Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Учебно-тренировочные средства: Проблемы имеют решения


14 сентября 2012 года Журнал "Авиапанорама"


Эффективное использование учебно-тренировочных средств (УТС) является сегодня важнейшим направлением повышения качества подготовки специалистов силовых структур. Однако в вопросе обеспечения потребителей необходимыми УТС существуют застарелые проблемы. В целях содействия их решению 26 июля с.г. руководитель научно-аналитического центра ИА «Оружие России», к.в.н. А.Г. Соколов провел круглый стол «Состояние и перспективы развития УТС в интересах силовых структур». Весьма информативно и конструктивно прозвучало на нем выступление генерального директора ОАО НТЦ «ТОРОС» – разработчика авиационных автоматизированных УТС – М.С. Кайдалы. Редакция «Авиапанорамы» предложила Михаилу Степановичу рассказать читателям журнала об опыте практического применения УТС в военной авиации.

 

Проблемы в создании УТС, поднятые на круглом столе в ИА «Оружие России» представителями Заказчика силовых структур и отмеченные в выступлениях разработчиков и производителей УТС, аналогичны и для авиации.
 
Все автоматизированные обучающие системы для учебных компьютерных классов (АОС УКК) для летного и инженерно-технического состава создаются Научно-техническим центром «ТОРОС» с учетом планов и программ подготовки авиационных специалистов в Военном авиационном инженерном университете (ВАИУ, г. Воронеж), на базе которого сегодня концентрируется весь научный потенциал ВВС России, и в Центре боевого применения и подготовки летного состава авиационной техники (ЦБП и ПЛС) в Липецке и в Торжке. 
 
Первая проблема по автоматизированным обучающим системам, на которой необходимо остановиться, заключается в том, что в соответствии с нормативными документами и приказом Минобороны их можно поставлять в строевые части только после проведения государственных испытаний, получения положительного заключения ГЛИЦ и присвоения литеры О1. Испытатели боевой авиационной техники – профессионалы своего дела, но они не преподаватели и не в состоянии качественно оценить продукт (АОС) предназначенный для обучения, тем более для автоматизированной оценки подготовки уровня готовности к выполнению полетного задания летного и инженерно-технического состава. Поэтому, мы считаем, что нет необходимости испытывать АОС УКК в  ГЛИЦ подобно испытаниям авиационной техники, более того, практика показывает, что наиболее качественно испытания АОС проводят преподаватели ВУЗ ВВС и ЦБП и ПЛС. Именно они выдают существенные предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию АОС, расширению их функциональных возможностей и дидактической эффективности. 
 
Из неоднократных встреч с руководством и преподавателями ВАИУ (г. Воронеж) мы сделали вывод о том, что решение о приеме на вооружение того или иного АОС УКК для ВВС должно приниматься по заключению головного ВУЗа ВВС с участием ЦБП и ПЛС. Полагаем, что так должно быть и для остальных родов и видов войск, имеющих соответствующее головное учебное заведение. 
 
Рассмотрим ситуацию в строевых частях ВВС по вопросам обеспечения личного состава учебно-тренировочными средствами на примере самолета Су-25СМ. Сегодня под руководством НПК «Штурмовики Сухого» по всем точкам, где эксплуатируется самолет Су-25СМ, обеспечена поставка тренажеров для летного состава (разработчик и поставщик – ЗАО «Спецтехника») и компьютерных классов с АОС по самолетам типа Су-25 (Су-25СМ) разработки НТЦ «ТОРОС». 
 
Преимущество автоматизированной обучающей системы состоит не только в совершенствовании процесса обучения, но и в том, что имеется возможность автоматизированной оценки уровня подготовки и отбора личного состава.
 
На основе объективно полученных результатов подготовки летного и инженерно-технического состава, инструктор может и должен сделать вывод о возможности или невозможности дальнейшего использования обучаемого по назначению и, при необходимости, переводе его на менее опасное направление. Это позволяет застраховаться от ошибок личного состава в процессе выполнения полетов, сократить число инцидентов и авиационных происшествий. 
 
Мы считаем, что только систематическое использование в строевой части АОС при подготовке и проведении полетов позволяет решать задачу исключения ЧП. Но во многих случаях, особенно по самолетам и вертолетам 20-летней давности выпуска, в строевых частях ВВС таких средств нет. Несмотря на все предпринимаемые руководящим составом ВВС меры по вновь создаваемой авиационной технике, эти средства поставляются с опозданием, в лучшем случае на год, два, а то и более. К сожалению, так организована и работает система заказов и поставок техники для МО в целом. И сегодня, в определенной степени, она заложена в нормативных документах МО. Мое твердое убеждение – эту задачу следует решать не в рамках ВВС, а в рамках Министерства обороны России. 
 
И еще несколько технических вопросов. По унификации АОС учебных компьютерных классов самолетов Су-25 и Су-25СМ необходимо отметить следующее. Если в полку находятся самолеты различной модификации, мы на компьютерах УКК вводим две обучающие программы, что позволяет в одном и том же классе совершенствовать свою подготовку летчикам, инженерам и техникам как самолетов Су-25, так и самолетов Су-25СМ. При этом мы используем в АОС комплект интерактивной эксплуатационной документации по самолетам Су-25 и Су-25СМ, созданный по действующим бумажным оригиналам. Это помогает летному и инженерно-техническому составу глубоко изучать сложные технические вопросы. А вопросы режима, при необходимости, решаются без труда –  в интерактивной документации, если сведения по искомому вопросу секретны, указывать «Смотри инв. № ….». 
 
По вопросу о возможности ввода дополнительной информации в АОС учебного класса в процессе его эксплуатации специалистами строевых частей. Программа обучения, заложенная в учебный компьютерный класс, как правило, проверена и принята межведомственной комиссией разработчика, производителя и организаций (ВУЗ) Заказчика, поэтому править ее инструктор строевой части не должен. Вводить дополнительные материалы в программу, по моему мнению, не только нецелесообразно, но и вредно, так как инструктор строевой части может ввести заведомо неправильную информацию, которая в последующем способна обусловить возникновение особых случаев в полете. Т.е. наши программы должны быть сертифицированы и править их нельзя. Другое дело, когда инструктор по разным объективным причинам может ужесточить или снизить уровень оценки обучаемого. Эту функцию мы считаем возможным включить в обучающую систему, а изменение самой программы – нет.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBZd4q
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/st697677/, подробнее по ссылке.
Вывоз снега и ТБО на http://perevozki.youdo.com/garbage/snow/trash/tbo/.
По ссылке http://courier.youdo.com/, подробнее здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer