Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На бреющем


17 сентября 2012 года Василий Сычев, Lenta.ru


Уральское управление Росавиации проверило полет на малой высоте многоцелевого вертолета Ми-8 над трассой под Екатеринбургом и не нашло в нем никаких нарушений. Аналогичным выводом может завершиться и расследование пролета на бреющем над трассой М-21 фронтового бомбардировщика Су-24. Военные утверждают, что подобные полеты проводятся в рамках учебных программ и всегда санкционированы руководством. Однако вряд ли этим можно оправдать появление военной авиации в опасной близости от гражданских дорог.

 

6 сентября 2012 года в интернете появилась видеозапись (инцидент датирован 24 августа) с автомобильного регистратора, на которой запечатлен пролет многоцелевого вертолета Ми-8 на предельно малой высоте - всего в нескольких метрах - над трассой "Екатеринбург - Курган". В авиационной службе Министерства обороны России агентству "Уралинфомбюро" заявили, что видеоролик выглядит "очень и очень сомнительным". Эксперты обратили внимание на тихий звук вертолета, а также на то, что машину, над которой пролетел Ми-8, "должно было сдуть" с дороги.
 
Впрочем, вскоре собственное расследование провело Уральское управление Росавиации. Заместитель начальника управления Борис Коробков заявил, что полет был согласован и санкционирован, "выполнялся государственной авиацией, и никакого нарушения в этом не было". В ходе расследования было установлено, что Ми-8 принадлежит 2-му Командованию ВВС и ПВО, одна из баз которого - Упрун - находится неподалеку от города Каменск-Уральский. Выяснилось также, что экипаж Ми-8 отрабатывал полет на малой высоте.
 
Ранее начальник инспекции по безопасности полетов Уральского отделения Росавиации Андрей Голубенко рассказал "Комсольской правде", что "вертолет может летать на любой высоте" и что на "видео нет никаких нарушений". "Единственное, что меня смущает: кому принадлежит это судно. Если он военный, то это более чем допустимое поведение - это был учебный полет и, возможно, их маршрут был проложен через это дорожное полотно", - отметил он. Таким образом, выводы о законности пролета Ми-8 над трассой были сделаны еще до начала расследования Росавиации.
 
По словам Коробкова, летчики отрабатывали навыки, которые могут быть полезны при проведении поисково-спасательных операций. Согласно руководству по летной эксплуатации Ми-8, минимальная безопасная высота полета такого типа вертолетов составляет 20 метров "на скоростях по прибору не менее 60 километров в час". Тем не менее, законность опасных полетов военной авиации над гражданскими дорогами сомнительна.
 
Член Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев рассказал радио "Коммерсантъ FM", что не существует правил, разрешающих полеты военной авиации над трассой, "где проезжают обычные машины". "Учебные полеты не могут происходить там, где есть движение гражданских лиц, а тем более транспорта", - отметил он. Нормативы и регламенты выполнения полетов Министерства обороны России в основном засекречены, однако учебные полеты на малых высотах над дорогами общего пользования, как правило, не практикуются. Для этого существуют различные учебные базы и дороги, находящиеся в ведении Минобороны.
 
Выложенные в сети видеоролики негодования у интернет-аудитории практически не вызвали. Просмотревшие ролик с Ми-8 в большинстве шутили в том духе, что вертолет правил не нарушал. Так, пользователь с ником Ilyapv97 написал (орфография оригинала): "Автор молодец что выложил))) но только вот в зеркала надо смотреть перед обгоном!!! Между прочем вертолет правильно обгонял)) только вот я не видел чтобы у него поворотник включен был!". Похожие комментарии есть и к ролику про Су-24: "не пойму почему столько шума над этим роликом? На мой взгляд все в порядке... Летчик правил не нарушал. Он шел на обгон по встречке, сплошной не было... Ну может быть имеет смысл выписать штраф за превышение скорости?!))"
 
Между тем, инцидент с Ми-8 стал уже вторым по счету за прошедший месяц. В конце августа в сети был опубликован ролик с видеорегистратора, на котором запечатлен фронтовой бомбардировщик Су-24, летящий на высоте бреющего полета над трассой М-21 "Ростов-на-Дону - Волгоград" (запись датируется 9 августа). 5 сентября 2012 года расследованием этого происшествия занялась военная прокуратура. Пока следователям удалось выяснить, что самолет базируется в Морозовке Ростовской области.
 
При этом прокуратура установила, что летчики самолета выполняли приказ командования, отрабатывая фигуру высшего пилотажа (горизонтальный полет на высоте менее 50 метров). Проверка полета Су-24 на бреющем пока не завершена, и когда будут обнародованы ее результаты, пока неизвестно. Некоторые эксперты уже высказали предположение, что вероятнее всего, даже если речь идет о воздушном хулиганстве, установить виновного не удастся - на записи, которая фактически является единственной уликой, не видно бортовых номеров Су-24, а значит точно установить его принадлежность не представляется возможным.
 
Несмотря на недовольство автолюбителей и проведение расследований, военные утверждают, что подобные учебные полеты проводились ранее и будут проводиться впредь. В таком ключе в эфире "Коммерсантъ FM" высказался летчик-испытатель и заслуженный пилот России Вадим Базыкин.
 
"Если он (летчик Су-24 - примечание "Ленты.ру") выполнял задание, причем тут шоссе? Ну, хорошо, нет шоссе, есть дачный поселок, так все равно, все то же самое. У нас же нет такого, что вблизи аэродромов запрещено строить дома или дороги. Летчики выполняют свои задачи, иногда на предельно низких высотах. Это нормальное явление. У летчиков нет такого, что они взлетели и сразу ушли на высоту. Иногда у них есть задачи отрабатывать полеты на низких высотах, порой на предельно низких. Не считаю, что тут было какое-то нарушение", – заявил Базыкин.
 
Фактического запрета на полеты на малых и предельно малых высотах над дорогами в "Наставлении по производству полетов авиации Вооруженных Сил РФ" не содержится. В нем лишь говорится, что "полеты на малых и предельно малых высотах выполняются в ПМУ и СМУ (простые и сложные метеоусловия - примечание "Ленты.ру")".
 
И далее: "Во всех случаях высота полета не должна быть меньше истинной безопасной высоты полета (не менее 600 метров от наивысшей точки конкретного рельефа пролетаемой местности, согласно тому же документу - "Лента.ру"), устанавливаемой командиру экипажа его непосредственным начальником в зависимости от опыта, уровня подготовки и натренированности экипажа в полетах на малых и предельно малых высотах, но не меньше высоты, определенной в КБП (курс боевой подготовки - "Лента.ру").
 
В этом же документе говорится, что "при полетах на самолетах с использованием информации РЛС (радиолокационной станции) следования рельефу местности с облетом и обходом препятствий минимальная высота полета определяется РЛЭ (руководством по летной эксплуатации) самолета". РЛЭ Су-24 засекречено, однако, по неподтвержденным данным, минимальная высота полета для фронтового бомбардировщика в светлое время суток и в простых метеоусловиях составляет не менее ста метров (при этом бортовое оборудование Су-24М2 позволяет осуществлять длительные полеты в автоматическом и полуавтоматическом режиме на высоте 30-50 метров и кратковременные - на высоте 10-30 метров).
 
Согласно наставлению, предельно малой высотой полета считается высота от 0 до 200 метров, а малой - от 200 до 1000 метров. При этом полеты вертолетов и самолетов над автомобильными трассами вполне объяснимы: это удобно пилотам. Дело в том, что при отработке полетов на малых и предельно малых высотах летчикам в качестве ориентиров предписывается использовать большие по размерам объекты - холмы, дороги, высокие башни, поскольку более мелкие объекты на большой скорости практически незаметны.
 
Однако безопасность таких полетов над автомобильными дорогами вызывает множество вопросов. Ведь даже если сам полет проходит в нормальном режиме, внезапное появление самолета или вертолета на небольшой высоте над дорогой может напугать водителей и послужить причиной аварии. Мало кто из автолюбителей, выполняя обгон на разрешенном участке по встречной полосе, ожидает, что его обгонит военный вертолет или самолет, не важно, хулиганящий или выполняющий приказы командования.
 
Согласно статье начальника Службы безопасности полетов ВВС России генерал-майора Олега Коляды "Отступление от летных законов недопустимо", случаи воздушного хулиганства в военно-воздушных силах довольно распространены. Основной причиной такого положения вещей Коляда называет "отсутствие твердого порядка в авиационной части, порождающее чувство безнаказанности и пренебрежение летными законами", а также "'зрителей' на борту воздушного судна (обучаемый летчик, другие члены экипажа, пассажиры) и на земле", провоцирующих "хвастовство и браваду".
 
В целом, расследование полетов на малой высоте вдоль гражданских автодорог или над поселками если и проводится, то, как правило, заканчивается ничем. Виновные либо получают наказание в своей части без придания дела огласке, либо их вообще не удается найти за отсутствием доказательств. Обязательному расследованию подвергаются только происшествия с аварийным или катастрофичным исходом, однако даже такие происшествия сложившуюся систему подготовки военных летчиков, похоже, уже не изменят.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer