Нила выйти вечером на улицу, посмотреть на Луну и подмигнуть ей. Ведь где-то там на ней почти за 400 тысяч километров от Земли в серой пыли остались следы того самого маленького первого шага человека, чья смерть - огромная потеря для человечества.

P.S. В интервью Esquire 2011 года Армстронг сказал замечательную фразу: "Астронавты не умирают по субботам. По крайней мере, я не знаю ни одного случая". Такая вот грустная ирония - теперь мы знаем, что он был неправ.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer