Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Интеллект для беспилотника


10.09.12 00:48 Анатолий Канащенков, Журнал "Авиапанорама" № 4(94)-2012


В последние годы беспилотные летательные аппараты (БПЛА) прочно вошли в состав вооруженных сил многих стран мира. Численность парка БПЛА в Объединенных вооруженных силах НАТО к 2006 году достигла примерно 60 тыс. единиц, из которых около 60% – малоразмерные аппараты.

 

В российской печати и в Интернете появляется все больше материалов о новейших БПЛА, принятых и принимаемых на вооружение, а также разрабатываемых авиастроительными фирмами в зарубежных странах (среди которых уверенно лидируют США и Израиль). И это совершенно естественно – современные способы ведения боевых действий все более интеллектуализируются. Массированные удары по противнику заменяются ударами высокоточного оружия, что требует высокой точности определения координат целей при их разведке. При этом летчик уже все чаще не успевает реагировать на быстрые изменения ситуации во время боя, поэтому все больше функций автоматизируется и передается бортовым системам летательного аппарата во главе с радаром, превращая их из информационных в боевые управляющие системы. По сообщению РИА «Новости» от 13.08.2012, главнокомандующий ВВС РФ Виктор Бондарев полагает, что самолеты шестого поколения будут беспилотниками, оснащенными искусственным интеллектом.
 
К сожалению, наша страна, всегда успешно создававшая боевую авиационную технику и вооружение, вдруг оказалась в числе отстающих в области беспилотных аппаратов и теперь вынуждена, как это часто бывало и раньше, догонять передовые страны мира. В последнее время стали появляться сообщения и об отечественных разработках БПЛА, осуществляемых самолетостроительными КБ, как правило, в инициативном порядке. Проявило, наконец, интерес к БПЛА и государство – военное ведомство России определило характеристики для первого отечественного ударного БПЛА и выдало техническое задание на его разработку. Гособоронзаказ финансирует также разработку трех беспилотников, но уже вертолетного типа. Важнейшим событием для судьбы беспилотников в России должна стать готовящаяся к проведению в октябре 2012 года выставка БПЛА.
 
Военные беспилотники имеют огромное количество положительных качеств, а недостаток лишь один, но весьма серьезный – возможность потери связи  БПЛА с центром управления из-за отсутствия программ, гарантирующих его успешные автономные действия в такой ситуации.  
 
Важное отличие БПЛА обозначено в самом его названии – «беспилотный»,  которое одновременно  указывает и на его главный выигрыш – потеря БПЛА не сопровождается гибелью пилота. Однако именно в этом же состоит и главная особенность беспилотников – отсутствие человека на его борту требует создания специальной системы радиоуправления им. Но при этом появляется опасность ее радиообнаружения противником и создания ей помех, либо даже перехвата управления. 
 
Есть у беспилотника еще один не менее важный недостаток – срок службы  БПЛА военного назначения без радара весьма кратковременен, т.к., выполняя свои полеты в дневное время в боевой обстановке, как правило, тихоходный и низколетящий БПЛА весьма скоро будет сбит. А его успешную работу ночью и в непогоду вообще может обеспечить только наличие на его борту радара. При этом требуется, чтобы такой радар имел возможность осуществлять разведку земной и водной поверхности на маршруте полета, обрабатывать полученную информацию и передавать ее по радиоканалу в режиме реального времени, и к тому же имел минимальные вес и габариты.
 
Всеми этими качествами обладает малогабаритная цифровая БРЛС двойного назначения – МБРЛС МФ-2, созданная в 2012 году Научным центром специальных радиоэлектронных систем и менеджмента МАИ – НЦ СРМ МАИ (подразделением Московского авиационного института) – совместно с ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» при финансовой поддержке государства (через Министерство образования и науки РФ). Это первая работа, выполненная творческим коллективом НЦ СРМ МАИ, созданного в 2008 году и ставшего, пожалуй, первым научно-конструкторским учреждением страны, работающим в двух направлениях – разрабатывающим не только новую радиоэлектронную систему, но и  технологические процессы изготовления ее узлов и модулей, а также ведущим подготовку ее серийного производства (вот почему слово «менеджмент» даже попало в название этого центра).
 
Цифра «2» весьма значительна для этой разработки, недаром МБРЛС  получила название МФ-2, указывающее, что она – двойного назначения, двухдиапазонная, состоит из двух модулей (Х- и Ка-диапазонов), разработана двумя организациями, в два раза легче самого малого российского авиационного радара и имеет срок службы два десятка лет. Получить все эти качества МБРЛС МФ-2 позволила ее полная цифровизация на основе современнейшей элементной базы, что в сочетании с мощным программным обеспечением дало возможность значительно сократить аппаратную часть станции. 
 
Благодаря этому с помощью МБРЛС МФ-2, установленной на борту  беспилотника, обеспечивается получение следующей  информации:
 
•  о состоянии поверхности земли, атмосферы, акватории, лесных массивов; 
• о состоянии транспортных коммуникаций (железных дорог, шоссе и автострад, а также судоходных рек);
•  о состоянии районов нефте- и газодобычи (в том числе морских плавучих платформ);                                                                                                                           
• о состоянии сырьевых и энергетических коммуникаций (нефте- и газопроводов, ЛЭП, лесосплава) на всем их протяжении;
• о стихийных бедствиях и промышленных авариях, катастрофах, нарушениях природоохранных законов и их экологических последствиях;
• о состоянии: засеянных полей и лесных массивов; строительства заводов, зданий и сооружений, автомобильных и железных дорог, аэродромов и др. объектов. Причем МФ-2 обеспечит достоверную и объективную круглосуточную и всепогодную  информацию не только по аварийно-катастрофическим ситуациям, но и чисто оперативно-диспетчерско-хозяйственную – по  объемам и качеству выполненных работ, процентовкам и т.п. 
 
Следует особо отметить, что  работа беспилотника  в условиях Крайнего Севера (где находятся основные объекты нефте- и газодобычи, а также магистрали, обеспечивающие их транспортировку) с учетом непогоды и полярной ночи в течение, в общей сложности, полугода в год невозможна при отсутствии радара на его борту.
 
Накопленная в полете информация может сниматься по его окончании, а при необходимости может сбрасываться в режиме реального времени, что позволит быстро принимать оперативные решения.
 
Использование МБРЛС МФ-2 в двухмодульном варианте обеспечит потребности даже ударных БПЛА, а в одномодульном варианте позволит (с весом 24 кг) установить его на любом разведывательном и народнохозяйственном БПЛА.
 
Приглашаем к сотрудничеству с НЦ СРМ МАИ при создании БПЛА для народно-хозяйственных и других целей.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBnNJS
https://youdo.com/auto/tuning/mercedes/ - подробнее по ссылке.
Автомобильные перевозки: http://perevozki.youdo.com/country/geo/domodedovo/, выбирай нас!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer