Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


НАСА профинансирует разработку самолёта, летающего боком


31 августа 2012 года Александр Березин, Компьюлента


Хороших летательных аппаратов не существует. Тот, что хорошо летает на высокой скорости, плох на малой, и наоборот. Если крылья сделать большими, аппарат взлетает и садится без проблем даже без механизации крыла, но вот сопротивление в полёте огромно. Если их сделать маленькими, то посадка будет проходить на скоростях «за 300 км/ч», потребует отличного аэродрома и длинной ВПП. А экономичность будет... Да что там, это и экономичностью стыдно будет назвать.

Одним словом, стрела летает дальше, а камень быстрее, в то время как самолёту нужно и дальше, и быстрее. Чтобы побороть извечную дилемму «ломовая лошадь или трепетная лань», НАСА собирается профинансировать разработку самолёта, взлетающего носом, а для перехода на сверхзвук разворачивающегося вперёд... боком.

Мы бы назвали эту схему «тяни-толкай», вслед за известным «животным». Однако схема с таким названием уже применялась до и во время Второй мировой, да и аналогия не совсем точная: ведь поворот осуществляется не кормой вперёд, а лишь боком.

Проект SbiDir-FW (Supersonic Bi-directional Flying Wing, «Сверхзвуковое летающее крыло с изменяемым направлением полёта»), предложенный НАСА разработчиком из Университета Майами (США), — очень остроумная попытка решения этой проблемы. Перед нами летающее крыло, спроектированное для экономичного дальнего полёта на дозвуковой скорости. А если развернуть тот же ЛА на 90 град., то перед нами летающее крыло с хорошей сверхзвуковой аэродинамикой и малым сопротивлением. Первая ипостась по форме ближе к птице, а вторая — к крылатой ракете, причём сверхзвуковой. В ходе обратной трансформации узкий сверхзвуковой фюзеляж-ЛК при повороте естественным образом перетекает в более толстое по профилю крыло с более высоким аэродинамическим качеством и, соответственно, экономичностью. Благодаря оригинальной форме ЛК при прохождении звукового барьера почти не должно быть звукового удара…

По заявлению ведущего разработчика проекта Гэ Чэн Чжа, предварительные расчёты показывают, что при скоростях в M1,6 и M2 самолёт в конфигурации бизнес-джета будет иметь аэродинамическое качество, равное 16! Для сравнения можно напомнить, что МиГ-25 на M1,5 имел АК, равное всего 4,2, и даже пассажирский «Конкорд» на M2 показывал аэродинамическое качество лишь 7,16 — «в разы» хуже! Это настолько далеко от данных абсолютного большинства сверхзвуковых самолётов, что требует некоторого пояснения.

Разумеется, в основном достичь этого помогает малая нагрузка на крыло, в сравнении с вышеназванными машинами, по форме не являющимися «летающим крылом». Однако сам по себе этот фактор не смог бы обеспечить успех: ведь чтобы эффективно разгоняться на дозвуке, да даже и просто взлетать или садиться, профиль крыла пришлось бы делать толще, что не позволило бы добиться низкого сопротивления на сверхзвуке. Так что если расчёты были проведены корректно, перед нами сенсационная по своим сравнительным преимуществам концепция ЛА.

Напомним: идея самолёта с изменяемой геометрией крыла далеко не нова, но все её реализации имели серьёзные недостатки. Кроме крыла, при переходе с дозвука на сверхзвук нужно менять ещё много чего, а сделать это не так просто, как изменить угол его стреловидности. Крыло с изменяемой геометрией всегда, с самого своего появления на Messerschmitt Р.1101, было компромиссом, резко удорожающим аппарат (из-за прогрессирующего усложнения механизации и гидросистем), не говоря уже о его радикально большем весе в сравнении с обычным. Так что преимущества аппарата, которому не нужно «двигать крыльями» в полёте для тотальной смены аэродинамического облика (например, со сменой хорды крыла), в общем-то очевидны.
Читатель, конечно, уже задался вопросом: а как же происходит этот загадочный, в условиях полёта на значительных скоростях, переход от полёта вперёд к «полёту боком», от дозвука к сверхзвуку и наоборот?

А вот как. Законцовки крыльев — их единственный подвижный компонент в предложенной концепции — просто выпрямляются, обеспечивая поворот всей машины на 90 град. Понятно, что «просто» это только на словах, а на практике ещё требуется доказать отсутствие опасности срыва потока с крыла с соответствующими печальными последствиями и прочими плоскими штопорами. Переход от сверхзвука к дозвуковому режиму обеспечивается, как вы уже догадались, складыванием законцовок, автоматически ведущим к развороту машины вбок. Тут же возникает другой вопрос: а что будет при переходном режиме, когда самолёт ещё не потерял скорость, а нос и корма у него внезапно начинают подниматься? Не начнутся ли проблемы с устойчивостью на курсе? А как быть с поворотом двигателей в полёте? Автор концепта уверяет, что всё просчитано и проблем не будет. Всё будет как-то так:

Увы, мы не считали вместе с ним, хотя определённые методы решения проблемы, конечно, напрашиваются сами собой. Центровка, кстати (по уверениям Гэ Чэн Чжа), рассчитана так, что самолёт будет устойчив как при прямом, так и боковом полёте.

В целом концепт выглядит многообещающе: максимальная скорость M1,6–2,0 а (1 720–2 400 км/ч); почти полное отсутствие звукового удара позволяет взлетать и садиться на наземных аэродромах любой страны (во многих регионах мира переход звукового барьера над сушей запрещён); низкая нагрузка на крыло и его толстый профиль позволяют взлёт с полос длиной менее 750 м (близко к показателям некоторых массовых истребителей Второй мировой) — при пассажировместимости до 70 человек.

НАСА уже выделило $100 тыс. команде конструкторов, которых будто бы должно хватить на доведение проекта до стадии продувки модели в аэродинамической трубе. Если окажется, что поворот на 90град. не является проблемой, то обещается ещё $500 тыс. — на дальнейшую доводку. Конечно, этого не хватит для полномасштабной реализации проекта, но что-то подсказывает нам, что если это полетит, то от желающих профинансировать летающий боком самолёт придётся ещё отбиваться. Слишком уж велики потенциальные преимущества «всережимного самолёта». Весьма оптимистично настроен и сам разработчик.

Подготовлено по материалам НАСА.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer