Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Через четыре года опять на Красную планету


27 сентября 2012 года Дмитрий Злодорев, Военно-промышленный курьер


Есть ли жизнь на Марсе? Значительная часть населения бывшего Советского Союза задается этим вопросом уже более полувека, причем в основном где-то под Новый год, когда смотрит «Карнавальную ночь». И все это время, как справедливо заметил герой Сергея Филиппова, наука, несмотря на все достижения, остается «пока еще не в курсе дела».

 

Ключевой поворот, возможно, произойдет в ближайшие несколько лет, когда Марс станет для землян несколько ближе – если не для всех, то для той их части, которая детально занимается его изучением. Связано это с новой миссией, не так давно объявленной НАСА. И речь тут идет не о работе марсохода «Кьюриосити», который находится на Красной планете, а о более глубоком – причем в прямом смысле слова – проекте.
 
Американо-франко-германский проект
 
Американское аэрокосмическое агентство планирует расширить программу исследования поверхности Марса. Предполагается, что в сентябре 2016 года здесь начнет функционировать космический аппарат «ИнСайт», миссия которого продлится около двух лет. По замыслу специалистов на Красную планету будут доставлены геодезические инструменты, позволяющие определить процессы ее формирования.
 
Примечательно, что в названии аппарата, на который возложено осуществление чрезвычайно важной задачи, американцы закодировали то, чем он, собственно, станет заниматься. Дело в том, что «ИнСайт» представляет собой своего рода аббревиатуру, ее можно расшифровать как «изучение внутреннего пространства с применением сейсмических исследований, геодезии и теплообмена».
 
Проект будет международным. Его «мозгом» станет Лаборатория реактивного движения (ЛРД) в американском городе Пасадине (штат Калифорния), отвечающая сейчас за реализацию миссии «Кьюриосити». Кроме того, в программе участвуют Французский национальный центр космических исследований и Германский аэрокосмический центр. В частности, созданный во Франции сейсмометр должен показать, имеют ли место на Красной планете марсотрясения наподобие аналогичных процессов на Земле. Немецкая буровая установка позволит внедриться в марсианский грунт на глубину до девяти метров.
 
«Изучение Марса является приоритетом НАСА, и наша новая миссия служит подтверждением тому, что мы и впредь продолжим приоткрывать завесу тайн, которыми окутана Красная планета», – подчеркнул директор американского ведомства Чарльз Болден. По его словам, совершенная недавно успешная посадка на Марс «Кьюриосити» способствовала росту интереса в обществе к космическим исследованиям.
 
Объявление о начале воплощения в жизнь проекта «ИнСайт» является четким сигналом, что новые, еще более интригующие экспедиции на Красную планету уже на подходе, выразил уверенность Болден. В свою очередь руководитель научного управления НАСА Джон Грунсфелд отметил, что «ИнСайт» предстоит внедриться в поверхность Марса и начать изучение структуры соседа Земли по Солнечной системе.
 
Эксперты называют новый проект относительно недорогим. Его стоимость оценивается примерно в 425 миллионов долларов. Это почти в шесть раз дешевле, чем обходится миссия «Кьюриосити».
 
Ученые разочарованы
 
Надо признать, что американское космическое сообщество встретило новость о подготовке очередной экспедиции на Марс прохладнее, чем можно было ожидать. Во всяком случае вала информации и откликов, который наверняка тут же последовал бы на аналогичное известие еще несколько лет назад, на сей раз не случилось. Возможно, виной тому стал «Кьюриосити», попросту затмивший «ИнСайт». Последнему ведь внедриться в поверхность Красной планеты еще только предстоит, а марсоход уже находится на месте и передает на Землю ценную информацию.
 
Но есть, по всей вероятности, и другая причина, причем более реальная. А именно – грядущее сокращение бюджета НАСА, из-за которого ему пришлось отказаться от ряда программ, в том числе и весьма перспективных. В такой ситуации многие специалисты, мягко говоря, не одобрили решение в очередной раз слетать на Марс, а не заняться другими проектами.
 
Одним из первых на проблему обратило внимание информационное агентство АП, отметившее, что выбор был сделан в пользу «ИнСайта», а не исследования спутника Сатурна – Титана или кометы. «Это вызвало претензии со стороны ученых, занимающихся изучением других точек Солнечной системы относительно чрезмерной марсианизированности НАСА», – пишут эксперты АП. «Наши планы по изучению планет чересчур ориентированы на Марс», – говорит в этой связи известный американский специалист по исследованию Сатурна Кэролин Порко. По ее словам, «у нас еще слишком много сфер для изучения процессов, происходящих на планетах, и потому вряд ли стоит зацикливаться исключительно на Марсе».
 
Впрочем, у представителя НАСА Линдли Джонсона нашлось, что ответить госпоже Порко. Он сообщил, что внутреннее пространство Марса представляет собой загадку, ведь там нет магнитного поля и ученые даже не знают, какие процессы происходят под его поверхностью. «В частности, происходят ли на Красной планете марсотрясения и если да – то насколько часто? Сколь велико «сердце» Марса?» – на эти и многие другие вопросы, как полагает Джонсон, и поможет ответить предстоящая миссия.
 
Здесь надо сказать, что в середине прошлого года НАСА выбрало три проекта малых космических миссий (класса «Дискавери») для их дальнейшего изучения. Всего же было подано 28 заявок. Помимо «ИнСайта», в число финалистов вошла программа TiME (что можно перевести как «Морской исследователь Титана»), в рамках которой предполагалось посадить зонд на метан-этановое море на Титане, а также проект Comet Hopper, инициаторы которого собирались несколько раз доставить исследовательский зонд на поверхность ядра одной и той же кометы, чтобы понять степень его изменений при взаимодействии с Солнцем. Теперь, однако, все эти замыслы придется отложить до лучших времен. Когда деньги будут.
 
«Мы очень разочарованы», – призналась одна из участниц «титановой» программы Эллен Стофан. По ее словам, она вместе с коллегами уверена в том, что миссия к спутнику Сатурна была бы очень интересной и вполне выполнимой.
 
Разочарован и известный американский ученый Скотт Хаббард. У него, однако, свой «угол обзора». Дескать, «ИнСайт» – дело хорошее, но явно недостаточное для полноценного изучения. По мнению Хаббарда, принятое НАСА решение, конечно, замечательно с научной точки зрения, однако оно ни в коей мере не позволяет продвинуть стратегические исследования, рекомендованные Национальной академией наук: «Для такого рода научных работ в этом нет ничего интересного, а виной всему массивное сокращение средств на марсианские программы в рамках подготовленного администрацией США проекта бюджета на 2013 финансовый год».
 
«Если взглянуть на официальные заявления представителей федеральных властей, становится очевидным, что они попросту опасаются, будто бы программы, нацеленные, в частности, на доставку на Землю различных образцов, взятых на Марсе, попросту раздуют финансовый пузырь и будут угрожать другим миссиям. По моему стойкому убеждению, подобные опасения администрации США и некоторых членов конгресса неоправданны», – считает Хаббард, который сейчас преподает в Стэнфордском университете, а прежде был первым так называемым марсианским царем НАСА, то есть руководителем программы по исследованию Красной планеты. Его перу, в частности, принадлежат многочисленные труды, посвященные данной теме.
 
Хаббард признал, что несколько марсианских программ в прошлом потерпели неудачу. Тем не менее, уверен он, теперь возможные риски могут быть в значительной степени исключены: «Научное сообщество пришло к выводу, что мы в состоянии найти и тщательно отобрать те образцы, которые позволят нам получить необходимую информацию о том, была ли жизнь на Марсе в прошлом. За последние десять лет различные миссии дали нам необходимые знания, позволяющие определить на планете места, которые представляют особый интерес. А благодаря миссии «Кьюриосити» мы можем идти туда, куда считаем нужным, и находить необходимые нам образцы».
 
Он убежден, что научное сообщество уже готово к новым шагам по исследованию Марса и изучению возможности существования там жизни. Для этого, понятно, требуются средства, а потому следует восстановить финансирование программы на уровне 2011 года, то есть в объеме примерно 550 миллионов долларов в год, и начать планирование обоснованных с материальной точки зрения миссий в 2018 и 2020 годах с использованием уже имеющейся информации. На взгляд Хаббарда, международное сотрудничество позволило бы США снизить собственные затраты на подобные проекты.
 
Где вода, там жизнь
 
Впрочем, все это дела будущего и, честно сказать, весьма неочевидные. Все-таки что ни говори, а на дворе пока то ли кризис, то ли его последствия, в связи с чем реальнее предположить скорее сокращение финансирования, чем его увеличение. А потому сторонники и участники марсианской программы радуются уже тому, что есть. «Подумать только: в 2016 году мы сможем посадить аппарат на Марс и прежде всего понять, бывают ли там марсотрясения, – восхищается перспективами директор ЛРД Чарльз Элачи. Он уверен, что это позволит лучше изучить структуру Красной планеты и сравнить ее со структурой Земли.
 
Своего шефа поддержала и Сью Смеркар, отвечающая в ЛРД за реализацию проекта «ИнСайт»: «У нас пока нет на руках многих очень важных сведений, а теперь мы сможем их получить. Мы занимаемся тем же самым, чем и дети в скаутских лагерях, – изучаем, только делаем это не на Земле, а на Марсе».
 
У господина Элачи, кстати, не так давно было весьма любопытное выступление в Технологическом университете штата Джорджия, в ходе которого у директора ЛРД состоялся своего рода «живой чат» с журналистами телекомпании Си-эн-эн. Правда, лишь малая его часть оказалась посвященной проекту «ИнСайт», собеседники больше говорили про Марс вообще и программу космических исследований в целом. Вернее – про поиски внеземной жизни. По сути руководитель одного из ключевых подразделений НАСА раскрыл некоторые секреты будущих проектов американского космического ведомства.
 
В принципе Элачи постарался развеять опасения скептиков относительно чрезмерной марсианизированности НАСА. «Нашими ключевыми задачами являются поиски мест, в которых имеется вода. Если она где-то есть в жидком виде, это означает наличие вполне приемлемой для существования жизни температуры», – отметил он.
 
По мнению руководителя ЛРД, этим характеристикам вполне может соответствовать спутник Юпитера – Европа, под поверхностью которого, по предположению ученых, скрывается океан: «Мы считаем, что лед там может быть похож на наш арктический, только немного толще. Ключевой вопрос заключается в том, какова его толщина на поверхности и существует ли океанская жизнь под ним». По прикидкам Элачи, «европейская» миссия может быть организована уже в начале следующего десятилетия.
 
Другим объектом интереса для специалистов НАСА служит спутник Сатурна – Энцелад, под поверхностью которого, как отмечает директор ЛРД, ученые также допускают существование океана. Среди других «пунктов назначения», представляющих интерес (хотя, похоже, куда меньший), Элачи выделил уже упомянутый Титан, а также ближайшую к Земле планету – Венеру. По ней, правда, у специалистов НАСА есть вопрос несколько иного рода: почему небесное тело примерно одного размера с Землей и находящееся на схожем расстоянии от Солнца движется в абсолютно ином направлении?
 
«У нас нет оснований полагать, что жизни не существует абсолютно нигде во Вселенной. Есть миллиарды звезд, возможно, миллиарды планет и на многих из них схожие условия и действуют схожие законы. Конечно, велика вероятность того, что мы не обнаружим там жизнь, но как ученые мы стараемся получить свидетельства существования этой жизни», – говорит Элачи.
 
Естественно, Марсу в этом ряду уделяется особое внимание. В частности, руководитель ЛРД допускает, что пилотируемый полет на Красную планету может стать реальностью уже в ближайшие 20–30 лет: «С инженерной точки зрения мы знаем, как осуществить столь дерзкий замысел, но по-прежнему необходимы очень серьезные шаги в плане развития и определенные изобретения для того, чтобы эта мечта стала реальностью».
 
Одним из таких шагов глава ЛРД как раз и видит предстоящую через два года миссию «ИнСайта». «Мы хотим направить к Марсу посадочный модуль, который находился бы на строго определенном месте и был оснащен очень чувствительным сейсмометром для фиксации марсотрясений. Они интересны не только сами по себе, но и потому, что благодаря их изучению мы получим более ясное представление о внутренней структуре планеты и возможность сравнить ее со структурой Земли», – рассказал Элачи. Он не сомневается, что эти данные также могут оказаться очень ценными для изучения природы землетрясений.
 
Что ж, устами уважаемого эксперта, как говорится, да мед бы пить. Конечно, хотелось бы верить, что не в таком уж далеком будущем мы действительно сможем приоткрыть завесу тайны, которая окутывает Красную планету. И если уж не ответим на извечный вопрос насчет жизни на Марсе, то хотя бы приблизимся к пониманию того, что там происходит...



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer