Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Право на грязный воздух


24 сентября 2012 года Алина Черноиванова, Блог автора на "Газета.ru"


Спорить о глобальном потеплении и его причинах можно до бесконечности – и с научной, и с экономической точки зрения.

 

Но российские чиновники, кажется, уверены в том, что экологические устремления некоторых стран носят не научный, а, скорее, меркантильный характер. Во всяком случае, так выглядит сейчас позиция России в отношении европейской системы торговли квотами (ETS) на выброс парниковых газов для авиации.
 
Несколько лет назад Европарламент после долгих споров утвердил директиву, которая приравняла авиацию к промышленным предприятиям в сфере выбросов СО2. Закон вступил в силу в 2009 году. С того момента все авиакомпании, летающие из/в страны Европы, начали предоставлять соответствующим европейским службам сведения о выбросах СО2. Объем выбросов за 2010 год выбран точкой отсчета. Дальше действует та же схема, что с промышленностью: хотите летать больше, чем было до сих пор, покупайте право на загрязнение воздуха, то есть квоты на выбросы СО2.
 
Закон начал действовать в полном объеме 1 января этого года, и до апреля 2013 года авиакомпании должны закрыть долги по выбросам за 2012 год квотами, купленными на свободных торгах на европейской бирже.
 
Конечно, ни одной компании не понравится нести дополнительные расходы. «Аэрофлот», например, подсчитал, что на квоты за 2012 год придется потратить около 40 млн евро, а суммарно до 2025 года примерно 800 млн евро. Расходы по борьбе за экологию авиакомпании, безусловно, перенесут на пассажиров. И в Еврокомиссии, кстати, признают это, но поясняют: цивилизованный европеец понимает, что защита окружающей среды – дело общее. Сейчас это небольшая сумма – плюс 1-2 евро к стоимости билета. Но квоты будут дорожать: для авиации в перспективе должно быть дешевле внедрять экологические технологии, чем покупать квоты на бирже. Не хочешь терять клиентов, заставляя платить за экологию, тогда сам снижай выбросы СО2. В этом суть механизма рыночного регулирования Киотского протокола.
 
Попытки оспорить директиву были, но ни к чему не привели: она соответствует нормам международного права, подтвердил Европейский суд. И если европейские перевозчики вынужденно смирились, то все те, кто летает в Европу из-за рубежа, наоборот, перешли к активным действиям.
 
Авиационные власти нескольких десятков стран, не входящих в ЕС, единым фронтом (на первый взгляд) выступили против введения Европой «в одностороннем порядке» системы торговли квотами.
 
«Европа снимает с нас налог на воздух. Это шаг к торговой войне», — высказывались в том числе и российские чиновники. Как и их американские коллеги, они (то ли вправду, то ли лукавя) недоумевают, почему ЕС предлагает платить за загрязнение воздуха по всему маршруту полета, а не только над территорией Европы (в озоновой дыре над Арктикой, видимо, виноваты исключительно жители Арктики). И почему пассажиры из России должны платить в экологические фонды Евросоюза.
 
Россия ответила Европе отказом на увеличение частот по транссибирским маршрутам. С 1 января 2012 года плата за такие перелеты по новым маршрутам отменена согласно договоренностям о вступлении России в ВТО. Но до выяснения ситуации с ETS Россия решила ограничить увеличение полетов по этим магистралям для европейских авиакомпаний. На переговорах с Австрией российские представители подтвердили, что переговоры по этим маршрутам заморожены. А в октябре Госдума планирует рассмотреть проект закона, который разрешает российским компаниям участвовать в иностранных системах торговли квотами СО2 только «в случаях, установленных правительством».
 
Китай действовал еще жестче: он сразу же запретил авиакомпаниям покупать в Европе квоты на СО2 (правда, отмечу: у КНР есть национальный план по сокращению выбросов СО2 авиацией, а запрет на покупку квот оформлен в виде указа Управления гражданской авиации с формулировкой «без разрешения соответствующих органов правительства»). В марте Пекин заблокирован заказ госкомпаний на покупку лайнеров европейского Airbus общей стоимостью $12 млрд. Наконец, восемь китайских компаний отказались весной представить Евросоюзу сведения о выбросах СО2.
 
Летом палата представителей Конгресса США одобрила законопроект, запрещающий американским авиакомпаниям участвовать в европейской системе торговли квотами без соответствующего разрешения министерства транспорта. В августе сенатский комитет по торговле, науке и транспорту поддержал документ, и после одобрения Сенатом он может быть подписан президентом. 17 сентября ряд американских организаций, в том числе Торговая палата, обратились к Бараку Обаме с «настоятельной рекомендацией» оградить перевозчиков США от участия в ETS.
 
Казалось бы, еще немного и дожмут, Европа сдастся. Но вряд ли. В едином фронте противников ETS единства нет и быть не могло: Китай и США не союзники России.
 
КНР подписала Киотский протокол, но обязательства по сокращению выбросов на себя не брала. США протокол не подписывали в принципе. Тем не менее,
 
и Пекин, и Вашингтон, выступая против ETS, не против системы торговли квотами как таковой. Они в первую очередь пытаются выиграть время.
 
Директива ЕС прописывает, что, если страна вводит эквивалентные меры по сокращению выбросов СО2, рейсы из этой страны освобождаются от участия в ETS. А Китай и США в последние годы активно, хотя и не без сложностей, работают над созданием национальных систем торговли квотами на парниковые газы. Европа, по сути, лишний раз подстегнула их в этом процессе.
 
Американский законопроект, запрещающий авиакомпаниям участвовать в ETS, возможно, так и не выйдет за пределы Конгресса. Для Барака Обамы на фоне предстоящих выборов – это масштабная политическая проблема. Подобный закон неизбежно приведет к торговой войне с ЕС. А она вполне может обернуться куда большим ущербом для американской экономики (и политической карьеры Обамы), чем согласие участвовать в ETS до тех пор, пока Соединенные Штаты не утвердят механизм эквивалентных мер.
 
Управление гражданской авиации КНР в августе и вовсе объявило о создании нового подразделения Фонда развития авиации, которое будет заниматься вопросами экологии авиатранспорта. Пассажирам китайских авиалиний придется выплачивать в фонд около $8 за билет на внутренних линиях и примерно $14 за международный рейс. Вслед за этим Китай разблокировал контракты с Airbus, подписав сделку на 50 самолетов за $3,5 млрд .А буквально на днях ЕС и Китай подписали соглашение о сотрудничестве в переводе китайской экономики на низкоуглеродный путь развития. Европа, в частности, взялась помочь КНР в разработке национальной системы торговли квотами на выбросы CO2.
 
У России, которая Киотский протокол подписала, нет в запасе ничего. Только таежные леса, транссибирские угрозы и надежда, что Китай и США выиграют время, а там… видимо, само рассосется.
 
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта в сентябре попросила министерство транспорта дать, наконец, четкие рекомендации: что делать, пока не рассосалось? Если Госдума утвердит запрет, летать в Европу авиакомпании не перестанут, но им придется выбирать, чье законодательство соблюдать, а чье – нарушать. Нарушить европейский закон, значит, платить штрафы, нести репутационные убытки и, в конце концов, лишиться права на полеты в Европу. Минтранс с ответом не спешит. Ответить, кажется, и вправду нечем.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer