Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вертолет заменит автобус


29 августа 2012 года Руслан Царев, Российская Газета


Для большинства жителей ЦФО возможность отправиться на дачу на вертолете выглядит экзотикой или атрибутом богатой жизни. Но, как выяснила "РГ", для некоторых костромичей - это обыденность. Просто у них нет другого варианта попасть на свой участок, не считая поездки на автомобиле по грунтовке не лучшего качества. Да и билет в один конец стоит не слишком дорого - порядка 100 рублей.

По воздуху на попутке

По пятницам и воскресеньям "Ми-2" из местного аэропорта "Сокеркино" облетает три деревни, расположенные в Костромском районе - Колгору, Пустынь и Бугры, а затем делает рейс в Ломовскую, расположенную в соседней Ярославской области. Туда, к слову, на машине и не добраться - это противоположный берег реки Костромы. Постоянных жителей в этих населенных пунктах практически не осталось, но вертолеты не летают пустыми: спрос обеспечивают костромские дачники.

Впрочем, "Ми-2" совершает и более дальние полеты - до Юрьевца Ивановской области с промежуточными посадками в Кинешме и двух отдаленных деревнях Макарьевского района Костромской области, Красногорье и Нежитино. Для жителей последней воздушный рейс на протяжении нескольких лет оставался единственным средством регулярного сообщения с "большой землей". Сейчас в это отдаленное село ходит автобус из Костромы, но все равно в некоторые дни на летное поле приходит намного больше людей, чем в состоянии принять на борт вертолет, рассчитанный всего на восемь человек. И это понятно: автобусом до областного центра ехать около девяти часов, а лететь - менее двух.

Есть в регионе и работа для самолета "Ан-2". Дважды в неделю он выполняет рейсы в самый удаленный от Костромы райцентр Боговарово. Билет стоит около 1100 рублей. До расположенной по пути Шарьи - около 800, до Юрьевца - немногим более 500. Цены на полет от промежуточных пунктов, например из Нежитино в Юрьевец или из Костромы в Кинешму, и вовсе символические.

В советские времена география полетов простиралась гораздо шире. В двух крупных райцентрах базировались даже отдельные авиаотряды. Из Костромы можно было добраться по воздуху не только в нынешние пункты назначения, но и в Мантурово, Кологрив, Макарьев. И спрос был немалый. Все это постепенно сошло на нет в 90-е годы. Частичное возрождение местных авиаперевозок произошло лишь в 2006 году.

Кстати, у двух костромских вертолетов хватает загрузки и без перевозки пассажиров. За ними закреплено оказание услуг санитарной авиации (срочная доставка врача в отдаленные места или транспортировка больных - салон способен вместить двух человек на носилках), а также мониторинг лесов и состояния ЛЭП в труднодоступных районах и многое другое. Таковы особенности региона: от Костромы до северо-восточных границ почти 600 километров. Дороги же здесь оставляют желать лучшего.

Деньги на ветер

В 2009 году в Костроме появились два регулярных рейса на самолете "Ан-28-М" в Москву и Анапу. Последний сначала делал посадку в Воронеже, а с прошлого года стал останавливаться в Липецке. Рейсы в Анапу, осуществляемые в курортный сезон, не приносят прибыли, но хотя бы окупаются. Самолет уходит из Костромы заполненным процентов на 90, а билеты из Липецка до Анапы стоят столько же, сколько и из Костромы, - около шести тысяч рублей в одну сторону. Смысла дотировать жителей другого региона власти Костромской области не видят.

С рейсом на Москву, который два раза в неделю выполняет самолет, рассчитанный на 45 пассажиров, ситуация сложнее. По официальным данным обладминистрации, его средняя наполняемость в начале года составляла 30 процентов, а фактические затраты бюджета на дотирование отрасли в целом, например, в 2011 году - 51,2 миллиона рублей. Из них на долю местных линий пришлось всего 9,5 миллиона, а остальное - на внутренние перевозки. Поскольку полеты в Анапу окупаются, выходит, вся эта сумма пришлась на рейсы до Москвы.

Между прочим, в расходной части регионального бюджета затраты на авиацию составляют всего лишь 0,2 процента, а вот среди расходов на транспорт - уже 34,3.

Разбор полетов

Более внимательно проанализировать экономическое состояние отрасли областные власти заставляет непростая ситуация с исполнением регионального бюджета в условиях необходимости погашать многомиллиардный госдолг. Поэтому губернатор Сергей Ситников в числе других мер по сокращению расходов поручил оптимизировать воздушные перевозки. И вполне вероятно, что рейс в столицу эта оптимизация затронет в первую очередь.

- С одной стороны, организация авиасообщения со столицей, конечно, важна, - говорит замгубернатора Наталия Подкопаева. - В то же время доехать до Москвы можно поездом, автобусом или даже круизным теплоходом. Есть и регулярные рейсы, выполняемые частной авиакомпанией из ярославского аэропорта "Туношна", которыми при желании могут воспользоваться и костромичи. А мы не можем и не должны фактически дотировать Москву.

Аэропорт "Туношна" находится как раз на пути из Костромы в Ярославль, расстояние между которыми составляет порядка 70 километров. Регулярные рейсы в Москву осуществляют из аэропорта "Иваново", до которого около 100 километров. А костромской рейс, возможно, превратят в чартерный, дотировать который областной бюджет уже не будет.

Оптимизация может затронуть и дачные рейсы вертолета. Как пояснила Наталия Подкопаева, сейчас в администрации прорабатывают варианты альтернативного сообщения по воде (все названные выше деревни находятся на реке Костроме) или автобусом.

Вертолеты пользуются спросом, поскольку автобусом до областного центра ехать около девяти часов, а лететь - менее двух

Но, наряду с отказом от части рейсов, власти региона планируют развивать новые направления. Например, рассматривают вариант рейса до Мурманска с посадкой в Санкт-Петербурге. В 2010 году в расписании были полеты в Северную столицу, но от них пришлось отказаться по причине нерентабельности. Новый вариант обещает стать более перспективным: в Костроме живет немало переселенцев-мурманчан, да и опыт полетов в Анапу вселяет надежду на спрос со стороны пассажиров, желающих попасть из Петербурга в Мурманск. У рейсов с промежуточными посадками наполняемость всегда выше, считает Наталия Подкопаева.

Есть планы более активно использовать возможности чартерных и грузовых перевозок, бизнес-авиации. Все возможности для этого имеются: не так давно был реконструирован аэропорт, в том числе с учетом этих потребностей. В частности, появился VIP-зал, помещение для переговоров. Но развитие авиаперевозок осложняет то обстоятельство, что взлетно-посадочная полоса аэропорта и прилегающие к ней строения принадлежат Министерству обороны РФ. На данный момент полоса имеет 1700 метров в длину и 50 в ширину. При таких характеристиках она способна принимать самолеты лишь нескольких моделей. Но увеличить ее, пока она принадлежит военным, невозможно. Впрочем, как заверили в администрации региона, работа по передаче "взлетки" в собственность области ведется.

И, несмотря на сложность экономической ситуации, об отказе от воздушных перевозок, выполняющих в первую очередь социальную миссию, в регионе не идет и речи - из-за географических особенностей. Поэтому сейчас возникла необходимость обновить парк вертолетов, поскольку с 1 октября решением Управления по поддержанию летной годности гражданских воздушных судов, принятым еще в 2009 году, эксплуатация "Ми-2" должна прекратиться. На смену действующим машинам этой модификации уже скоро должны прийти два W-3 Sokol российско-польского производства. При большем на 50 литров в час расходе топлива этот вертолет способен принимать на борт не восемь, а двенадцать пассажиров или четырех тяжелобольных на носилках. Выше у него и максимальная скорость. А часть затрат в области надеются компенсировать за счет федерального бюджета, о чем ведут переговоры с руководством минтранса.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBVHFb
Услуги курьера: http://courier.youdo.com/food-delivery/kfc/, смотрите ссылку.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer