Пермский межрайонный следственный отдел Уральского СУ на транспорте СКР прекратил уголовное дело по ст. 263 УК по факту авиапроисшествия с самолетом Cessna 29 ноября 2009 года в Кировском районе Перми. Как рассказали источники “Ъ” в правоохранительных органах, дело прекращено в связи с отсутствием состава преступления в действиях пилота Эдуарда Лосеева. При этом следователи СКР передали материал в следственные органы ЛУВД на транспорте для принятия решения о наличии или отсутствии в действиях господина Лосеева признаков другого преступления — предусмотренного ч. 2 ст. 266 УК РФ (недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск в эксплуатацию с техническими неисправностями, повлекшие по неосторожности смерть человека).
Напомним, самолет Cessna 182Q разбился 29 ноября 2009 года около 13:17 по местному времени при попытке совершить вынужденную посадку на улице Гальперина, недалеко от ФКП «Пермский пороховой завод». За несколько минут до этого пилот запросил разрешение на посадку в пермском аэропорту Большое Савино, а после сообщил об отказе двигателя. На борту Cessna помимо пилота Эдуарда Лосеева находились Александр Обожгеев, Илья Степанов и его сын Михаил. Все они получили травмы различной степени тяжести. 11 декабря господин Обожгеев скончался в реанимационном отделении краевой клинической больницы.
Как установило расследование Международного авиационного комитета (МАК), непосредственной причиной остановки двигателя стало нагревание его узлов и деталей вследствие недостаточного уровня масла в маслосистеме. Двигатель типа SR305-230-1 французской фирмы SMA был установлен на самолет в январе 2008 года. При этом ни командир воздушного судна (КВС), ни механик, обслуживающий самолет перед его последним полетом, не имели допуска к работе с двигателями данного типа. Тем не менее 21 ноября ими была произведена замена масла и маслофильтра в рамках выполнения регламентных работ.
При осмотре фрагментов самолета и двигателя после авиапроисшествия были обнаружены многочисленные следы масла на нижней части фюзеляжа воздушного судна, а также следы подтекания масла из маслофильтра. После вскрытия фильтра выяснилось, что уплотнительное кольцо, которое обеспечивает герметичность между фильтром и крышкой, частично разрушено. Специалисты компании SMA установили, что само кольцо не соответствовало спецификации компании, а его разрушение могло быть вызвано нарушением технологии замены фильтрующего элемента масляного фильтра. В ходе полета находящееся под давлением масло могло начать вытекать из фильтра наружу в районе поврежденного участка уплотнительного кольца. Это привело к увеличению температуры узлов и деталей двигателя и его последующей остановке.
Кроме того, ранее на двигателе был произведен ремонт кустарным способом — применялись самодельные и не соответствующие сертификации производителя запчасти. Также в предварительном отчете МАК говорится, что при проверке техники пилотирования на допуск к самостоятельным полетам в качестве КВС воздушного судна подобного типа и на присвоение квалификации пилота-любителя Эдуард Лосеев не выполнял полет при имитации отказа двигателя. Кроме того, разбившийся самолет не был оборудован аварийным радиомаяком.
Источники в правоохранительных органах отмечают, что за указанное деяние ч. 2 ст. 266 УК РФ предусмотрено наказание до пяти лет лишения свободы. «Таким образом, оно относится к преступлениям средней тяжести, то есть шестилетний срок давности привлечения к ответственности еще не истек»,— отметил собеседник “Ъ”.