Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Плюс лазеры высокой интенсивности


28 августа 2012 года Николай Новичков, ВПК


Согласно недавней информации, поступившей из американского военного ведомства, ВМС и Корпус морской пехоты (КМП) США намерены в течение нынешнего десятилетия увеличить финансирование программ разработки авиационных средств радиоэлектронной борьбы.

Как сообщают источники в Пентагоне, командования военно-морских сил и КМП спланировали на протяжении 2008–2017 финансовых годов израсходовать в общей сложности на эти программы 21,9 миллиарда долларов. Для сравнения: все виды ВС Соединенных Штатов потратят за тот же период времени на средства РЭБ около 44,2 миллиарда. В частности, военно-воздушные силы намерены выделить из своего бюджета на радиоэлектронную борьбу 12,3 миллиарда долларов, сухопутные войска – около 9,1 миллиарда. А на общевойсковые программы Минобороны США в этой области намечается направить лишь 829,3 миллиона долларов.

Американские военные эксперты отмечают, что имеются определенные различия в требованиях, которые тот или иной вид вооруженных сил США предъявляет к парку принадлежащих ему боевых летательных аппаратов. Например, ВВС за последние 30 лет при реализации программ модернизации боевых самолетов стремились к обеспечению малозаметности машин за счет применения технологий «Стелс» для снижения демаскирующих признаков. И напротив – ВМС делали ставку на расширение возможностей ведения РЭБ с помощью морской авиации. ВВС не уделяли слишком много внимания средствам постановки помех и радиоэлектронному подавлению. У ВМС же не числилась среди сверхприоритетов задача добиться, чтобы летательные аппараты были малозаметными.

Однако такой подход, вероятно, вскоре претерпит определенные изменения, поскольку военно-морские силы США закупают палубную версию малозаметного истребителя пятого поколения F-35. Правда, при этом они все-таки продолжат отдавать предпочтение средствам РЭБ, а не малозаметности. Для летательных аппаратов, действующих с палубы авианосца или другого корабля, способность ставить помехи и вести РЭБ часто являются более важными требованиями по сравнению с характеристикой малозаметности, полагают военно-морские специалисты.

Впрочем, прочие виды и рода войск ВС США также начинают уделять значительное внимание РЭБ. Данная тенденция объясняется тем обстоятельством, что американское Министерство обороны все в большей степени зависит от использования электромагнитного спектра в военных целях и, в частности, для связи, навигации, сбора информации, выдачи целеуказаний и решения других задач. Для этого применяются все диапазоны электромагнитного спектра – радиочастотный, микроволновый, инфракрасный, видимый, ультрафиолетовый, рентгеновский, диапазон гамма-излучения.

Вот почему Пентагон собирается последовательно увеличивать ассигнования на программы РЭБ в следующие пять лет. Так, в 2013 финансовом году планируется израсходовать на сферу радиоэлектронной борьбы 3,6 миллиарда долларов, тогда как в 2017-м – 5,6 миллиарда. Это, конечно, меньше уровня, соответствовавшего обозначившемуся тренду прошлого десятилетия, во второй половине которого Пентагон истратил на РЭБ около 3,9 миллиарда долларов в 2008 финансовом году и хотел довести расходы на нее до 4,5 миллиарда в 2010-м. Однако разразился финансово-экономический кризис, и потому 2012 финансовый год ознаменовался уменьшением суммы до 3,3 миллиарда долларов.

Крупнейшей статьей ассигнований на РЭБ в предстоящие годы (около 28,1 млрд долл.) будет производство аппаратуры радиоэлектронной борьбы и носителей этой аппаратуры. На разработку средств РЭБ намечается потратить 11,2 миллиарда долларов. На обеспечение реализации программ РЭБ выделяется 1,5 миллиарда.

Возрастание расходов на осуществление программ РЭБ реально произойдет в 2016–2017 финансовых годах, когда Пентагон планирует на протяжении двух лет подряд ассигновать на эти цели почти по 3,8 миллиарда долларов ежегодно.

По размерам финансирования программ создания летательных аппаратов-носителей средств РЭБ на первом месте находится программа разработки морского патрульного самолета «Посейдон» P-8A (Poseidon) – 2,3 миллиарда долларов в течение десятилетнего периода. Эта машина, сконструированная на базе платформы «Боинг-737», предназначена для замены устаревшего «Ориона» P-3 (Orion) компании «Локхид Мартин». Начальная боеготовность «Посейдона» будет достигнута в 2013 году.

В рамках двух контрактов, подписанных в 2011-м, компания «Боинг» поставит ВМС США 13 патрульных самолетов головной партии, причем первые два из них заказчик уже получил. Всего американские военно-морские силы планируют закупить 117 «Посейдонов».

Еще одной значительной программой Пентагона в области РЭБ на десятилетний период является программа передатчика помех нового поколения ВМС США, на которую выделяется около 2,1 миллиарда долларов. Новый передатчик помех заменит контейнер с передатчиком помех ALQ-99 на самолетах РЭБ EA-18G «Гроулер» (Growler).

Также видное место в списке приоритетов в сфере РЭБ занимает программа LAIRCM (large aircraft infrared countermeasures) по созданию бортовых средств транспортных самолетов для противодействия ракетам с инфракрасными головками самонаведения (ИК ГСН). На нее будет выделено в течение 10 лет около 1,7 миллиарда долларов. Она предусматривает разработку бортовой системы, позволяющей обнаруживать пуски по самолету управляемых ракет с ИК ГСН, определять уровень угрозы и при необходимости приводить в действие высокоинтенсивное лазерное средство, способное сопровождать ракету и уводить ее с курса.

Принцип работы системы AN/AAQ-24(V) LAIRCM основан на «ослеплении» ГСН ракеты с помощью лазера высокой интенсивности, смонтированного на поворотной турели. При этом летчик лишь информируется о том, что ракета обнаружена и нейтрализована.

Первоочередная задача программы LAIRCM – защитить крупные военные самолеты США и стран НАТО от поражения переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК). Большие летательные аппараты типа военно-транспортных самолетов являются наиболее уязвимой целью для операторов ПЗРК, поскольку представляют малоскоростную и хорошо прогнозируемую мишень, легко захватываемую тепловой ГСН ракеты на большом расстоянии.

Многие технологии, используемые в системе LAIRCM, за исключением «ослепляющего» атакующую ракету лазера, ранее были отработаны на другой системе РЭБ производства компании «Нортроп Грумман» – AN/AAQ-24(V) NEMESIS.

В настоящее время системы «Нортроп Грумман», предназначенные для противодействия ракетам с ИК ГСН, установлены или планируются к установке на нескольких сотнях американских военных летательных аппаратов 50 различных типов, включая транспортные самолеты, конвертопланы V-22 «Оспри» и другие машины.

В числе следующих двух приоритетов Пентагона в области РЭБ фигурируют программы истребителя пятого поколения F-35 и самолета РЭБ «Гроулер», на которые суммарно за десятилетний период будет выделено около 1,5 миллиарда долларов.

Самолет РЭБ EA-18G «Гроулер» создан на базе двухместного истребителя F/A-18F «Супер Хорнет» специально для поддержки авианосных группировок ВМС США. Он дополнительно оснащен подвесной контейнерной станцией постановки помех в диапазоне низких и высоких частот ALQ-99, системой подавления помех, приемником системы постановки помех ALQ-218(V)2 компании «Нортроп Грумман», комплектом противодействия средствам связи ALQ-227 компании «Рейтеон», комплексом связи USQ-113 ES/EA, станцией РЭБ LR-700 для подавления РЛС, системами радиоразведки.

Компания «Боинг» также разработала облегченный экспортный вариант «Гроулер Лайт», который может быть передан без контейнерной станции постановки помех и системы их подавления. Данная модификация предназначена для продажи заказчикам, которых больше интересуют усовершенствованные разведывательные возможности самолета, чем способность «Гроулера» осуществлять радиоэлектронное подавление. В список потенциальных покупателей машины пока входят Бразилия, Индия и Япония.

На сегодня единственным заказчиком EA-18G «Гроулер» оказались ВМС США, которые заключили контракт на поставку 57 самолетов и до 2013 года намерены приобрести еще 85 машин.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBSHyR
Услуги специалиста: http://remont.youdo.com/facing/facing/flats/bath/, рекомендуем!
Курьерская служба: http://courier.youdo.com/, лучшие цены.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer