Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Витать в небесах


26 сентября 2012 года Кристоф Зайдлер, Spigel online, Профиль


Ракетные самолеты, самолеты «летающее крыло», воздушные суда на электрической тяге... Когда дело касается самолетов будущего, производители не скупятся на экзотические разработки. Но на практике они прежде всего модернизируют существующие модели. Риски, связанные с настоящей технической революцией, представляется слишком большими.

 

Между закуской и основным блюдом Крис Эмерсон представил своим гостям впечатляющие цифры: согласно прогнозу главного стратега концерна Airbus, в ближайшие 20 лет авиакомпаниями мира закупят в общей сложности 28 200 новых пассажирских и грузовых самолетов. В преддверии Международной космической выставки (ILA) авиаконструктор пригласил журналистов в берлинский отель - и, разумеется не преминул поделиться своим оптимизмом.
 
«До сих пор объем воздушных перевозок удваивался каждые 15 лет», - ликовал американец. И эта тенденция сохранится – прежде всего, благодаря экономическому росту в странах с переходной экономикой, таких как Китай – по меньшей мере, в ближайшие 20 лет. По прогнозу Airbus, в 2030 году к среднему классу в общемировом масштабе будут относиться пять миллиардов человек. С точки зрения компании, все они - потенциальные пассажиры.
 
Ответственные лица компании Boeing высказывают аналогичные предположения по поводу дальнейшего развития воздушного сообщения. Одновременно до 2050 года авиационная отрасль планирует сократить выбросы в атмосферу двуокиси углерода в два раза. Такое обязательство взяло на себя отраслевое объединение Air Transport Action Group. Сокращение объемов выброса двуокисей углерода и азота, а также снижения уровня шума будет достигаться учеными, авиакомпаниями и производителями в рамках Консультативного совета по авиационным исследованиям и инновациям в Европе (Acare), призванного обеспечивать выполнение предписаний Еврокомиссии (Flightpath 2050).
 
Усиление роста и сокращение выбросов – возможно ли это? Что ж, перед производителями стоит непростая задача.
 
До настоящего момента концерны направляли усилия в основном на усовершенствование существующих моделей. Например, Airbus произвел серьезную модернизацию старого доброго A320. Вариант, снабженный словечком «neo» ("New Engine Option“) экономит - в том числе благодаря так называемым концевым аэродинамическим поверхностям крыльев – до 15% горючего. «Это огромный прогресс при умеренных издержках», - отмечает руководитель исследовательского направления Airbus Аксель Крайн.
 
«Мы приближаемся к физическому пределу»
 
Но рано или поздно на смену эволюции в воздухе должна прийти революция: модернизация существующих воздушных судов обходится все дороже. «Если говорить об эффективности, то здесь мы приближаемся к физическому пределу», - предостерегает Крис Эмерсон. Руководитель департамента обеспечения воздушного сообщения при Германском авиационно-космическом центре (DLR) Рольф Хенке с ним солидарен: «Современные самолеты улучшать особо некуда».
 
С этим связаны две проблемы: Новые, экспериментальные технические концепции на момент внедрения могут давать худший результат, чем старые, отточенные. Это практически неизбежно, говорит Крайн. Вместе с тем, у производителей мало стимулов, чтобы претворять свои умопомрачительные разработки в жизнь. В частности, есть такой момент: разве авиакомпании станут приобретать традиционную модель, если будет известно, что до появления на рынке суперсовременного реактивного самолета остаются считанные годы?
 
Умопомрачительные идеи пока что нужны концернам прежде всего для работы с общественностью. Так, на выставочном стенде ILA научные сотрудники Германского авиационно-космического центра показывают свой Space Liner. Так называется проект ракетного самолета, который заправляется водородом и кислородом и который способен покрывать расстояние между Европой и Австралией за 90 минут. Вот только даже в среднесрочной перспективе такие неординарные проекты едва ли будут играть сколько-нибудь значимую роль. «Фантастические сверхзвуковые самолеты - это не решение. А водород мы, пожалуй, в лучшем случае увидим в топливных элементах», - признает глава Германского авиационно-космического центра Хенке. Последние могли бы, например, вырабатывать электрический ток для бортовых систем.
 
Аксель Крайн из компании Airbus пока не хочет строить догадок о том, какие самолеты будут рассекать воздушное пространство после 2030 года. А как обстоит с самолетами «летающее крыло», в которых устранено привычное разделение на фюзеляж и крылья? Конкуренты в компании Boeing совместно с NASA разрабатывает модель X-48, опытный образец прошел летные испытания. В Германии студенты Гамбургского университета прикладных наук тоже занимаются, помимо прочего, проектированием «летающего крыла».
 
«Такие двигатели нельзя просто взять и подвесить под крылом»
 
 «Данная концепция приведет к существенному прогрессу в области аэродинамики, - заявляет руководитель отдела исследований компании Airbus. Но есть и проблема: - Для таких машин необходимы не требующие обслуживания двигатели». До сих пор их просто не существует. С такими двигателями перед суперсовременным самолетом открываются серьезные перспективы. Инженеры размышляют, например, над так называемыми схемами с открытым ротором. Это огромные двигатели, пропеллеры которых вращаются в противоположных направлениях.
 
Эти силовые агрегаты обещают заметное повышение КПД. Однако силы, возникающие в их недрах, приводят к беспрецедентным нагрузкам на конструкцию самолета. «Такие двигатели нельзя просто взять и подвесить под крылом», - говорит Аксель Крайн. Если же интегрировать двигатели в сам корпус, должен найти способ борьбы с шумом. Вместо нескольких больших двигателей можно представить себе и решение, в рамках которого многочисленные относительно небольшие двигатели интегрировались бы в поверхность самолета.
 
К вопросу о поверхности самолета: в перспективе предполагается изменить и характер обтекания. Вместо беспорядочных вихрей по крылу будут проходить так называемые ламинарные потоки. В этой связи Германский авиационно-космический центр инициировал исследовательскую программу LamAiR. Разрабатываемый при этом проект самолета предполагает, в частности, обратную стреловидность крыла – как если бы ребенок неправильно собрал игрушечную модель. Поверхность бокового двигателя опять-таки планируется снабдить миллионами мельчайших отверстий, из которых будет откачиваться воздух - для экономии горючего.
 
Реактивные самолеты будущего смогут летать, как и их современные аналоги, на керосине – причем в отрасли хотят повысить долю биотоплива. Руководитель отдела исследований компании Airbus Крайн считает возможным к 2030 году примешивать к керосину 25-30% биотоплива. В компании Bauhaus Luftfahrt - этой кузнице проектов, финансируемой сразу четырьмя компаниями авиационной отрасли, а также Баварией, напротив, планируют перевести воздушные суда на электрическую тягу.
 
Создатели концепт-джетов демонстрируют на ILA модель работающего от батарей самолета Ce-Liner. Предполагается, что самолет длиной 43 м с загнутыми крыльями (C-Wing) к 2035 году сможет принять на борт до 190 пассажиров. Под сиденьями, в грузовом отсеке, до 16 наполненных литиевыми аккумуляторами контейнеров должны обеспечивать энергию, достаточную для полета на расстояние 1600 км. После каждого рейса батареи предстоит заменять. Нечто подобное уже представляла EADS в прошлом году в рамках программы VoltAir. Проблема в том, что современные аккумуляторы могут обеспечить незначительную часть необходимой энергетической плотности.
 
 «Это реальная возможность составить достоверное представление о таком самолете, - защищает концепцию Арне Зайтц. Теоретически решение пригодно примерно для 79% существующих воздушных маршрутов. - Конечно, на дальних расстояниях придется придумывать что-то еще». Разработка компании Bauhaus Luftfahrt должна восприниматься прежде всего как стимул для размышлений, убежден Зайтц.
 
Проект также предусматривает интересное переустройство внутреннего пространства. Если не все билеты на рейс распроданы, то экипаж может предоставить пассажирам возможность с комфортом вытянуть ноги: лишние сиденья просто складываются и выносятся из салона.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBy8Yo
Оформление купли продажи земельного участка, https://youdo.com/lawyer/landlaw/salepurchase/.
https://youdo.com/lawyer/civillaw/: подробное описание здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer